Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Газета,
10 декабря 2003
Сергей Боровиков
А Россия отбирает у Украины черноморскую рыбу
Остров Тузла и российскую дамбу в Керченском проливе разделит новый судоходный канал глубиной 5 метров - с таким заявлением выступил в понедельник министр транспорта Украины Георгий Кирпа. Пользоваться каналом разрешат и российским кораблям, однако на каких условиях, пока неясно. Можно лишь предположить, что, поскольку Киев уже вложил в строительство около полумиллиона долларов, он едва ли откажется от возможности брать лоцманские сборы за проход по каналу российских судов.
Украина обнародовала свой план разрешения тузлинского конфликта. В 100 метрах от недостроенной российской дамбы будет прорыт судоходный канал, по которому, возможно, разрешат ходить российским судам. Таким образом Украина убивает сразу двух зайцев: продолжать строительство российской дамбы будет невозможно, поскольку она перекроет фарватер нового сооружения, при этом оба судоходных канала в Керченском проливе по-прежнему будут находиться на украинской территории.
Напомним, что конфликт между Россией и Украиной начался 29 сентября, когда российские рабочие приступили к сооружению дамбы в Керченском проливе между принадлежащим России Таманским полуостровом и украинским островом Тузла. Киев воспринял эти действия как посягательство на территориальную целостность Украины и потребовал прекратить работы. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев аргументировал строительство экологическими соображениями: дамба, по его словам, спасет жителей прибрежных районов от угрозы паводков. В результате работы по возведению дамбы были приостановлены до завершения межправительственных переговоров, которые, однако, за два месяца не сдвинулись с мертвой точки.
О строительстве нового судоходного канала в понедельник сообщил глава украинского минтранса Георгий Кирпа. По его словам, строительные работы уже начались и на их проведение выделено более 500 тысяч долларов. Канал будет проходить по украинской территории, поэтому Киев счел возможным не согласовывать свои планы с Москвой. Свою позицию Украина по примеру краснодарского губернатора аргументировала экологической необходимостью. Кирпа считает, что новая судоходная артерия позволит снизить силу течения и "вода не будет смывать остров". Кроме того, уменьшится нагрузка и на Керченский пролив. "Это будет полный судоходный канал, который уже имеет название - Тузлинский. Нам необходимо прорыть 680--700 метров, увеличив глубину на этом участке до 5 метров. И тогда суда низкой посадки все пойдут сюда, а глубоководные - по Керченскому каналу, как и раньше", - пояснил украинский министр.
На каких условиях новым каналом позволят пользоваться России, пока неясно. Напомним что сейчас российские суда, идущие из Черного в Азовское море по Керченскому каналу, платят Украине до 16 млн. долларов в год. Глава украинского минтранса пообещал "предложить России использовать новый канал совместно", но поскольку деньги в его строительство Украина вкладывает самостоятельно, можно ожидать, что она будет требовать лоцманский сбор за проход российских судов. Возможен еще один вариант - за совместное использование канала Киев потребует от Москвы уступок при подписании договора о делимитации границ в Азово-Керченской акватории. Как известно, по этому вопросу позиции государств различны. Украина требует раздела и дна, и водной поверхности - в этом случае на большей части Азова рыболовство будет разрешено только украинским судам. Россия же, в свою очередь, полагает, что делить нужно только дно, а биоресурсы акватории использовать совместно.
Между тем 22 ноября Россия в одностороннем порядке изменила правила рыболовства в акватории Черного моря, запретив украинским судам лов рыбы в своих водах. Основной улов керченских рыбаков составляет хамса. Эта рыба размножается и набирает вес в украинских водах Азовского моря, а осенью, во время путины, мигрирует в Черное море к берегам России. После развала СССР была достигнута договоренность, согласно которой украинские и российские рыбаки проводят лов в зоне совместного промысла. Протяженность этой зоны составляет порядка 250 километров - от мыса Меганом в Крыму до мыса Дооб в Краснодарском крае России. Дабы ограничить вылов, устанавливаются соответствующие квоты. В текущем году Украина могла выловить до 9 тысяч тонн хамсы. Однако из-за запрета, введенного Россией, украинцы остановили промысел, не набрав и четверти запланированного улова. Киев еще 26 ноября направил ноту российскому МИДу с просьбой урегулировать возникшую ситуацию, однако ответа до сих пор не последовало.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |