Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
8 декабря 2003
А.Негруце
Отказ Владимира Воронина от российского плана урегулирования создает идеальные условия для развития экстремизма в Молдавии
В середине ноября этого года в Молдавии произошло событие, которое может стать искрой в тлеющем более десяти лет молдавско-приднестровском конфликте: президент Молдавии Владимир Воронин отказался подписать российский план урегулирования конфликта в Приднестровье, официально предложенный первым заместителем главы администрации президента России Дмитрием Козаком.
Первоначально этот план, одним из основных положений которого являлись гарантии России гражданам как Молдавии, так и Приднестровья, устраивал обе стороны. Однако в ночь накануне подписания меморандума Воронин отказался утвердить российский миротворческий документ.
Суть проекта заключалась в том, что Федеративная Республика Молдавия должна была бы стать так называемой "асимметричной федерацией", в которой Приднестровье и Гагаузия получали особый статус. Парламент страны должен был стать двухуровневым и состоять из палаты представителей (71 депутат) и сената (26 сенаторов), в который вошли бы 9 человек от Приднестровья, 4 - от Гагаузии, а остальные - непосредственно от Молдавии.
Особенно неприятным для России стало то, что глава Молдавии передумал всего за несколько часов до прибытия в Кишинев Владимира Путина, который собирался присутствовать при подписании меморандума. Кроме того, такому неожиданному повороту событий предшествовал разговор Владимира Воронина с представителями ОБСЕ, в том числе с руководителем постоянной миссии ОБСЕ в Молдавии Уильямом Хиллом, а также с сотрудником госдепа США Рудольфом Периной.
Выступая 17 ноября на пресс-конференции в Москве, Дмитрий Козак признался, что толком не понял, почему Кишинев отказался от подписания итогового документа. По мнению первого замглавы администрации президента России, в миротворческом плане российской стороной были учтены все предложения. По словам Козака, Москва даже убедила Тирасполь уступить Кишиневу в самом больном для Приднестровья вопросе - сроке присутствия на территории республики российского миротворческого контингента. Тирасполь требовал продлить этот срок еще на 30 лет, а Кишинев, в свою очередь, утверждал, что это слишком много. В конце концов стороны пришли к согласию: российские миротворцы останутся в республике до 2020 года.
В самой Молдавии отказ Воронина объясняют следующим образом: якобы за отступничество Запад заплатил руководству Молдавии живыми деньгами - в самом ближайшем времени планируется получение кредитов от Всемирного банка (35 млн. долл.) и от Европейского союза (6 млн. долл.).
В ОБСЕ при этом считают, что ничего особенного не случилось. Как заявил в тот же день в Тирасполе руководитель постоянной миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, "не следует делать трагедии из того, что не был подписан предложенный Россией план приднестровского урегулирования". Но, по мнению большинства политологов, отказ от подписания этого плана может привести к тому, что стороны не найдут согласия еще несколько десятилетий.
При этом президент Молдавии обосновал свою позицию, сославшись на "массовые" протесты националистической оппозиции, не приемлющей идею федерализации Молдавии. По странному стечению обстоятельств в день подписания документа в Кишиневе произошли "столкновения" между полицией и участниками акции протеста, выступавшими против урегулирования приднестровского конфликта способом, предложенным российской стороной.
Впрочем, большинство массовых митингов молдаван, активно "защищающих" национальную идею, всем остальным миром давно уже воспринимаются как спектакли, умело срежиссированные коммунистическим руководством республики. Правда, такого рода игры достаточно опасны и могут привести к эффекту бумеранга, что в конечном итоге обернется гражданской войной.
На днях на заседании всех участвующих в урегулировании сторон Молдавия должна была представить свой план решения конфликта, формально основанный на российском документе, но без каких-либо гарантий со стороны России гражданам Приднестровья. Несмотря на то что с российской стороны планом решения конфликта занимался замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, которому, так же как и Владимиру Путину, чужда соглашательская позиция уступок США, молдавский проект, скорее всего, приведет лишь к затягиванию конфликта, если не к его возобновлению.
Одним из печальных последствий плана, разработанного Кишиневом, станет положение более 100 тысяч российских граждан, проживающих в Приднестровье. Уже сейчас, помимо экономической, россияне в Приднестровье находятся в правовой блокаде. Например, вчера российские граждане, проживающие на территории республики, в очередной раз не смогли нормально проголосовать из-за странной безынициативности местного избиркома. Еще один пример: совсем недавно в Молдавии был принят закон, уравнивающий в правах ветеранов Великой Отечественной войны, большая часть из которых - россияне, с теми, кто воевал на стороне фашизма.
Таким образом, в случае одобрения плана Воронина и его команды, участие России в дальнейшем процессе урегулирования приднестровского конфликта сведется лишь к нотам протеста МИДа. А если ОБСЕ и Воронин добьются полного ухода России из региона, более 100 тысяч человек будут брошены на произвол судьбы. Что из этого получится, лишний раз повторять не надо: появятся идеальные условия для дальнейшего развития экстремистских течений в Молдавии. Как следствие - появление еще одной горячей точки.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |