Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Газета,
8 декабря 2003
Н.Смирнов
Молдавия, которая стояла буквально в полушаге от решения приднестровской проблемы, похоже, откатывается на исходные позиции. Потенциальный день триумфа по объединению двух берегов, разобщенных вот уже более десяти лет, оборачивается вялотекущей переговорной говорильней, где следствия и причины в который раз перепутаны, и сопровождается комментариями молдавских политиков, из которых ясно, что реинтеграция вовсе не цель, а рефрен к совсем другим целям.
Напомню предысторию несостоявшегося и столь долго ожидаемого на обоих берегах события. С приходом к власти Владимира Воронина, выбранного главой государства в парламенте, а не на всенародных выборах, как было до этого, молдавский народ узнал обнадеживающую новость: урегулирование приднестровской проблемы станет делом номер один для правящей коммунистической партии и ее лидера. Но после первого обнадеживающего порыва навести мосты между двумя берегами молдавский президент, смертельно обидевшись на лидера Приднестровья Игоря Смирнова, решил, что переговорный процесс может продолжаться и без его личного участия. Последовало почти два года "холодной войны", за время которой по инициативе Кишинева Приднестровье было фактически блокировано экономически и несло большие убытки. После таможенной войны, опять же по инициативе Кишинева, началась под невинным предлогом тестирования цифрового телевидения (но почему-то на частотах Приднестровья) телефонная война между двумя берегами, продолжал действовать запрет на въезд в США и страны ЕС лидеров Тирасполя (тоже в результате дипломатических усилий Кишинева). Последовало и множество других мелких шагов, которые не только не способствовали диалогу, но и окончательно завели переговоры в тупик.
Настоящий прорыв произошел, когда под идею федерализации Молдавии Россия предложила свой план объединения расколотой страны. Причем ему предшествовали несколько месяцев "челночной" дипломатии зам. главы администрации Президента России Дмитрия Козака. Четкий и конкретный Меморандум был опубликован в местной печати, обсужден с общественностью, представлен Украине, которая наряду с Россией является страной-гарантом в урегулировании приднестровской проблемы, и в ОБСЕ. И, наконец, документ, разработанный совместно со сторонами, причем, по признанию самого Воронина, на 70 процентов разработанный именно Кишиневом, был парафирован президентом Молдавии и лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Полное одобрение он нашел и у Киева. ОБСЕ заняло осторожную нейтральную позицию. И вдруг за одну ночь все изменилось. Вечером, накануне подписания, перед резиденцией Владимира Воронина проходила репетиция почетного караула, готовившегося к встрече российского Президента Владимира Путина, а в самом дворце шло тайное совещание, как сорвать намечавшееся знаменательное и столь долго ожидаемое событие. С Владимиром Ворониным спешно встретилась посол США в Молдавии и донесла, надо полагать, до него точку зрения вашингтонской администрации, позвонил молдавскому президенту и ныне действующий председатель ОБСЕ Яаап де Хооп Схеффер и сообщил, что некоторым странам-членам ОБСЕ понравились не все положения Меморандума.
Казалось бы, ну и что. Разве может какой-нибудь план нравиться целиком и полностью всем без исключения? Тогда ни один из них никогда не будет принят. Как говорит до сих пор сам Воронин, Меморандум был всего лишь политическим заказом под будущую новую конституцию объединенной Молдавии. Конспектом, так сказать. Трудно было переоценить главное, на что он выводил и чего никак не удавалось получить, - впервые за одиннадцать послеконфликтных лет стороны вышли на согласованные позиции. Мечта об объединении становилась реальностью. Да, в этом успехе решающую роль сыграла Россия, и она же успешно вот уже более десяти лет осуществляет миротворческую операцию в приднестровском регионе. За это время здесь в зоне вооруженного конфликта не потерян ни один солдат и не случилось ни одного сколько-нибудь значимого инцидента. Европе и США впору изучать опыт российских коллег. Все получилось с точностью до наоборот. Владимир Воронин под свист и улюлюканье оппозиции - очень кстати подкрепляющей действия президента антироссийскими и антирусскими выступлениями - отказывается от окончательной подписи. В одной из передач молдавского телевидения он аргументировал такой шаг знамением свыше. Видимо, подразумевая под этим благословение европейских и вашингтонских структур. И тут же получил свои тридцать серебреников. Всемирный банк, который вместе с МВФ, заморозил внешнее кредитование республики на неопределенный срок, выделяет 35 миллионов долларов США на энергетический проект.
А оппозиция в Кишиневе в это время продолжает выводить на центральную площадь города своих ставленников, что позволяет Воронину говорить, что нельзя принимать документ, который не у всех находит поддержку. Как будто и раньше было неясно, что ультранационалисты румынского толка всегда будут против объединения Молдавии. В такой стране их шансы на сколько-нибудь значимое политическое место резко понижаются. И Воронин об этом прекрасно знает. Ведь и сейчас электорат национал-радикалов составляет около 5-6 процентов. До предполагаемого грузинского сценария молдавская оппозиция явно не дотягивает. Все ее выступления оставляют ощущение искусственности, привычной театральности и носят следы тщательной режиссуры. Очень кстати выдвинулась массовка, когда стало известно, что в Кишинев на подписание Меморандума собирается прилететь Владимир Путин. Сдув пыль с антироссийских плакатов и призывов, оппозиция немедленно подобралась к российскому посольству и резиденции молдавского президента. Вовремя появилась массовка и накануне заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Маастрихте 1-2 декабря, где предполагалось обсуждение плана урегулирования приднестровского конфликта и вывода российской военной группировки из Приднестровья.
Все бывшие "центристы" теперь объединились вокруг "крутых" националистов, никогда не жаловавших самостоятельное государство Молдавию, в порыве против московского Меморандума вообще и федерализации республики, в частности. Главный мотив - государственности Молдавии конец, если московский документ будет принят. Фактически же они предлагают изменить формат переговоров, сделав ставку на международное сообщество, подключив даже Румынию к процессу урегулирования. И скорее всего на фоне двойственной политики Запада, который явно не хочет усиления российского влияния в этом регионе, будут под тем или иным предлогом услышаны. План урегулирования Приднестровья на этом фоне уходит далеко в тень. Объединение двух берегов придется отложить на далекое потом.
Владимир Воронин за короткий срок умудрился стать чужим для "своих", но не стал родным для чужих. Теперь он пытается обосновать свою позицию относительно того, кто после провала объединения страны будет нести миротворческие функции в конфликтном регионе. Позиция уже выработана, но молдавский президент все-таки пытается ее как-то подкрасить, видимо, уже не столько для сохранения собственного лица, которому кажется уже никакой макияж не поможет, сколько для России. Оно и в самом деле неудобно вместе с оппозицией плевать в сторону страны, из которой и в эти дни идут эшелоны с гуманитарным зерном и практически бесплатный газ, а в общей задолженности долги составляют львиную долю. Однако даже чувство простой благодарности не сработало у молдавских политиков в Маастрихте, где министр иностранных дел Молдавии, поблагодарив всех - и США, и Европейский союз, и руководство ОБСЕ за помощь в урегулировании приднестровского конфликта, забыв о России, и вспомнив только за тем, чтобы потребовать "незамедлительно завершить процесс" вывоза вооружения. Владимир Воронин предлагает пойти дальше, сменив нынешний миротворческий контингент на международный протекторат. Вот уж поистине открытый противник лучше лживого союзника. От первого, по крайней мере, знаешь, чего ожидать.
Что в результате получается? Вместо объединения Молдавия получает шанс вновь раздуть не до конца погасший конфликт до горячего состояния. Оппозиции предоставляется карт-бланш для реанимации подзабытого лозунга "Чемодан-вокзал-Россия". Вместо "России" можно вставить "Украину" и т.д. В Молдавии так называемых русскоязычных около 40 процентов населения. А более сотни тысяч российских граждан, постоянно живущих на обоих берегах Днестра, вообще оказываются в неопределенном положении. И надежда у них сейчас лишь на своего российского Президента, который объявил поддержку соотечественников одним из приоритетов российской политики. Коммунист Воронин для них, к сожалению, оказался чужим дядей.
Встреча всех участников урегулирования, которая состоится 9 декабря 2003 года, покажет, насколько Россия заинтересована в решении конфликта в Приднестровье. На этой встрече Кишинев собирается представить свой вариант решения молдавско-приднестровского конфликта, который формально составлен на основе российского варианта, но не дает никаких гарантий гражданам Приднестровья со стороны России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |