Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Политком Ру",
8 мая 2002

Кто выпьет Каспий?

Диалог российских экспертов о море, нефти и трубах.

Переговоры по Каспию оставили больше вопросов, чем дали ответов. Есть ли в каспийском шельфе нефть? Кому чего и сколько достанется? Какова судьба крупных нефтяных проектов, таких как Баку - Джейхан? Не превратится ли неуступчивость сторон в серьезный конфликт? Мнения Валерия Нестерова, Бориса Макаренко, Владимира Аверчева, Владимира Детинича.

Валерий Нестеров, аналитик ИК "Тройка-Диалог":

Размер запасов нефти на шельфе Каспия определен весьма условно, многие оценки являются политически ангажированными. Доказанным можно назвать объем запасов в 1 миллиард тонн нефти и газа, реалистическим - 4 миллиарда тонн, вероятен уровень в 10 миллиардов тонн. Речь явно не идет о новом Персидском заливе, но 10 миллиардов тонн составят 7 процентов мировых запасов.

60 процентов богатств Каспия составляет газ, 40 - нефть, а в российском секторе наоборот - 60 процентов нефть, 40 - газ. Газ попутный, не очень хорошего качества. В нем слишком много серы, которую нужно "отлавливать" на стадии добычи, и потому такой газ скорее является помехой, чем ресурсом.

При дележе таких крупных запасов энергоносителей стороны не могут найти общую позицию. Близки к договоренности Россия, Казахстан и Азербайджан. А вот Туркменистан имеет претензии к Азербайджану, у Ирана есть претензии к туркменам и азербайджанцам, Тегеран требует себе 20 процентов дна. Туркмения и Азербайджан пытаются забрать себе побольше шельфа, чем у них есть сейчас. Все двусторонние договоренности с точки зрения международного права сомнительны, ведь договоры Ирана с СССР никто не отменял, и договариваться вновь должны все пять сторон.

Судьба нефтепровода Баку - Джейхан под вопросом. Шельф Каспия оказался беднее, чем предполагалось и рекламировалось, а пока трубу было бы нечем наполнять. Чтобы ее заполнить, пришлось бы менять весь график разработки месторождений. Сейчас Азербайджану для реализации этого проекта очень нужна подпитка казахстанской нефтью. Но Казахстану надо заполнить нефтепровод КТК, к тому же Казахстан рассматривает альтернативные пути транспортировки - через Самару, например. А недавно Назарбаев встречался с иранским руководством, и вновь ожила идея трубопровода Казахстан - Туркменистан - Иран. Америка очень хочет направить казахскую нефть в трубу Баку - Джейхан. Проект Баку-Джейхан находится в подвешенном состоянии. Но большую роль играет политический фактор, и вероятность его строительства составляет 50-65 процентов.

Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

В идеале нужно договориться впятером. Но если такие ходы не будут вести к радикальному пересмотру всей ситуации, то двусторонние или трехсторонние консультации и договоренности - дополнительное средства давления на неуступчивых. Если при этих контактах соблюдать определенную корректность, то тем самым будет проводиться политика свершившихся фактов. Это всегда немножко спорно, но на неуступчивых действует очень хорошо. Наиболее неуступчивыми сторонами являются Туркменистан и Иран. Стороны, однако, не перешли в своих спорах грани разумного. Поездка президента в Каспийскую флотилию показывает, что идея демилитаризации Каспия остается благим пожеланием, и Россия будет укреплять свой потенциал, как и другие прикаспийские державы. Но не более того. Проблем с Ираном больше всего у Азербайджана, соответственно у Баку к Тегерану больше претензий, мы с Ираном напрямую не граничим. А вот рассчитывает ли Азербайджан на какую-то поддержку со стороны России и что может стать за это платой? Если Азербайджан будет участвовать в двусторонних мерах соглашаясь с российской позицией, то это и будет российской поддержкой. А в принципе договоренность по разделу Каспия - это вопрос нескольких лет, первый шаг уже сделан, и он внушает оптимизм.

Владимир Аверчев, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН:

Разумеется, все договоренности будут достигаться впятером, и рано или поздно придут к той формуле, которую озвучила Россия - "делим дно, вода общая". Воевать там никто не станет, силы уж больно неравные - кроме нашей Каспийской флотилии там ничего путного просто нет. К тому же есть о чем разговаривать и переговоры далеко не тупиковые. Большинство стран формула, обозначенная президентом Путиным, устраивает. Иран сопротивляется? Так они же проверяют твердость нашей позиции. Что касается нашего друга Туркменбаши, то у него выхода в мир, кроме как через Россию, нет и не будет. Так что он точно никуда не денется.

Нефтепроводы Баку-Новороссийск и Баку-Джейхан к этой проблеме никакого отношения не имеют и не будут. Все государства, которые имеют реальные запасы нефти, ищут пути ее доставки к потребителю. Но что касается добычи - это ведь совсем другой вопрос.

У Казахстана определенно есть в его куске шельфа энергоносители. Азербайджан наоборот, разочарован, и проект Баку-Джейхан для него представляет интерес именно как средство транспортировки казахской нефти, чтобы получить дополнительные доходы за транзит. А сомнения в экономической целесообразности проекта есть, хотя скорее всего под давлением политических факторов он будет осуществлен. Что касается российской части Каспия, то тут сведения не столь обнадеживающие. "ЛУКойл" недавно проводил бурение, потом начались рассказы о том, как в результате этого бурения были обнаружены неслыханные богатства, только концовка у рассказа неожиданная: "А не хочет ли кто-нибудь это выгодное место купить?" К тому же бурить там приходится на очень большие глубины, это очень дорогое удовольствие. Так что, похоже, что особых богатств в российской части Каспия нет. Вообще весь Каспий - не новая Саудовская Аравия, и все, что есть в реальности, пока очевидно имеется только у Казахстана.

Владимир Детинич, аналитик ИК "Атон":

Развитие прикаспийской нефтедобычи предполагает много интересных вариантов, но какие из них будут воплощены в реальность, сказать невозможно, пока нет политического решения по Каспию. До тех пор, пока в этом вопросе не будет ясности, высокий риск сдерживает инвестиции, и стороны развивают пока только те проекты, которые в любом случае окажутся в их собственности. Нефтепровод Баку - Джейхан, скорее всего, будут продавливать, потому что это политический проект с очевидными интересами США. Его полная загрузка и выход на окупаемость вряд ли возможны без загрузки его сырьем из Ирана и Туркмении. Но позиция Ирана с азербайджанской позицией сильно расходится. Проект Баку - Джейхан развивается в противовес проектам транспортировки нефти через Россию, и сейчас специалистам уже ясно, что он экономически нерентабелен и двигается только из-за сильного политического давления. Хотя если бы этот регион нормально разрабатывался, хватило бы нефти и Баку-Новороссийск, и на КТК, и на Баку - Джейхан, но все зависит от эффективности разведки и разработки. Азербайджан вряд ли уж очень сильно завышает свои потенциальные запасы, не все так однозначно. Какие-то месторождения оказались неэффективными, их временно перестали разрабатывать. Но больше всех прочих развитие нефтедобычи на Каспии сдерживает фактор политической нестабильности, ведь непонятно, кому и что принадлежит, а в такой обстановке инвестиции не появляются.

Подготовил Андрей Цунский

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ