Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Военно-промышленный курьер,
3 декабря 2003

Вашингтон - Киев - Ташкент

Валентин Бадрак, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения (Киев)

США выстраивают новую ось для поддержки режима Ислама Каримова

На протяжении последнего года Соединенные Штаты сделали значительный рывок в деле расширения своего присутствия в Азии. Бывшие советские среднеазиатские республики также оказались под опекой Вашингтона. Причем реализации политических и экономических амбиций США объективно способствует Украина, что, впрочем, неудивительно: Киев рассматривает все возможные легальные пути расширения географии военно-технического сотрудничества. В том числе - в контексте борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

Содействие Украины укреплению узбекских военных мускулов не вызвало протестов со стороны кого-либо из киевских политиков. Более того, факт участия спецэкспортеров и производителей страны в проекте, официально провозглашенном антитеррористическим (а значит, отнюдь не означающим банальный сбыт оружия и боевой техники), не только открывает путь новым контрактам в сфере ВТС, но и может быть использован как фактор улучшения международного имиджа.

О чем конкретно идет речь? Правительство США, украинский спецэкспортер - внешнеторговая фирма \"Прогресс\" (дочернее предприятие госкомпании \"Укрспецэкспорт\") - и украинский коммерческий \"ВА Банк\" договорились о совместном оснащении специальных сил Узбекистана, которые ведут борьбу с наркодельцами на Амударье. В рамках данного проекта \"ВА Банк\" осуществит кредитование производства сторожевых катеров \"Гюрза\" на николаевской кораблестроительной верфи \"Завод им. 61 коммунара\". Заказчиком выступает официальный Вашингтон, крайне заинтересованный не только в прекращении наркотрафика в зоне, которую стараются контролировать узбекские пограничники, но и в развитии отношений с Ташкентом. Можно вспомнить, что во время проведения военной кампании американцев и их союзников в Афганистане позиция узбекских властей сыграла ощутимую роль в ее успехе. Поскольку нередко наркотики попадают на Украину как раз из Центральной Азии, она, безусловно, также заинтересована в подобных проектах.

США уже предоставляют адресную помощь Узбекистану на сумму 200 тыс. долл. для укрепления береговой обороны по Амударье. Еще 3 млн. долл. поступят на обучение узбекских специалистов и поставку оборудования для противодействия наркотрафику. Не исключено, что николаевские \"сторожевики\" американцы просто подарят Узбекистану. Предусматривается, что они будут нести патрульную службу на Амударье, на участке границы с соседним Афганистаном. Известно, что на их закупку у Украины Соединенные Штаты выделили около 10 млн. долл.

За исключением дизелей, катер длиной 22 м будет комплектоваться украинским навигационным и радиолокационным оборудованием, вооружен новой 30-мм двуствольной автоматической пушкой, автоматическим гранатометом, пулеметом калибра 7,62 мм, боевым модулем \"Шквал\" украинской разработки. Кроме того, по желанию заказчика, на \"Гюрзе\" может устанавливаться зарубежное оборудование. В частности, узбекские пограничники затребовали американские средства связи. А дизельная установка катера обеспечивает скорость в 30 узлов и дальность плавания 450 морских миль при скорости 10 узлов.

Согласно информации главного конструктора Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины Сергея Кривко, первый \"сторожевик\" планируется построить к лету 2004 г. В связи с этим госпредприятию \"Завод им. 61 коммунара\" уже передана часть документации на катера, которую разрабатывает центр кораблестроения. После получения средств николаевцы закупят корабельную сталь в Мариуполе, у металлургического комбината им. Ильича и приступят к выполнению антитеррористического заказа, фактически первого в Украине. Вторая \"Гюрза\" может быть готова до конца того же 2004 г. Кстати сказать, в 1970-х гг. \"Завод им. 61 коммунара\" строил большое количество бронекатеров типа \"Шмель\", а заводская бригада дислоцировалась на Амударье.

Как считают эксперты, украинские спецэкспортеры постараются воспользоваться антитеррористическим проектом для расширения военно-технического сотрудничества с Узбекистаном. До этого оно ограничивалось участием Украины в сборке самолетов-заправщиков Ил-78МК на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова и поставками небольших объемов стрелкового оружия с завода \"Форт\" в Виннице.

Между тем ВТС самих Соединенных Штатов со странами Центральной Азии на первом этапе осуществлялось в рамках оказания помощи, в том числе как плата за аренду военных баз. Например, после 11 сентября 2001 г. США получили разрешение на использование бывших советских авиабаз в Узбекистане - в Ханабаде и Коканде (правильно - Кокайды - прим. Ред. Бюллетеня). Согласно оценкам экспертов модернизация каждой из них стоит не менее 200-250 млн. долл. В 2001 г. Вашингтон предоставил военную помощь Узбекистану в объеме 55 млн. долл. В 2002 г. объем помощи был увеличен до 160 млн., включая одновременный взнос в 100 млн. долл.

Однако США - не единственное государство Запада, которое активно старается проникнуть на центральноазиатские рынки ВВТ. Франция также предоставляет военную помощь Узбекистану, декларируя заинтересованность в безопасности региона. Одну из основных угроз французы видят в Исламском движении Узбекистана. Правда, пока объем военной помощи со стороны Парижа невелик - всего 600 тыс. евро - и включает поставки униформы, приборов ночного видения и миноискателей.

Считается, что Республика Узбекистан сегодня имеет наиболее боеспособные Вооруженные Силы среди государств Центральной Азии. Численность Сухопутных войск - 50 тыс. человек, Военно-воздушных сил - 9,1 тыс., 20 тыс. человек входят в состав военизированных формирований (19 тыс. в войсках МВД и 1 тыс. - в Национальной гвардии). В этой связи нелишним будет напомнить о существенных изменениях политической ориентации Ташкента. Например, в прошлом году президент РУ Ислам Каримов заметил, что \"США сделали для Узбекистана то, что не смогли сделать другие партнеры по СНГ\". Помощь, по его словам, была оказана в то время, когда Узбекистан был под угрозой вооруженного вторжения талибов на южной границе республики. \"Решающую роль в снятии напряженности и опасности на южных рубежах Узбекистана сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные Вооруженные Силы, а не участники Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ\", - подчеркнул узбекский лидер. Это высказывание эксперты считают красноречивым прогнозом будущей политики Ташкента/


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ