Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время новостей,
29 декабря 2003

Болевые точки внешней политики России в 2004 году

На вопросы газеты «Время новостей» ответили российские специалисты в области международных отношений.

Виктор КРЕМЕНЮК, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады:

- Осенью 2004 года в США пройдут президентские выборы. Судьба нынешнего президента Джорджа Буша отнюдь не предопределена, хотя он может задействовать огромный административный ресурс: распределение каких-то кредитов, помощи бюджетам штатов, госзаказов корпорациям. Полностью чистые выборы -- недосягаемая фантазия. Но все-таки в США выборы контролируются законом, а Буш может провалиться сам по себе. У него есть сильные соперники, начиная от генерала Кларка и заканчивая губернатором Дином. Многое зависит от того, как пойдут дела в экономике США и в Ираке.

Для США ситуация в Ираке скорее всего улучшится. Обезврежен символический лидер сопротивления Саддам Хусейн. Конгресс выделил 78 млрд долл., которые правительство Буша запросило на Ирак. Если Буш и его администрация распорядятся такими большими деньгами по-умному, то они сломят иракское сопротивление и обеспечат условия для работы нефтедобывающих корпораций. Америка не для того воевала, чтобы допустить к контрактам по восстановлению Ирака Россию. Светлого будущего для российско-американских отношений я не вижу, вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах в США. Американцам очень не нравится то, что происходит в России. Их беспокоит триумф управляемой демократии.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

- Мой опыт информированного оптимиста подсказывает, что неприятностей следует ждать отовсюду. У нас могут возникнуть проблемы с большинством граничащих с нами государств. В Латвии и Эстонии не урегулированы проблемы русскоязычного населения, между тем обе эти страны вступили в НАТО и вступают в Евросоюз. Известная проблема с Белоруссией - подлинная и мнимая готовность развивать наше союзное государство. Для Украины 2004 и 2005 годы - время выбора модели государственного устройства. В зависимости от того, куда направится Украина, наши проблемы или частично снимутся, или, напротив, усложнятся. Оптимизма у меня мало. В Молдавии мы явно переоценили готовность президента Воронина идти на компромисс в приднестровском конфликте. Ситуация в Азербайджане зависит от того, способен ли новый президент Ильхам Алиев ее контролировать, ведь магия имени покойного Гейдара Алиева будет исчезать.

На 4 января назначены выборы президента Грузии. Нынешняя атмосфера истерии и эйфории не дает оснований полагать, что это будут свободные и демократические выборы. Скорее они узаконят объявленную победу одного кандидата, г-на Саакашвили, который всегда говорил, что готов спать в казарме, пока не вернет Абхазию. Абхазский вопрос уже пытались решить казарменным способом - ничего хорошего не вышло.

Проблемами остается положение русского населения Туркмении и тяжелый выбор: права человека или газовый контракт? При внешнем благополучии Казахстана в нем тоже есть проблемы демократических прав и свобод, предпринимаются попытки уйти от ориентации на Россию. В Киргизии присутствуют иноземные войска, что не может нас не беспокоить, ей предстоят президентские выборы и проблемы престолонаследия. Режим в Таджикистане отходит от своей пророссийской ориентации к ориентации прозападной. По всему периметру Россия сталкивается с вызовами своему влиянию, и будущий год будет обострен конкурентной борьбой, в первую очередь с США, за особую позицию России на бывшем советском пространстве.

Василий МИХЕЕВ, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, член-корреспондент РАН:

- В марте на Тайване пройдут президентские выборы. В предвыборный период ситуация вокруг вопросов независимости Тайваня и использования Китаем военной силы будет обостряться. России надо наблюдать за конфликтом, но ни во что активно не вмешиваться.

Достиг максимальной точки и застыл на ней корейский ядерный кризис, в котором США и Северная Корея занимают противоположные позиции. В новом году продолжатся переговоры на этот счет, но до выборов президента США едва ли возможен прогресс. России лучше, по-моему, сделать упор на сотрудничество с США, а не на поддержку обанкротившегося северокорейского режима.

Виталий НАУМКИН, руководитель Центра стратегических и политических исследований:

- Главные для России события произойдут на западном направлении. США переживают кризис концепции своей внешнеполитической роли, кризис видения России. Усиливается критика действий России в Чечне, налицо непонимание сдвигов, которые продемонстрировали результаты выборов. Надо искать новую формулу сотрудничества России и США, потому что США - это ключевой партнер для России. Ирак едва ли дополнительно осложнит наши отношения, скорее он осложнит ситуацию для самих США. Сопротивление в Ираке продолжится.

На Ближнем Востоке возможно дальнейшее обострение ситуации, но для России там все останется по-прежнему, никаких прорывов не предвидится.

Российско-европейские отношения также подвергнутся серьезным испытаниям, основные проблемы здесь так и не решены: это и энергетическое сотрудничество, и визовый режим, и вопрос нашего вступления во Всемирную торговую организацию. Предстоит выяснить, в какой мере Россия будет сближаться с Европой, какое место она займет в европейских организациях.

Нина МАМЕДОВА, заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН:

- Развитие ситуации в Иране будет зависеть от итогов выборов в меджлис 7 февраля. Вероятна победа реформаторского крыла во главе с президентом Мохаммадом Хатами. В этом случае, несмотря на противодействие исламских структур, Тегерану будет легче выстраивать отношения с Западом. Он необходим Ирану политически и экономически, и если он потребует более жесткого контроля над ядерной программой страны, Тегеран согласится. В 2004 году тенденции к большей открытости должны закрепиться. Препятствий может быть два. Первое - давление Израиля, против которого духовный лидер Ирана Али Хаменеи и его приверженцы тут же приведут в действие свои противовесы. И второе - развал Ирака с выделением самостоятельного шиитского государства. Это вдохновит экстремистские силы в Иране и навредит идеологической базе реформаторов - умеренному исламу, готовому миролюбиво сотрудничать с международным сообществом.

Отношения России и Ирана станут более спокойными и взаимовыгодными, если США осознают, что две страны не разыгрывают перед ними "карту Москвы" или "карту Тегерана". Противоречия по Каспию, как и ранее, вряд ли выльются в конфликтные формы, тем более что Россия и Иран в этом регионе непосредственно не соприкасаются.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ