Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Обращение Республиканского Славянского общественного объединения Республики Казахстан «Лад» в Государственную Думу Российской Федерации, в Администрацию Президента Российской Федерации, в Администрацию Президента Республики Казахстан, в Мажилис Парламента Республики Казахстан, в Ассамблею народов Республики Казахстан
Уважаемые депутаты, коллеги, соотечественники!
Выборы в Государственную Думу, недвусмысленно продемонстрировавшие волю народов Российской Федерации, несомненно, имеют важное значение как для других государств СНГ, так и для мирового сообщества в целом .
В этой связи, приветствуя новый состав Государственной Думы, Славянское движение Казахстана «Лад» решительно высказывается за ускорение евразийского интеграционного процесса, в первую очередь Казахстана – России – Беларуси – Украины.
Мы также надеемся, что опережающая и более тесная интеграция Казахстана и России послужит примером как для остальных участников «четверки», так и других государств СНГ. В первую очередь движение «Лад» призывает руководителей наших государств ускорить переход к единой валютной системе, общему таможенному и тарифному пространству. Для чего следует, не откладывая, приступить к созданию всех необходимых для этого полноценных наднациональных органов.
Отдавая должное настойчивости и интеграционным инициативам президентов Казахстана и России Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина, движение «Лад», вместе с тем, считает решающе важным для конечного успеха полномасштабное подключение к интеграционным процессам законодательно-представительных органов обеих наших государств.
В этом смысле мы считаем назревшими и необходимыми меры по усилению роли и функций казахстанского Парламента, в первую очередь, его нижней палаты, – Мажилиса. Так, по опыту Российской Федерации, целесообразно было бы внести изменения в Конституцию, предусматривающие расширение состава Мажилиса с выборами половины его депутатов по спискам партий. Другим полезным примером мы считаем отмену завышенной квоты в 50 тысяч членов для регистрации партий и установление минимальных количественных требований по аналогии с российскими, с учетом соотношения численности населения наших стран.
Убеждены, что эти изменения следует внести до очередных выборов в Мажилис, то есть до осени следующего года, с тем, чтобы новый состав казахстанского Парламента был бы адекватен тому практическому этапу интеграции, старт которому уже дан инициативами наших Президентов. В частности, именно новому составу Парламента предстоит ответственная работа по внесению следующих изменений и дополнений Конституции Казахстана, вытекающих из процесса интеграции наших государств.
В этой связи, разумеется, принципиально важно учесть рекомендации ОБСЕ при принятии новой версии Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», в первую очередь – в части избавления избирательных комиссий от зависимости от исполнительной власти и обеспечения честного подсчета голосов.
Общественное движение «Лад» не является политической партией, и не имеет планов по превращению в таковую. Тем не менее, мы решительно высказываемся за данные политические реформы, поскольку без них недостижимо становление того провозглашенного Конституцией Казахстана гражданского общества, которое только и способно обеспечить реальную долгосрочную межнациональную и социальную стабильность в нашем полиэтническом государстве.
Так, в самой Конституции, наряду с провозглашением Казахстана правовым и демократическим государством, и наряду с записанным запретом на все виды дискриминации, в том числе по мотивам национальности и языка, имеется ряд норм, ограничивающих избирательные права граждан как раз по условиям знания казахского языка. Это тем более недопустимо, что до сих пор остается на бумаге статья 93 Конституции, гласящая: Правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами в соответствии со специальным законом. Между тем, действующий Закон «О языках» не только не соответствует этой конституционной норме, но и прямо противоречит ей.
Движение «Лад» объединяет людей многих национальностей, но все мы, в первую очередь, казахстанцы, связавшие свою судьбу, судьбу своих родных и близких, детей и внуков с этой нашей общей Родиной, не отделяющие себя от государства Казахстан, и никуда не собирающиеся эмигрировать.
Признавая и уважая несомненные права коренного населения, – казахов, на строительство национальной государственности, и их особую ответственность за поддержание межнационального согласия, мы исходим из того, что так называемые «русскоязычные» граждане всех национальностей в равной степени являются государствообразующими этносами и составляют единый народ Казахстана.
Именно поэтому мы считаем приоритетным полноценное, консолидирующее казахстанское общество, и учитывающее перспективу, решение языковой проблемы. Практика раздельного существования школ, колледжей и университетов с казахским и русским языками обучения – это плохое на сегодня, и опасное на будущее решение. Мы решительно выступаем за последовательное обеспечение реального двуязычия (а также углубленное изучение английского языка) для всего подрастающего поколения с полномасштабным финансовым и кадровым обеспечением такой целенаправленной государственной политики. Одновременно, и не менее решительно, движение «Лад» высказывается за отказ от этнократических элементов в практике властей и обеспечение не на словах, а на деле реального гражданского равноправия на государственной службе, в бизнесе, в СМИ и во всех иных сферах.
Важную роль в этих процессах могла бы играть Ассамблея народов Казахстана, для чего, в первую очередь, следовало бы обсудить способы повышения ее роли и усиления демократических механизмов при ее формировании и деятельности. В частности движение «Лад» присоединяется к идее конституционной легитимизации Ассамблеи через преобразование верхней палаты Парламента – Сената в Палату Национальностей. Записанные в Конституцию и Законы демократические механизмы участия общественных организаций, – национально-культурных центров, в формировании высшего законодательного органа позволили бы наполнить реальным содержанием идеи равноправного партнерского взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти. В то же время такое решение сделало бы по настоящему логичным существование двухпалатного Парламента в унитарном и многонациональном государстве Казахстан.
В заключение позвольте заверить, что республиканское славянское движение «Лад» готово к самому активному сотрудничеству в деле упрочения и расширения связей Казахстан – Россия, а также укрепления мира и межнационального согласия в Республике Казахстан.
И.С.Климошенк, председатель Республиканского Славянского общественного объединения «Лад», член Совета соотечественников при Государственной Думе РФ
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |