Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Пресс-служба «Центра содействия демократии», Кокчетав,
20 декабря 2003
В Казахстане начато создание новой Русской общественной организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для казахстанских властей: делением людей на «вменяемых» и «невменяемых». При этом право оценки интеллектуального и психического здоровья своих сограждан правящий режим оставляет за собой.
Таким же административно-законодательным способом на протяжении последних лет создавались пропрезидентские партии и общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после которой «не вменяемые» партии и общественные объединения выпадали «в осадок». Так произошло с партией «Народный Конгресс Казахстана», Демократической партией «Азамат», Республиканской народной партией (РНПК) и движением Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными, организациями.
С национальными общественными объединениями поступили несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных русскоговорящих – соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством административного «почкования», и в противовес реально действующим на тот момент организациям, создали ряд контролируемых властью «фольклорных групп», а затем их, как «полномочных» представителей наций и народностей, ввели в не легитимную Ассамблею народов Казахстана.
Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем «новой» Русской организации назначается «сильная личность» - Сергей Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также назначаются несколько «харизматиков» с русскими фамилиями, пока ещё остающихся в казахстанской элите.
«Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и Председателя Президиума - Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя – Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган - Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям.»
Это цитата из официального документа, названного «Концепцией создания Русской общественной организации» и переданного нам людьми, близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников, идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетных лидеров в среде русского движения с целью использования их влияния для реализации «сценарной заготовки», заложенной в этой «концепции»
Дальше в этом документе, по характеру больше напоминающем «инструктивное письмо» разработанное профессиональными аппаратчиками, говорится:
«4. Форма организации. Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение существующих (вменяемых) русских организаций. Естественно, участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру управления в реализации стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с участием уже означенных лиц в качестве организаторов».
Надо заметить, что в этой концепции-«инструкции» есть ряд дельных соображений и, если бы инициаторы и авторы пошли по пути цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное неуважение к членам и руководителям действующих в республике русских и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой «концепции», не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения с самозванными «русскими вождями». Так, во всяком случае, считают в руководстве самого авторитетного в Республике Славянского движения «Лад».
Основной идеологический тезис этой «концепции» звучит так: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента на создание и развитие свободного демократического общества», но в ней нет ни одного слова о статусе русского языка и реальном положении русских в Казахстане. Но поскольку русские « …как вторая по численности группа населения также являются государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики», так позвольте нам, русским - казахстанцам, говорят ладовские активисты, равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстане, платим налоги - здесь и, как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать «на создание и развитие в стране свободного демократического общества».
Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной демократии, через административное исключение людей и целых организаций из списка «живых», обречена на неуспех. Также понятна и мотивация тех, кто хотел бы разыграть укрупнившуюся «русскую карту» в своих политических интересах. Тревожит другое – использование для создания искусственного, псевдорусского движения авторитета и влияния Русской Православной Церкви. Обращает на себя внимание - с какой уверенностью говорят об этом анонимные авторы «концепции»: «Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой организации».
Интересно, каков статус инициаторов создания «нового» Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики «концепции» пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как о деле решённом?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |