Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Республика Абхазия" №52 (1411) 14-15 мая 2002 г

Из истории абхазо-казачьих взаимоотношений.

Пресс-секретарь МИД Республики Абхазия. Студеникин А.Л.

«Путь самурая означает смерть. Если у тебя есть два пути, выбери тот что ведет к смерти».

Бусидо («путь воина») - кодекс поведения самураев.

9.04.2002 г. в МИД Республики Абхазия состоялась встреча  министра иностранных дел Республики Абхазия Шамба С.М. с  делегацией Терского Казачьего войска. Казаки подчеркнули,  что в случае «дальнейшего осложнения ситуации, Абхазии со  стороны казачества Юга России, народов Северного Кавказа  будет оказана любая помощь, в том числе и военная». Министр  подчеркнул тесную связь между Абхазией и народами Юга России. Началом взаимоотношений абхазов и казаков считается 17  столетие. Время, когда абхазы принимают участие в знаменитых  морских походах Донских и Запорожских казаков на  малоазийское побережье Турции.  После распада Золотой Орды казаки, входившие в ее состав,  оказались в независимом положении от Москвы. Значительная их  часть вошла в состав Московского государства. Из них стали  формироваться постоянные войска московских князей. Казачьи  войска донских, гребенских и яицких (после восстания  Емельяна Пугачева переименованных в Уральских) казаков,  живших вне пределов московских владений, определяли свои  отношения с Москвой общими целями и задачами, а также  договорами. В подобном положении относительно Польско-литовского государства находились и казаки днепровские  (запорожские). По словам А.А. Гордеева: «Москва, Литва и  Польша, будучи бессильными защищать границы своих владений  от нападений крымцев и других кочевников, старались  обеспечить безопасность договорами с Турцией и ежегодной  уплатой дани крымским ханам».(А.А.Гордеев. История казаков.  Часть 2. Со времени царствования Иоанна Грозного до  царствования Петра 1. «Страстной бульвар». Москва. 1992 г.,  с.6 ).  Считая лучшей защитой - нападение, казаки предпочитали  наступательные боевые действия и нападали не только на Крым  и ближайшие владения Турции, но и переплывая Черное море,  нападали на турецкие владения южного Причерноморья.  Синоп «опровергали до фундамента», «самому Царю - городу  (Константинополю) давали пороху «нюхати». Достигали они даже  Бессарабии, Египта («Белой Арапии»). Походы в Турцию совершались отрядами донских и запорожских  казаков самостоятельно или соединенными силами. Предания  казаков полны описаниями морских походов. В «Повести об  Азовском осадном сидении донских казаков» 1642 года, в  ответе казаков турецкому султану есть такие  слова: «Питаемся, ако птицы небесные: ни сеем, ни орем  (пашем), ни збираем в житницы. Так питаемся подле моря  Синяго (Черного). А сребро и золото за морем у вас емлем  (берем). А жены себе красные любые, выбираючи, от от вас же  водим». («Изборник». Сборник произведений литературы  Древней Руси. Москва. 1969 г., с. 556. ). Морские походы  изумляли современников, а турки, пораженные удалью казаков,  называли их «самыми отважными и страшными из врагов» .  Завоевав в 1453 году Константинополь, турки включили  Черноморское побережье Кавказа в сферу своих интересов. В  1555 году Османская Турция и Сефевидский Иран подписали  между собой договор, по которому Порте  достались «Имерети, Одиши с Абхазией, Гурия и страна лазов».  Однако их еще предстояло завоевать («История  Абхазии».Гудаута.1993г.с.128). В первой половине 17-го века турки, не сумев захватить Абхазию с суши, блокировали ее с  моря. Правителям Абхазии пришлось пойти на выплату дани. В  30-х годах 17-го века донские и запорожские казаки, совершая  вторжения на турецкое побережье, останавливались в некоторых  пунктах Абхазии. Итальянский путешественник Иоанн Лукка  оставил свидетельство об одном интересном факте. «Когда он в  1629г. посетил Пицунду, то в здешнем храме он увидал большую  чашу, наполненную золотыми и серебренными монетами. На его  вопрос о происхождении этих денег местный священник ответил,  что они были пожертвованы Пицундскому храму донскими и  запорожскими казаками в виде благодарности за благополучное  возвращение из турецкого похода. Причем священник добавил,  что казаки поступали так всякий раз, когда возвращались на  родину» (З.В.Анчабадзе. Из истории средневековой  Абхазии.Сухуми.1959г.с.273.). З.В.Анчабадзе полагал, что по  прибытию в Абхазию (в Пицунду) казаки считали свои походы  благополучно завершенными, что свидетельствует о дружелюбном  отношении к ним абхазов. Очевидно, абхазы не просто  гостеприимно встречали отважных мореплавателей, но и сами  принимали активное участие в казачьих морских рейдах. В  преданиях донских казаков сохранились сведения о совместных  походах казаков против турецких «басурман» с «абхазскими христианами». За такую поддержку турки неоднократно  вторгались в Абхазию. Так в мае 1634г. османы высадили  большой военно-морской десант в районе Кодорского мыса и  подвергли опустошению прилегающий район, разграбив, в  частности, Драндский монастырь. (Белокуров. Материалы по  истории России. Москва.1888.стр.323.). Возникает вопрос, в чем причина такого боевого  взаимодействия казаков и абхазов, помимо наличия общего  врага - Турецкой империи? Можно выделить две основные причины:  1) давние традиции мореходства в Абхазии и 2) сходство  воинских культур двух народов, в том числе и в таком  специфическом вопросе, как отношение к смерти. С древнейших времен море играло большое значение в жизни  населения Абхазии. Эта тема даже стала предметом  исследования ученых. Так в 1959 году появилась работа  Г.А.Дзидзария «Из истории мореходства в Абхазии». В 1959 и  1984 гг. вышли работы Ш.Д.Иналипа «Рыболовство и мореходство  у абхазов» и О.П.Дзидзария «Морская лексика в абхазском  языке». Начальник Военно-Исторического Отдела полковник российской  армии Семен Эсадзе в 1914 году так писал об адыгских  народах : «С течением времени мирная жизнь их нарушалась  военными тревогами, и они вместе с непреоборимым стремлением  к независимости развили в себе необыкновенную воинственность  и стали грозою своих соседей. Умение владеть оружием стало  главной обязанностью черкеса. Не смерти, но бесславной жизни  боялся черкес и смело шел на врага» (Семен Эсадзе.  Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны.  Майкоп.1993.с.20-21). «Смерть наездника в бою - плачь в его дому, а потеря оружия  плачь в целом народе», гласит народная черкесская пословица.  Кавказоведы отмечают, что в данном регионе, в абхазо-адыгском обществе, война имела характер промысла(институт  набега, в том числе и морские набеги)(М.Барцыц.Культурно-психологические традиции абхазов и конфликт.  Ирвайн.2000г.с.46.) «Как известно, традиционная абхазская, как и в целом  кавказская, культура определяется прежде всего как культура  воинская, то есть в значительной степени коллективистская.  Поэтому для абхазов всегда были чрезвычайно значимыми  ценности национальной(коллективной) свободы и независимости,  сохраняющие свое объединяющее значение и  сейчас» (Л.Тания.Выбор Абхазии. Центральная Азия и Кавказ. (Швеция) с.195.). При сравнении вышеперечисленных оценок традиционной абхазо-адыгской воинской культуры с казачьей, наблюдается много  общего. Так, у казаков мальчиков впервые сажали на коня и  подрезали волосы после появления первого зуба. Только после  посвящения в воины мальчика могли называть казаком. Самой  большой радостью для казаков-мальчиков и юношей- в  праздничные, да и в обычные дни были военные забавы. Юные  воины соревновались в стрельбе из ружей и луков, устраивали  учебные сражения. Описывая внутренние качества запорожских  казаков исследователи отмечали смесь добродетелей и пороков,  свойственную людям считающим войну главным делом своей  жизни. Жестокость и беспощадность в отношении к своим  врагам, верная дружба к соратникам по боевому ремеслу,  глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко  всем «военным ступеням», простота и умеренность во всем. (Д.И.Яворницкий. История запорожских  казаков.Киев.1990.с.233 - 234). Традиционные абхазскую и казачью культуру роднит и отношение  к смерти. Похоронно-поминальные обряды и связанные с ними обычаи  занимают особое место в традиционной культуре абхазов. Пожил  ли человек в этой жизни или его жизнь оборвалась до срока-  от этого зависит восприятие смерти. Одна из подгрупп которой  представляет элемент культуры военно-демократического  общества. В этой подгруппе совершение героем определенных  поступков объясняется тем, что настоящий герой не должен  дожить до глубокой старости, а должен погибнуть в расцвете  сил, на высшей точке взлета своей славы (Дбар С.А. Понятие о  смерти. Отношение к ней у абхазов. Сборник научных трудов  Абхазского государственного университета. Сухум. 2000г.). «Война для казака была столь же необходима, как птице  крылья, как рыбе вода. Он заботился не только о том, чтобы  спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою, как  умирают истинные рыцари на войне» (Яворницкий.с.236.). Вот  какими словами призывали запорожские казаки желающих принять  участие в походе : «Кто хочет за христианскую веру быть  посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован,  кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не  боится смерти- приставай к нам! Не надо бояться смерти: от  нее не убережешься. Такова казацкая жизнь!» (Яворницкий .Там  же.с.385.). После многочисленных испытаний в судьбах двух народов можно  констатировать тесную связь между   Абхазией и Югом России.  Боевое братство было продемонстрировано в очередной раз во  время грузинской агрессии против Республики Абхазия в 1992- 1993гг. Несомненно, Юг России является мощным сдерживающим фактором  в грузино-абхазском противостоянии. В то же время, очевидна  тесная связь грузино-абхазского конфликта с ситуацией на Юге  России, что убедительно показали события периода войны.  Поэтому свободная и процветающая Абхазия будет являться  гарантом стабильности в регионе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ