Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова Ази,
15 декабря 2003
Г.Кожокару
Предложение России
Похоже, после недавних парламентских выборов в России, принесших победу политическим силам, спекулирующим на фрустрациях россиян в результате распада СССР и поддерживающим иллюзию так называемой исторической "миссии" Москвы на международной арене, внешняя политика кремлевских властей претерпит ряд коррективов, которые затруднят ее диалог с Западом. Первые сигналы в этом смысле уже поступили - в виде крайне раздраженного поведения российского министра иностранных дел на саммите ОБСЕ в Маастрихте и недостижения общей позиции по Грузии и Республике Молдова в ходе Брюссельского совета Россия-НАТО. Несмотря на то, что фигура президента Путина гарантирует преемственность внешнеполитического курса России, новая политическая конфигурация Государственной Думы, сложившаяся после прошедших 7 декабря выборов (корректность которых вызывает озабоченность Европы и Соединенных Штатов), скажется и в плане отношений с Республикой Молдова. По отношению к Молдове у российского руководства, после того как президент Воронин отказался подписать Меморандум Козака, накопилось с трудом скрываемое недовольство. На этом поврежденном фоне молдо-российских отношений следует ожидать усугубления атмосферы на переговорах по приднестровскому вопросу, возникновения новых "сложностей" с выводом российских войск и вооружения из Приднестровья, реактуализации вопроса об "исторических" долгах Кишинева и т.д. Наконец, Россия, чья дипломатия умеет с равной виртуозностью пользоваться и "кнутом", и "пряником", по-прежнему предлагает Республике Молдова Ближнее Соседство, непривлекательное и замешанное на терминологии холодной войны.
Предложение Европейского Союза
Независимо от притязаний Москвы на сохранение геополитической монополии над берегами Днестра, регион, к которому принадлежит Республика Молдова, становится сценой с намного более конкурентоспособными, чем Россия, актерами, а Республика Молдова - все более увлекаемой на орбиту процессов евроатлантического расширения и интеграции. Состоявшийся 5 декабря визит в Кишинев Комиссара ЕС по расширению Гюнтера Ферхойгена подтверждает интерес Европейского Союза к данному региону и открывает новые возможности сотрудничества между Республикой Молдова и Евросоюзом. Европейский комиссар сформулировал в Кишиневе то, что можно назвать предложением ЕС Молдове на данном этапе. Несмотря на то, что с географической точки зрения Молдова станет соседом ЕС в 2007 г., после вхождения Румынии в европейскую семью, Брюссель уже рассматривает ее как соседа, с которым намеревается, не откладывая, строить отношения доверия и тесного сотрудничества. В Кишиневе Гюнтер Ферхойген изложил основные направления концепта Европейского Соседства, исходящего из предпосылки, что расширение ЕС не должно сопровождаться новым расколом Европы. ЕС заинтересован в том, чтобы ареал процветания и стабильности распространялся и за пределами Союза. Брюссель стремится к этой важнейшей цели путем заключения со своими новыми соседями партнерства, основанного на общих ценностях, на укреплении экономического сотрудничества, культурных ценностей, взаимозависимости, а также на солидарном отношении к общим угрозам - терроризму, региональным конфликтам, организованной преступности, нелегальной миграции. На Востоке политика соседства ЕС относится к четырем государствам- членам СНГ: Республике Молдова, Российской Федерации, Украины и Беларуси. Ни одно из них не может надеяться на включение в график проходящего ныне расширения ЕС, однако, и это очень важно, политика Европейского Соседства не закрывает двери для проявления европейских устремлений со стороны любого из этих государств. Что касается Республики Молдова, Брюссель готов к полномасштабному освоению возможностей, предоставляемых Соглашением о Партнерстве и Сотрудничестве с Кишиневом, и в то же время он готов перейти за установленные этим документом рамки - при соответствующих и обоюдно желаемых обстоятельствах. Сегодня в отношениях со своими четырьмя новыми восточными соседями ЕС стремится разработать План Действий с каждой страной в отдельности, чтобы придать ясную перспективу своей Инициативе Европейского Соседства.
Запоздалая "смена пластинки"
Насколько восприимчивым к данной перемене пейзажа является нынешнее руководство, и какова его непосредственная реакция на все эти новые вызовы геополитического контекста? Судя по событиям, развернувшимся в Кишиневе уже после отбытия комиссара ЕС по расширению, президент Воронин пытается упрочить европейский вектор своей внешней политики, подчеркивая приоритетность курса на европейскую интеграцию и необходимость следования направленной на это четкой стратегии. Он наметил индивидуальный план действий относительно продвижения Республики Молдова по пути европейской интеграции, который в конечном итоге должен завершиться вхождением страны в Европейский Союз. Этот план предусматривает, среди прочего, вывод войск и вооружения Российской Федерации с территории Республики Молдова, решение приднестровского вопроса, обеспечение региональной стабильности и безопасности. Чтобы Молдова обрела в ближайшие 2-3 года статус страны-кандидата на вхождение в ЕС, президент Воронин поставил перед молдавской дипломатией задачу привлечения ЕС к урегулированию приднестровского вопроса. Евросоюз должен стать "одним из гарантов" урегулирования конфликта и поддержать ввод в Приднестровье миротворческих сил под эгидой ОБСЕ. Также Европейский Союз должен сыграть ведущую роль в постконфликтном процессе. Эти инициативы, отвечающие национальным интересам Республики Молдова, были озвучены главой государства в ситуации, еще носящей отпечаток меморандума Козака, который, в случае подписания, поставил бы под угрозу суверенитет и европейское будущее Республики Молдова.
Итак, между Ближним Соседством России и Европейской Инициативой для Новых Соседей, политическим решением, которое впоследствии потребует убедительного подтверждения, Кишинев делает выбор в пользу Европейского Союза. Это запоздалое начало является, пожалуй, последним шансом Молдовы подогнать свои устаревшие рельсы под стандарты европейского экспресса.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |