Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
22 декабря 2003
Елена Байкова
Президент Ниязов умело играет на интересах России, Украины, Белоруссии и Ирана
С 2004 года Россия расширит свое присутствие на туркменском энергетическом рынке. Сейчас согласовываются документы о допуске российских компаний к разработке туркменского шельфа Каспия. Тем временем "Газпром" ведет переговоры об увеличении объемов экспорта газа из Туркмении.
Однако особую интригу этому процессу придает то, что параллельно ведутся переговоры о сотрудничестве Туркмении в сфере ТЭК с Украиной и Белоруссией. Причем предварительные договоренности свидетельствуют, что Киев и Минск могут помешать реализации российских планов.
Напомним, что 25-летнее соглашение между дочерней структурой "Газпрома" ООО "Газэкспорт" и "Туркменнефтегазом" было заключено в апреле этого года во время московского визита президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Договор составлен таким образом, что объемы покупаемого газа будут постепенно расти. Если в 2004 году Россия намерена закупить 5-6 млрд. кубометров газа, то начиная с 2009 года экспортные объемы туркменского газа достигнут 70-80 млрд. кубометров.
Цена и стоимость российско-туркменского "контракта века"
Значение этого договора сложно переоценить, особенно учитывая то обстоятельство, что цены на туркменский газ в два раза ниже мировых. Ведущие аналитики тут же назвали этот контракт попыткой Москвы вытеснить других покупателей газа с туркменского рынка. Однако как только волна эйфории после подписания "контракта века" спала, те же аналитики стали задаваться вопросами: не ущемляет ли этот договор политические интересы России и сможет ли Туркмения выполнить взятые на себя обязательства.
Напомним, что одновременно с подписанием контракта с "Газпромом" Туркмения отменила действие соглашения о двойном гражданстве с Россией. Правозащитники расценили это решение как "продажу" Москвой 120 тыс. собственных граждан, проживающих в Туркмении. "Позицию России я иначе как предательство не рассматриваю, - заявил "НГ" завотделом международных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. - Наш президент почему-то ни разу не выступил и не озаботился защитой русских в Туркмении. Даже с экономической точки зрения такое заигрывание с Туркменией непонятно: ведь экспорт туркменского газа осуществляется при посредничестве России".
Второй вопрос не менее важен. Хватит ли Туркмении газа для обслуживания всех заключенных контрактов? Как заявил "НГ" аналитик ИК "Проспект" Владислав Тропко, "уже в ближайшее время добываемого в Туркмении газа не будет хватать для выполнения всех заключенных контрактов. Поэтому в дальнейшем можно ожидать, что по отношению к Туркмении будут применены какие-то экономические санкции, денежные неустойки, например".
За 2003 год стране удалось добыть 60 млрд. кубометров голубого топлива. Для внутреннего пользования Ашхабад оставил лишь 10 млрд., остальное было продано Украине, России и Ирану. По заверениям кабинета министров Туркмении, в будущем году добыча газа будет увеличена на 14 млрд. кубометров. Причем на экспорт пойдет уже 58 млрд. - 15 из них достанутся "ИТЕРЕ" и "Газпрому", 36 млрд. -Украине и 7 млрд.- Ирану. Откуда к 2009 году Туркмения возьмет обещанные "Газпрому" 70-80 млрд. кубометров газа, остается только гадать. А ведь помимо "Газпрома" ей придется выполнять и другие взятые на себя обязательства. Существует еще заключенное в этом году 10-летнее соглашение с "ИТЕРОЙ" на поставку с 2004 года 10 млрд. куб. м газа ежегодно. Сотрудничество с Ираном запланировано до 2018 года.
Украинские и белорусские интересы в Туркмении
В продлении газовых контрактов с Туркменией также крайне заинтересована Украина. Доля туркменского газа в этой стране составляет 45%. Срок действия украино-туркменского газового соглашения истекает в 2006 году. Между тем потеря туркменского газового рынка поставит Украину в полную газовую зависимость от России. По словам главы Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрия Бойко, туркмено-украинское сотрудничество в газовой отрасли является "важнейшим фактором обеспечения энергетической безопасности" страны. Договоренность о продлении соглашения на экспорт туркменского газа еще на 25 лет была достигнута сразу же после подписания эпохального контракта с "Газпромом". Туркменбаши уверил Леонида Кучму, что, несмотря на масштабный контракт, заключенный с Россией, интересы Украины не будут забыты.
Однако Ашхабад не спешит заключать новую сделку с Украиной. Долгожданный контракт должен был быть подписан еще осенью, на саммите СНГ в Ялте, но Туркменбаши туда так и не приехал. Визит Леонида Кучмы в Ашхабад, намеченный на октябрь 2003 года, тоже пока не состоялся по причине крайней занятости Туркменбаши. Затем приезд Кучмы откладывался до ноября, декабря... Новая встреча назначена в Ашхабаде на февраль 2004 года. Аналитики опасаются, что в назначенный срок президент Туркмении вновь не найдет времени принять украинского коллегу.
В свою очередь, о стремлении развивать тесное сотрудничество с Туркменией заявила Белоруссия. По словам и.о. заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко, через 3-4 года страна будет "серьезно рассматривать вопросы поставок туркменского газа". Сейчас закупать у Туркмении газ Минску не слишком выгодно. По оценке Семашко, поставляемое из этой страны голубое топливо может обойтись в 73 долл. за 1 тыс. кубометров. А российский газ сейчас стоит для Минска значительно дешевле. Ситуация может резко перемениться через 3-4 года - к этому времени Россия собирается уравнять цены на газ на внутреннем рынке с экспортными поставками в Европу. Тогда, по словам белорусского чиновника, туркменский газ по себестоимости сравняется с российским.
Прощупать туркменскую почву Белоруссия пытается уже сейчас - в марте следующего года белорусский президент Александр Лукашенко будет принимать в Минске президента Туркмении. Очевидно, что главной темой переговоров станет возможность заключения долгосрочного соглашения на поставки газа. По словам посла Туркмении в Белоруссии Ильи Вельджанова, Минск мог бы получать туркменский газ уже давно, если бы удалось договориться с Россией, по территории которой проходит газопровод. Однако России невыгодно осуществлять транзит туркменского газа на Украину и в Белоруссию. В этом случае она теряет возможность поставлять собственный газ славянским соседям, лишаясь тем самым эффективных рычагов политического влияния.
Газопроводный фактор
Страсти за обладание долгосрочными контрактами разгораются нешуточные. Несмотря на то что Туркмения занимает четвертое место в мире по разведанным запасам природного газа, объемы добычи она увеличивает весьма незначительно. За период с 2004 по 2028 год Туркмения намерена экспортировать в Россию 2 трлн. кубометров газа. Понятно, что шансы Украины и Белоруссии заключить долгосрочные соглашения на закупку туркменского газа весьма эфемерны. Это означает, что усилия Москвы вновь занять лидирующее положение на энергетическом рынке бывшего СССР, могут увенчаться успехом.
Таким образом, борьба за газ приобретает характер национальной туркменской игры. И эта игра, надо отметить, крайне выгодна руководству страны. Лавируя между экономическими интересами Москвы, Киева и Минска, Ашхабад сполна получает экономические и политические дивиденды.
Под вопросом остается и способ транспортировки газа из Туркмении. Максимальная мощность основного экспортного в газопровода Средняя Азия-Центр, контроль над которым принадлежит российскому "Газпрому", составляет около 45 млрд. кубометров в год. В другом направлении действует пока только газопровод в Иран, не рассчитанный на большие пропускные мощности. Чтобы обслуживать заключенные соглашения, Ашхабад собирается уже в следующем году увеличить пропускную мощность своего участка газопровода Средняя Азия-Центр до 100 млрд. кубометров в год. Для выполнения своих контрактных обязательств расширит существующую систему транспортировки газа и российский "Газпром".
На трехсторонних переговорах весной этого года туркменский президент предложил Украине и России построить новый Прикаспийский газопровод мощностью 30 млрд. кубометров газа в год и стоимостью более 1 млрд. долл., который пройдет по территории Туркмении, Казахстана и России. Иначе, по словам Ниязова, Туркмения в ближайшем будущем не сможет выполнить взятые на себя обязательства по поставкам газа в Россию и на Украину. Вокруг проекта тут же возникло множество разногласий. И до сих пор каких-либо межправительственных документов по этому поводу не подписано. Россия, вроде бы давшая свое принципиальное согласие на строительство нового газопровода, по большому счету не заинтересована в этом проекте, ибо в случае его реализации она потеряет возможность дозировать объемы поставок туркменского газа. К тому же, если Туркмения получит возможность самостоятельно выходить на европейский рынок, Москва безнадежно проиграет Ашхабаду в конкурентной борьбе, поскольку цены на туркменский газ существенно ниже. По мнению аналитиков, Москва пока лидирует в конкурентной борьбе за туркменский газ, и, чтобы не дать Ашхабаду возможности найти способ транспортировать свой газ в Европу в обход России, пойдет практически на любые политические уступки режиму Туркменбаши. В то же время в руках у Сапармурата Ниязова еще остались некоторые козыри, ведь 25-летнее соглашение с "Газпромом" существует пока только на бумаге.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |