Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Слово Кыргызстана,
18 декабря 2003

Минфин сверстал - народу жить

Т. Слащева

Прежде чем принять бюджет - 2004 во втором чтении, депутаты Собрания народных представителей брали несколько тайм-аутов на доработку спорных моментов. В итоге документ, по мнению премьер-министра Н. Танаева, получился серьезно отработанным, прозрачным, контролируемым, но все-таки напряженным. По просьбе правительства были сокращены доходы и расходы и впервые обозначен дефицит бюджета.

Депутаты палаты в ходе первого чтения предлагали увеличить объем налоговых поступлений на 362,2 млн. сомов. Просчитав все возможности. Минфин предложил свою цифру - 200 млн. сомов.

В доходной части бюджета были уточнены суммы неналоговых поступлений в сторону снижения на 276 млн. сомов. Поступления по грантам с увеличением на 110 млн. сомов в связи с ожидаемым поступлением гранта Швейцарии определены в размере 616,9 млн. сомов. На 682 млн. сомов снижена сумма поступлений из внешних источников, так как ожидаемый программный кредит ВБ на структурные преобразования в государственном секторе республика получит в 2005 году. Но зато ожидаются программные кредиты от АБР (777 млн. сомов) на проект "Корпоративное управление и реформа предприятий - фаза -2" и 330 млн. сомов на проект "Региональная программа по сотрудничеству в области таможни". В итоге казна республики пополнится на 1 млрд. 100 млн. сомов.

Прогноз республиканского бюджета с грантами и средствами, передаваемыми по взаимным расчетам с местными бюджетами, определен в сумме 14 млрд. 216 млн. сомов, или 16 процентов к ВВП. Номинальный темп роста по сравнению с нынешним годом составит 109,4 процента.

Расходная часть республиканского бюджета спроектирована на уровне 14 млрд. 952 млн. сомов, что составляет 16,8 процента ВВП, или на 7 процентов больше т.г.

Отмечено, что бюджет отвечает приоритетам КОР и НССБ и является социально ориентированным, социально направленным, но при этом не выполнено пожелание нардепов, увеличить финансирование социальной сферы на 470 млн. сомов. Минфин смог изыскать только 72,9 млн. сомов. На повышение заработной платы учителям и врачам заложено 481,1 млн. сомов. В итоге получится, что сегодняшняя средняя заработная плата этих категорий с 500-700 сомов увеличится до 750-950 сомов.

Не досчитаются денег в своих карманах министерства и ведомства, так как им бюджетные ассигнования уменьшены на 105 млн. сомов. Не обошла эта участь и Соцфонд, субвенции которому снижены на 70 млн. сомов. Ему рекомендовано активнее собирать страховые взносы, увеличить число плательщиков и покрыть дефицит своего бюджета за счет собственных средств. Как это отразится на пенсионерах - покажет время.

Подкорректированы расходы на выплату пособий малообеспеченным семьям и гражданам в сторону уменьшения на 15 млн. сомов. Оказалось, что введение социальных паспортов и адресность сократили число получателей соцпомощи на 37 тысяч человек (в 2003 г. их было 527 тыс. человек). Уменьшены бюджетные ассигнования на сумму 20 млн. сомов и ФОМСу по разделу "Здравоохранение".

Зато увеличены расходы сектору государственного управления (на 33,9 млн. сомов) и силовым структурам (на 37,2 млн. сомов). На 7 млн. сомов увеличены расходы на питание военнослужащим внутренних войск, ГУИН и департаменту охраны при Минюсте. Депутаты долго отстаивали, чтобы увеличили средства на питание детям в детских домах, но этого не произошло. Также лишатся горячего питания школьники, а учителя не получат надбавки за стаж работы. Эти расходы в сумме 322 млн. сомов лежали на плечах местных бюджетов, но они их обеспечить не могут, так же, как и республиканский, и Минфин посчитал необходимым приостановить эти выплаты, чтобы не допустить бюджетной неустойчивости. Но есть надежда, что местные бюджеты смогут перераспределить средства на защищенные статьи расходов за счет дополнительной помощи из республиканской казны на погашение задолженности по коммунальным услугам средствами, передаваемыми по взаимным расчетам.

На выплату внешнего долга в следующем году планируется направить 1 млрд. 613 млн. сомов, или 43,7 млн., на внутренний - 1 млрд. 352 млн. сомов.

Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 736 млн. сомов и увеличился по сравнению с утвержденным уровнем текущего года в 5,9 раза.

Несмотря на то, что депутаты проголосовали за бюджет, остались и недовольные им в части отдельных расходов. К примеру, прозвучала критика, что мало выделяется средств сельскому хозяйству, хотя оно составляет 40% ВВП. Сокращено бюджетное финансирование в области образования в два раза, медицины - в четыре. Не ощущает поддержки государства и реальный сектор экономики. Слишком большая сумма средств (около 4 млрд. сомов)предусмотрена на возвратное финансирование (взаимозачеты).

Эта статья закона о республиканском бюджете вызвала дебаты в палате. Часть депутатов выступила за исключение принципа возвратного финансирования. В нем, по мнениям С. Жээнбекова С. Мамытова, М. Мукашева, заложена основа коррупции, и этот процесс нужно пресечь на корню, Другая группа представителей считает, что сегодня полностью уйти от взаимозачетов невозможно, стоит подождать оздоровления экономики, и эта система отпадет сама собой. Третьи предложили решить эту проблему правительству, разработав положение, которое должно быть, утверждено СНП. Именно эта идея в финале была одобрена.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ