Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О миграционной ситуации в Российской Федерации

По материалам Федеральной службы безопасности
Российской Федерации

Миграционная обстановка на территории России продолжает оставаться сложной. Это объясняется относительной мягкостью визового режима на внешних границах Содружества Независимых Государств, недостаточной эффективностью его функционирования на внутренних границах Содружества, отсутствием должного контроля, в том числе иммиграционного, за пребыванием, деятельностью и перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства по территориям бывших республик СССР, несове6шенством национального законодательства, а также рядом других причин, главным образом экономического характера. Все это в совокупности позволяет значительному числу недобросовестных иностранцев уклоняться от регистрации в правоохранительных органах России, пребывать на ее территории, по сути дела, незаконно, заниматься полулегальной и нелегальной, в том числе уголовно наказуемой, деятельностью.

Кроме этого, на миграционную ситуацию негативное влияние оказывает отсутствие механизма реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года (не присоединились Грузия, Туркмения и Узбекистан), отсутствие двусторонних и многосторонних соглашений о реадмиссии (депортации), несовершенство национального законодательства, сепаратистские устремления ряда регионов.

Головным органом по вопросам миграции на территории Российской Федерации является Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации. Свою роль в борьбе с незаконной миграцией играют другие ведомства, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Иммиграционный контроль в пунктах пропуска через государственную границу осуществляют посты иммиграционного контроля, а также отделы иммиграционного контроля ряда территориальных подразделений по делам миграции в местах их расположения. С целью расширения сферы действия иммиграционного контроля ведется работа по созданию иммиграционной инспекции, которая, по замыслу, должна осуществлять этот вид контроля на всех территории Российской Федерации. Иммиграционный контроль осуществляется на территориях некоторых государств СНГ и Балтии.

В большинстве государств СНГ действуют законы, определяющие порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территории этих стран, их пребывания, транзита и выезда. Многие государства СНГ являются участниками международных договоров в области соблюдения прав человека. Например, к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев, присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Россия, Таджикистан. Однако уровень практической реализации государствами СНГ, как национальных законов, так и международных соглашений в области миграции, оставляет желать лучшего. Основные причины: недостаточное финансирование миграционных программ, отсутствие эффективного механизма депортации, прозрачность как внешних, так и внутренних границ государств постсоветского пространства.

Территории ряда государств Содружества используются выходцами из стран дальнего зарубежья с нестабильной внутриполитической и экономической обстановкой для законного и незаконного въезда в Россию с целью поиска убежища, средств к существованию или дальнейшего следования через территории Украины, Молдовы, Беларуси, прибалтийских республик в развитые западноевропейские страны, США и Канаду.

Иммиграция «Дальних и ближних гостей» в некоторые российские регионы приняла угрожающие размеры. Например, в Воронежской области находятся до 150 тысяч мигрантов. Значительны по численности турко-месхетинская, Вьетнамская, китайская и афганская диаспоры, прибывающие в своей основе незаконно и занимающиеся легальным и нелегальным бизнесом, в том числе уголовно наказуемым. Еще сложнее положение в Ставропольском крае, где находятся от 300 тысяч до 600 тысяч мигрантов, и в Краснодарском крае (около 700 тысяч мигрантов). Подобные примеры можно продолжать и далее.

Незаконные мигранты – это в основном выходцы из дальнего зарубежья, главным образом из Афганистана, стран Африки и Юго-Восточной Азии. Например, количество вьетнамцев, в свое время прибывших в СССР в качестве студентов, различного рода специалистов и не сумевших или не пожелавших выехать в свою страну после распада Советского Союза, составляет около 20 тысяч человек. По неофициальным данным, только на московских рынках в сфере обслуживания, транспорта и строительства заняты более 400 тысяч человек, в основной своей массе не имеющих московской регистрации.

Общее количеств незаконных мигрантов в России – не менее 7 миллионов человек (по другим оценкам – до 6 миллионов человек и более) из более чем 60 стран мира. Заметная их часть попадает в страну через российско-казахстанскую границу (среднеазиатское направление – граница СНГ с Китаем, Афганистаном, Ираном), в том числе с использованием организованных трансграничных каналов нелегальной переправки людей.

Эти же каналы используются для доставки в Россию наркотиков. Например, только на омском участке российско-казахстанской границы в 2001 году российскими пограничниками были задержаны около 5 тысяч незаконных мигрантов из Центральной Азии.

Значительное число мигрантов въезжает через границу с Северо-Восточным Китаем, Монголией и КНДР (дальневосточное направление) и через границу СНГ с Ираном и Турцией (закавказское направление).

Много незаконных мигрантов дает западное направление. В основном это граждане Украины и Молдовы, проникающие в Россию в поисках работы. Не обустроена, как известно, и граница с Беларусью, где отсутствуют даже пункты пропуска.

Незаконные мигранты находятся на территории практически всех республик ближнего зарубежья. Например, в результате операции «Мигрант», проведенной в конце августа 2002 года силовыми структурами Казахстана, за пределы страны были выдворены 196 граждан стран дальнего зарубежья и 3,6 тысячи граждан стран ближнего зарубежья. За нарушение правил пребывания к административной ответственности были привлечены около 7 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства.

Условно всех незаконных мигрантов можно разделить на два основных типа: лица, въезжающие в государства СНГ с нарушением установленных процедур и правил, в том числе минуя пункты пропуска, то есть изначально незаконно, и лица, въезжающие на формально законных основаниях с исправными документами. Однако в дальнейшем при прохождении иммиграционного контроля у части из них выясняется несовпадение заявленных целей въезда с истинными. К этому же типу можно отнести иностранных граждан, заявленные цели въезда у которых совпадают с истинными, но которые после истечения установленного срока пребывания в России переходят по различным причинам на положение и иностранцев без определенного правового статуса.

При этом отмечается, что легальный въезд на территорию какой-либо страны Содружества (например, въезд китайских граждан в Россию по каналу безвизового туристического обмена) становится все более популярным, поскольку позволяет въехавшему иностранцу – потенциальному незаконному мигранту находится определенное время в стране легально, а затем раствориться в среде своих соотечественников и уже без соответствующего правового статуса (на незаконное основе) пытаться достичь поставленных перед собой целей.

Существует в границах СНГ и так называемая маятниковая миграция, когда граждане государств – участников Содружества систематически выезжают в Россию на временные и сезонные работы, зачастую не имея на это соответствующих документов. Это наиболее характерно для граждан Украины, Молдовы, Таджикистана, закавказских республик. Эти люди в своем большинстве согласны на непрестижные и низкооплачиваемые работы, в том числе без оформления трудовых договоров, что нередко позволяет недобросовестным работодателям держать их в незавидном положении.

Следует еще раз подчеркнуть, что незаконные мигранты являются объектами повышенного внимания криминальных структур, а также представляют собой опасность в санитарно-эпидемиологическом отношении. Отдельные мигранты прибывают в страны СНГ с такими заболеваниями, как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, желтая лихорадка, и некоторыми другими

Таким образом, миграционные процессы в России вряд ли стихнут в обозримой перспективе. Снизить их негативные последствия можно только путем принятия скоординированных мер государствами – участниками СНГ в самых различных сферах: политической, дипломатической, экономической, законодательной и других, в тесном взаимодействии с сопредельными странами и мировым сообществом в целом.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ