Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Вряд ли уже кто-нибудь сомневается в том, что белорусско-российские отношения переходят в некий новый этап, когда позиция каждой из сторон объединительного процесса все более освобождается от принципов послесоветского политеса. Когда предательское разрушение некогда единой и великой державы называлось «цивилизованным разводом», а Российская Федерация была обязана по определению испытывать некую «историческую вину» (правда не понятно за что) перед «братьями меньшими» по СССР и поэтому еще и содержать за свой счет антироссийские и антирусские новоявленный государственные образования, возникшие в бывших советских республиках. Особенно красноречивы в этом смысле примеры Грузии и Молдавии.
Белоруссия, к сожалению, также не избежала подобной постсоветской болезни, высшая бюрократия которой все еще пытается рассматривать Россию как некоего донора, раздающего «за красивые глазки» свои природные и материальные ресурсы, являющиеся между прочим национальным достоянием российского, и в первую очередь, русского народа.
Конечно, могут возразить, что, дескать, все «братские советские народы» осваивали, к примеру, Сибирь и поэтому они должны и дальше потреблять российские ресурсы по максимально низкой стоимости. Странная получается логика. Развод произошел, если и не с дракой то со скандалом (чего только стоит антирусская истерия, которая уже десять лет бушует во всех ранее союзных республиках), а разведшаяся жена хочет и дальше питаться за счет кошелька бывшего супруга. Кстати, стоило бы заметить, что российские месторождения осваивали не какие-то умозрительные «братские народы», а конкретно граждане единого государства. И по этому Белоруссии пора, наконец, определиться со своим статусом в отношении России. Будет ли она и дальше оставаться иностранкой или же белорусы и россияне вновь станут согражданами. Но для этого нужно делать реальные шаги к объединению, а не впадать в истерику (как это делает, например, газета администрации президента РБ «Советская Белоруссия») после каждого предложения российской стороны хоть как-то сдвинуть этот застопорившейся процесс.
Главное, что необходимо понять белорусской стороне, так это то, что нынешняя Россия окончательно избавляется от навязанной еще большевиками (вспомним хотя бы пресловутую статью Ленина «О национальной гордости великороссов») «обязанности» снимать последнюю рубашку в пользу «угнетенных наций». Россия не перед одним из бывших советских народов не закрывает дверь в лоно своей государственности. Тем более что все эти народы не так уж и давно с исторической точки зрения были подданными Российского государства. Однако как заявил недавно Владимир Путин никто и никого насильно тянуть в состав России не будет. Возможно только добровольное и желанное для народа-соискателя российского подданства воссоединение. Мы видим, сколько уже лет Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье борются за возможность иметь единую государственность с Россией и, по всей видимости, они все же добьются права жить под сенью двуглавого орла. Хотя возможно, что это еще отдаленная перспектива.
Что касается Белоруссии, то Россия не вправе позволить себе отказаться от Белой Руси и перевести ее в разряд иностранных государств. И причина этого не только, да и не столько в геополитических и экономических раскладах. Дело в том, что белорусы это не просто восточные славяне – это плоть от плоти русский народ, его западная ветвь, которую столетиями, в начале польские и литовские паны и короли, затем коммунисты-большевики, а последние 12 лет и «незалежные» власти пытались и пытаются лишить исконной русскости и не допустить воссоединения Белой и Великой Руси.
С сожалением приходится признавать, что нынешние белорусские руководители все последние годы просто спекулировали на стремлении белорусов к единству с великороссами, вымогая, таким образом, у правительства Российской Федерации всевозможные экономические льготы и послабления, которые шли в первую очередь на укрепление власти бюрократии. Когда же встал вопрос о переходе от слов к делу, то белорусскими властями сразу же был включен механизм торможения и в ход пошли всевозможные проволочки. И беда не в том, что до сих пор так и не найдены взаимоприемлемые формы общего государства (а властью делится всегда не просто). Это как раз-то дело поправимое. Вся порочность нынешнего положения в том, что белорусские власти (вопреки всем своим заверениям) продолжают наращивать антирусскую кампанию в различных областях жизни республики с откровенным намерением деруссифицировать белорусов.
Вот один из самых свежих примеров. 4 декабря 2003 года принято «Предложение Конституционного Суда Республики Беларусь Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь», в котором парламенту предписывается внести в закон «О языках в Республике Беларусь» поправки направленные на сужение сферы применения русского языка. Причем все это сделано по требованию «Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины», которое объединяет в своих рядах самых непримиримых противников всего русского и российского. Если учесть, что в обиходе белорусскую «мову» использует ничтожный процент населения, то политическая подоплека этого шага более чем очевидна. Никакой необходимости в какой-то особой защите белорусской «мовы» не существует. Она и так занимает слишком преувеличенное место в республике, так как население Белоруссии всегда говорило и говорит в настоящее время исключительно по-русски. А «мова» – это искусственное порождение начала ХХ века уже 85 лет (1 января 1919 г. решением Ленина была создана БССР) используется как орудие отрыва белорусов от этнического древа русского народа.
Но вернемся к проблемам Союзного государства. Одним из центральных условий, выдвигаемых белорусской стороной – это одновременное изменение конституций Белоруссии и Российской Федерации. Александру Лукашенко референдум нужен, в том числе и для снятия конституционного ограничения на количество президентских сроков и в принципе в Республике Беларусь всенародное голосование власти могут в любое время. Нужен только серьезный повод, который бы способен был отмобилизовать население. И Конституционный акт Союзного государства лучший для этого вариант. Но вот может ли сейчас Российская Федерация пойти на изменение своей конституции и не вызвать при этом серьезного внутреннего кризиса? Теоретически да. Но в действительности вряд ли российская элита пойдет на такой далеко не оправданный риск.
Российской Федерации досталась в наследство от советских времен очень не удобная для государственного управления система территориального деления. И поэтому для дальнейшего развития страны и принципиального устранения угрозы сепаратизма все более насущной становится необходимость оптимизации территориального устройства РФ путем укрупнения регионов нынешней России. Причем эта сложная политическая и еще более трудная правовая задача должна решаться (по крайней мере, на первом этапе) в рамках действующей конституции Российской Федерации. Это условие диктуется, в первую очередь, необходимостью сохранения управляемости территорий.
По мнению российских специалистов наилучшей представляется поэтапная реформа предполагающая преобразование субъектов РФ в однотипные края или земли (недавнее создание Пермского края, очевидно, первая проба в этом направлении) при сокращении субъектов Российской Федерации до 8-10. При этом основой нового территориального устройства России призвана стать экономическая целесообразность. И надо понимать, что субъектом именно такой обновленной России и предлагает стать Белоруссии Владимир Путин, говоря о единых стране, президенте и парламенте. Фактически речь идет об окончательном преодолении остатков советской политико-государственной системы (и РБ, и РФ – это хоть и разные по величине, но все же осколки Советского Союза) и построении нового общерусского государства – Российский Союз. Однако эта историческая задача может быть успешно решена только в том случае, если белорусская элита сумеет преодолеть нарастающие в ее среде политический эгоизм, комплекс местечковости и желание замкнуться в скорлупе полной «незалежнасцi».
И здесь российской стороне необходимо проявить настойчивость (если потребуется то и жесткость), целеустремленность, а также терпение и помочь белорусским партнерам изжить во многом присущую им узость политического мышления. При этом стоит обратить особое внимание на работу с белорусским обществом в целом, которое в большинстве своем очень доброжелательно относится к России и идее воссоединения.
Создав Российский Союз, Белая Русь и Российская Федерация не только воплотят воспетый еще в «Слове о полку Игореве» великий завет предков о единстве Русской Земли, но и создадут необходимые условия для процветания в ХХI веке и Белоруссии, и Великороссии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |