Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая Молдова,
31 декабря 2003
А.Исаев
Заканчивается еще один год нашей страны - еще один год нашей независимости, нашей истории, истории Республики Молдова. Всего в нем было предостаточно, и радостей, и тревог, и трудно сказать - чего больше. Одно мы можем сказать совершенно точно: страна не сидела, сложа руки.
Нет ничего проще, чем сидеть и глядеть с умеренным интересом: что произойдет, куда повлечет нас течение жизни. Нет ничего проще, чем напевать рефрен: "Мы самые бедные, самые несчастные, наш номер - шестнадцатый, и все путают Молдову с Мальдивами..." Нет ничего проще, чем дружить со всеми, а значит, ни с кем. С мудрым видом прислушиваться к мнениям, несущимся со всех сторон - и не иметь собственного мнения. Нет ничего проще, чем плыть по течению: беда в том, что тогда жизнь распоряжается вами, а не вы - жизнью.
Весь год Молдова плыла против течения. И это хорошо, потому что если вы видите нечто, плывущее против течения, то можете быть уверены: это нечто - живое. Страна жива. Более того, страна жива как никогда.
В этом году многое в Молдове случилось впервые. Впервые в нашей стране прозвучали слова "профицитный бюджет". Впервые в правительстве говорят о том, что нужно "у с к о р и т ь темпы экономического роста" - хотя всего пару лет назад об экономическом росте и речи не было. Впервые Молдова живет фактически без внешнего заимствования. Впервые слова "интеграция в Европейский союз" произносятся в нашей стране без напряжения - заменив расплывчатую терминологию типа "интеграция в европейские структуры", без точного указания, в какие, собственно, структуры.
Все эти "впервые" стали возможны не сразу, и не вдруг. Это - результат большой работы по строительству государства. Единственного государства на земле, в котором мы, граждане Республики Молдова, чувствуем себя не гастарбайтерами и не гостями - желанными или нежеланными, - а хозяевами.
* * *
1. Образование Национальной комиссии по европейской интеграции и Департамента европейской интеграции в МИД РМ. Впервые в Республике Молдова был созданы официальные государственные органы, призванные координировать продвижение политики интеграции нашей страны в Евросоюз.
2. Принятие Закона "О местном публичном управлении" 18 марта 2003 года и выборы в местные органы власти.
Совершенствование законодательства, которое касается сферы местного публичного управления - одно из важнейших условий гармонизации законов Молдовы с европейскими нормами, принятыми на этот счет. Рекомендация усовершенствовать этот закон была выдвинута Советом Европы, принята руководством Молдовы и успешно реализована.
Выборы в органы местного публичного управления состоялись и прошли демократически, что было признано международными наблюдателями и ОБСЕ. Это очень важное обстоятельство в зоне политической нестабильности, которую представляет из постсоветские пространство. В контексте политических бурь, бушевавших в Молдове, подтверждение неизменности демократического выбора Молдовы нельзя не признать важным фактором внешней и внутренней политики государства.
3. Инициатива Владимира Воронина о создании новой Конституции объединенного государства. Образование совместной Конституционной комиссии стало новым этапом приднестровского урегулирования, реализацией и развитием принципов, заложенных в Киевском документе, где впервые появились слова "федерализация Молдовы". Инициатива о совместном написании текста Конституции впервые обозначила реальные механизмы создания единого федеративного государства.
4. Саммит глав государств и правительств стран-членов СНГ в Ялте. На этом форуме было объявлено о создании Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины. В то же время страны, не участвовавшие в переговорах по созданию ЕЭП, и в том числе Молдова, отметили, что саммит в Ялте не привнес ничего нового в жизнь СНГ и более того, в некоторых аспектах стал шагом назад. В этой сложной обстановке президент Молдовы подтвердил неизменность курса нашей страны на развитие сотрудничества в рамках СНГ.
5. Выступление Президента РМ Владимира Воронина на сессии ПАСЕ в Страсбурге 1 октября 2003 года. Это выступление поставило точку в вопросе о соответствии нашей страны нормам европейской демократии и подвело черту под вопросом о выполнении резолюций ПАСЕ по Молдове, которые были вынесены в период обострения политического кризиса и уличных манифестаций оппозиции. Президент Молдовы, выступая перед депутатами Парламентской ассамблеи Совета Европы, подтвердил приоритетность стратегического курса нашей страны на интеграцию в Евросоюз.
6. Передача руководству Евросоюза Концепции европейской интеграции РМ. Впервые в истории Молдовы был составлен официальный документ, в котором было твердо заявлено о намерениях нашей страны в плане европейской интеграции. Появление такого документа стало ясным сигналом Евросоюзу о серьезности стремлений Молдовы в плане присоединения к единому европейскому сообществу.
7. Успешное председательство Молдовы в Комитете министров Совета Европы. Проведение сессии Комитета министров СЕ в Кишиневе. Одно из "пиковых" событий, подготовка к которому велась на протяжении всего года. Успех председательствования Молдовы, подтвержденный руководством СЕ, и прежде всего генсеком СЕ Вальтером Швиммером, стало наглядным доказательством того, что Молдова является полноправным участником демократических процессов, происходящих в Европе.
8. События вокруг Меморандума о государственном устройстве объединенного государства, представленного Россией из-за отрицательного отзыва стран-членов ОБСЕ на этот документ. Отказ Приднестровья от продвижения принципа симметричной федерации стал положительным результатом - своего рода утешительным призом в неудавшейся попытке подписать документ о принципах создания единого государства. Молдова подтвердила, что мнение европейских структур, ОБСЕ и Евросоюза является важным для приднестровского урегулирования и не может быть сброшено со счетов.
9. Сессия Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в Маастрихте. Еще одно "пиковое" событие, в ходе которого должна была проясниться ситуация с выводом российских вооружений из Приднестровья. Приближение саммита, по мнению многих обозревателей, значительным образом повлияло на ход и темпы переговоров по российскому проекту Меморандума. По итогам работы саммита не было принято никакой резолюции и будущее процесса вывоза вооружений, таким образом, стало не вполне ясным. Таким образом, этот фактор будет действовать на процесс приднестровского урегулирования и в 2004 году - возможно, даже значительнее, чем в 2003-м, когда вывод оружия был обусловлен строгими временными рамками.
10. Принятие Концепции национальной политики Республики Молдова.
Впервые законодательно утвержден тот факт, что Молдове, как и любому другому многонациональному государству, нужна конкретная и продуманная национальная политика. Наша страна утвердила себя - как уникальное, исторически сложившееся сообщество многих народов, осознающих себя частью единого целого - Республики Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |