Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молдова Ази,
29 декабря 2003
П.Богату
Любой, кто внимательно следит за внешнеполитическим положением Республики Молдова, не мог не заметить как медленно, но верно менялись отношения официального Кишинева с панъевропейскими организациями, международными финансовыми институтами и крупными западными канцеляриями. Одно время Запад подавал Кишиневу в основном поощрительные сигналы. Теперь же в отношениях с Кишиневским руководством Запад преднамеренно перемежает слова одобрения с сердитыми упреками и даже резкими отповедями. Раньше мелкие недоразумения с МВФ или СЕ быстро улаживались при помощи заявлений о подтверждении взаимного доверия. Однако, начиная с 2001 г., когда к власти пришли коммунисты, Запад постепенно перестал с нами деликатничать, а его когда-то церемонный тон становился все строже, но, заметьте, никак не равнодушным.
Всякий раз, когда коммунисты делали неправильный шаг, их тут же безжалостно одергивали. Реакция же Кишинева отличалась от случая к случаю. Вначале за каждым ошибочным шагом режима Воронина следовало тактическое отступление. Так, например, произошло при его попытке ввести обязательное изучение русского языка, начиная со второго класса. Под давлением Европы Кишинев отступил. Но были и ситуации, когда власть упрямо не прислушивалась к рекомендациям Запада. Несмотря на предостережение не посягать на территориально-административное устройство страны, коммунисты расформировали уезды и восстановили районы советского типа, в результате чего была заблокирована внешняя финансовая поддержка. Но, несмотря на растущее недовольство Запада политикой официального Кишинева, мосты, связывающие Республику Молдова со свободным миром, не расшатались. Напротив, укрепились. Участие Запада в наших внутренних делах не только не сократилось, а даже усилилось. На протяжении последних трех лет США, ЕС и НАТО стали проявлять все более выраженный интерес к Молдове. Кульминацией этого нового курса стала принятая несколько дней назад Резолюция Европейского Союза. В ней содержится два существенных момента. Первый. ЕС не одобряет российский план приднестровского урегулирования, беспощадно квалифицируя его, как препятствие на пути демократического развития Республики Молдова. В то же время Резолюция приветствует отказ президента Воронина подписать этот документ. И второй. Европейский Союз констатирует, что демократия в Республике Молдова оставляет желать лучшего, уточняя, что правительственные круги не обеспечили верховенства закона в обществе.
Что означает резолюция ЕС€ На мой взгляд, больше, чем непосредственно текст этого документа.
Прежде всего, занятая Европейским Союзом позиция говорит о наступлении новой эры в международной политике. Резолюция ЕС не могла быть принята, скажем, в прошлом десятилетии, когда отношения Запада с Москвой были хоть сколько-нибудь нормальными. Тогда США и их союзники еще надеялись обратить Россию в истинную демократию и ввести ее, в той или иной форме, в евроатлантическую семью. Сегодня же эти иллюзии развеяны. Будучи не в состоянии аннигилировать антизападные настроения русских, Запад встал перед необходимостью прибегнуть к тому, что американский политолог Тони Юдт называл "окружением Кремля" - путем как можно большего расширения ЕС и НАТО на Восток, а также присутствия в Центральной Азии. Хочу по этому поводу напомнить читателям, что еще несколько лет назад западный политический класс вовсе не был уверен в том, что границы Евросоюза и Североатлантического Альянса должны достигнуть Прута. Так или иначе, экспансия Запада на Восток, безусловно, сужает поле для маневров Москвы, умеряя ее реваншистский пыл. Подчеркиваю это потому, что та твердость, с которой США и ЕС требуют в настоящее время вывода российских войск и вооружения с берегов Днестра, является частью операции по "окружению". Именно поэтому Запад воспротивился подписанию меморандума Козака. Рискуя быть обвиненным в излишнем оптимизме, предположу, что и впредь США и их западноевропейские союзники не допустят такого урегулирования конфликта, которое привело бы к приднестровизации Молдовы и к увековечению ее политической и военной зависимости от России. Иными словами, хочет он того или нет, Кишинев становится сегодня ключевым звеном операции Запада по "окружению Кремля".
Далее, Резолюция ЕС ознаменовывает собой начало конкретного участия Европейского Союза в делах Республики Молдова. После нескольких месяцев дебатов и прощупывания почвы, Брюссель, похоже, наконец-то решился. Приднестровский вопрос начинает играть слишком важную роль в построении будущей геополитической карты континента, чтобы оставлять его на откуп ОБСЕ. Не случайно ЕС теперь уже недвусмысленно заявляет, что примет участие в миротворческой миссии под эгидой Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.
Наконец, но не в последнюю очередь, Резолюция ЕС, которая, с одной стороны, хвалит Воронина за неподписание меморандума, а с другой, по сути, обвиняет его в подрыве демократии в Республике Молдова, воспринимается как намек на то, что нынешнее коммунистическое правление не вольно делать все, что ему заблагорассудится. Похоже, отныне официальный Кишинев, кто бы его ни представлял, будет вынужден считаться с западной линией "окружения" России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |