Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время новостей,
12 января 2004

ЛУКОЙЛ окружает Каспий

Денис Ребров

Владимир Путин разрешил Вагиту Алекперову работать на шельфе Казахстана

Похоже, уже становится традицией присутствие президента России раз в год на подписании международных сделок в нефтяной отрасли. В прошлом июне в Лондоне Владимир Путин и Тони Блэр благословили образование ТНК-ВР, а в конце прошлой недели президенты России и Казахстана почтили своим присутствием состоявшуюся в Астане церемонию вхождения ЛУКОЙЛа в проект разработки казахской части Северного Каспия.

Компания Вагита Алекперова, равно как и национальная "Казмунайгаз", получила 50% в проекте разработки (на условиях СРП) месторождения "Тюб-Караган". Срок соглашения - 40 лет. Кроме того, на паритетных началах стороны начнут геологоразведку шельфового участка "Аташский". По предварительной оценке, извлекаемые ресурсы "Тюб-Карагана" составляют более 100 млн тонн условного топлива. Участок расположен на шельфе Северного Каспия, к северо-востоку от морского порта Баутино. "Аташский" находится в 80-85 км от Баутино и включает в себя три блока: "Аташская", "Казахстан" и "Марал". Затраты сторон на разработку месторождений в случае открытия коммерческих запасов могут составить более 3 млрд долл. СРП по блоку "Тюб-Караган" и контракт на разведку блока "Аташская" "Казмунайгаз" и министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана заключили 29 декабря. Тогда было объявлено, что в проект в ближайшее время должен войти ЛУКОЙЛ, который полностью возьмет на себя риски, связанные с проведением геологоразведочных работ (российская компания оценивает их в 150-170 млн долл.). В случае обнаружения коммерческих запасов углеводородов затраты на разведку и промышленную разработку блоков стороны поделят пополам. Работы по проектам должны начаться уже в этом году.

"Тюб-Караган" не единственный проект ЛУКОЙЛа в Казахстане, который компания давно считает зоной своих стратегических интересов: российская компания владеет долей в 15% в проекте "Карачаганак" (запасы нефти и газового конденсата составляют 1,2 млрд тонн, природного газа - 1,4 трлн куб. м), 50% - в проекте "Кумколь" (30 млн тонн нефти) и 2,7% - "Тенгиз". Однако на казахстанский морской шельф ЛУКОЙЛ вышел впервые. Правда, компания уже участвует в двух проектах на каспийском шельфе, принадлежащих Азербайджану. Через СП с итальянской Agip ЛУКОЙЛ контролирует 5% в проекте "Шах-Дениз" (общие запасы 625 млрд куб. м газа и около 100 млн тонн конденсата, месторождение расположено приблизительно в 100 км от Баку). Также ЛУКОЙЛу принадлежит 80% в проекте "Ялама" (блок Д-222), размещенном примерно равными частями на российском и азербайджанском шельфе в 30 км от берега с извлекаемыми запасами более 164 млн тонн нефтяного эквивалента.

Для рынка приобретение компанией Вагита Алекперова доли в "Тюб-Карагане" не стало неожиданностью. Еще в начале прошлого года ЛУКОЙЛ и "Казмунайгаз" подписали меморандум, касающийся сотрудничества в области разведки и добычи углеводородов в казахстанском и российском секторах Каспийского моря. Документ предполагал совместное проведение геологоразведочных работ и добычу углеводородов на перспективных морских структурах, находящихся на этой территории. Затем в течение года компании договорились о реализации двух проектов на российском шельфе - на структурах "Хвалынская" (с запасами в 250 млн тонн условного топлива) и "Центральная" (521 млн тонн условного топлива, в состав участников проекта входит "Газпром"). В октябре было объявлено, что вместе с "Казмунайгазом" ЛУКОЙЛ ведет подготовительную работу по морскому проекту "Достык" ("Дружба"), включающему в себя участки "Тюб-Караган" и "Аташский". А месяц спустя г-н Алекперов был включен в состав казахстанского совета по иностранным инвестициям. Как тогда заявляли в ЛУКОЙЛе, компания является крупнейшим российским инвестором в Казахстане и за последние восемь лет в экономику страны вложила около 1,5 млрд долларов.

По мнению аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Царегородцева, работая в новом проекте, ЛУКОЙЛ сможет использовать инфраструктуру других принадлежащих ему каспийских участков. При этом эксперт отмечает, что, "судя по обозначенным цифрам, ежегодные затраты компании будут не слишком большими и станут исчисляться сотнями миллионов долларов в год".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ