Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Время новостей,
12 января 2004
Денис Ребров
Владимир Путин разрешил Вагиту Алекперову работать на шельфе Казахстана
Похоже, уже становится традицией присутствие президента России раз в год на подписании международных сделок в нефтяной отрасли. В прошлом июне в Лондоне Владимир Путин и Тони Блэр благословили образование ТНК-ВР, а в конце прошлой недели президенты России и Казахстана почтили своим присутствием состоявшуюся в Астане церемонию вхождения ЛУКОЙЛа в проект разработки казахской части Северного Каспия.
Компания Вагита Алекперова, равно как и национальная "Казмунайгаз", получила 50% в проекте разработки (на условиях СРП) месторождения "Тюб-Караган". Срок соглашения - 40 лет. Кроме того, на паритетных началах стороны начнут геологоразведку шельфового участка "Аташский". По предварительной оценке, извлекаемые ресурсы "Тюб-Карагана" составляют более 100 млн тонн условного топлива. Участок расположен на шельфе Северного Каспия, к северо-востоку от морского порта Баутино. "Аташский" находится в 80-85 км от Баутино и включает в себя три блока: "Аташская", "Казахстан" и "Марал". Затраты сторон на разработку месторождений в случае открытия коммерческих запасов могут составить более 3 млрд долл. СРП по блоку "Тюб-Караган" и контракт на разведку блока "Аташская" "Казмунайгаз" и министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана заключили 29 декабря. Тогда было объявлено, что в проект в ближайшее время должен войти ЛУКОЙЛ, который полностью возьмет на себя риски, связанные с проведением геологоразведочных работ (российская компания оценивает их в 150-170 млн долл.). В случае обнаружения коммерческих запасов углеводородов затраты на разведку и промышленную разработку блоков стороны поделят пополам. Работы по проектам должны начаться уже в этом году.
"Тюб-Караган" не единственный проект ЛУКОЙЛа в Казахстане, который компания давно считает зоной своих стратегических интересов: российская компания владеет долей в 15% в проекте "Карачаганак" (запасы нефти и газового конденсата составляют 1,2 млрд тонн, природного газа - 1,4 трлн куб. м), 50% - в проекте "Кумколь" (30 млн тонн нефти) и 2,7% - "Тенгиз". Однако на казахстанский морской шельф ЛУКОЙЛ вышел впервые. Правда, компания уже участвует в двух проектах на каспийском шельфе, принадлежащих Азербайджану. Через СП с итальянской Agip ЛУКОЙЛ контролирует 5% в проекте "Шах-Дениз" (общие запасы 625 млрд куб. м газа и около 100 млн тонн конденсата, месторождение расположено приблизительно в 100 км от Баку). Также ЛУКОЙЛу принадлежит 80% в проекте "Ялама" (блок Д-222), размещенном примерно равными частями на российском и азербайджанском шельфе в 30 км от берега с извлекаемыми запасами более 164 млн тонн нефтяного эквивалента.
Для рынка приобретение компанией Вагита Алекперова доли в "Тюб-Карагане" не стало неожиданностью. Еще в начале прошлого года ЛУКОЙЛ и "Казмунайгаз" подписали меморандум, касающийся сотрудничества в области разведки и добычи углеводородов в казахстанском и российском секторах Каспийского моря. Документ предполагал совместное проведение геологоразведочных работ и добычу углеводородов на перспективных морских структурах, находящихся на этой территории. Затем в течение года компании договорились о реализации двух проектов на российском шельфе - на структурах "Хвалынская" (с запасами в 250 млн тонн условного топлива) и "Центральная" (521 млн тонн условного топлива, в состав участников проекта входит "Газпром"). В октябре было объявлено, что вместе с "Казмунайгазом" ЛУКОЙЛ ведет подготовительную работу по морскому проекту "Достык" ("Дружба"), включающему в себя участки "Тюб-Караган" и "Аташский". А месяц спустя г-н Алекперов был включен в состав казахстанского совета по иностранным инвестициям. Как тогда заявляли в ЛУКОЙЛе, компания является крупнейшим российским инвестором в Казахстане и за последние восемь лет в экономику страны вложила около 1,5 млрд долларов.
По мнению аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Царегородцева, работая в новом проекте, ЛУКОЙЛ сможет использовать инфраструктуру других принадлежащих ему каспийских участков. При этом эксперт отмечает, что, "судя по обозначенным цифрам, ежегодные затраты компании будут не слишком большими и станут исчисляться сотнями миллионов долларов в год".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |