Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Экспресс-К (Казахстан),
13 января 2004
Алексей Банцикин
Россия продолжит платить за аренду Байконура, поможет нам запустить спутник и подготовить специалистов. Но железнодорожные тарифы снижать не собирается.
Выступая на совместной пресс-конференции по итогам визита главы Российского государства, президент республики Нурсултан Назарбаев вновь поднял проблему, омрачающую наши отношения. Суть в том, что российские железнодорожники оценивают транзит казахстанских грузов по тарифам, которые в два раза выше, чем внутрироссийские. Но, несмотря на прямые выгоды от увеличения транзитного товаропотока между Казахстаном, Украиной и Белоруссией, российское МПС не собирается уравнивать нас в правах.
Между тем решение этой проблемы, как никакое другое, способствовало бы удвоению товарооборота, а именно такую задачу ставят лидеры двух стран. Кстати, по оценке российского президента Владимира Путина, в минувшем году он составил пять с половиной миллиардов долларов. Значительно вырос и общий объем казахстанского экспорта в Россию: по оценке главы нашего государства, в объеме всех товаров, поставляемых в Российскую Федерацию, казахстанские товары занимают пятнадцать процентов.
Глава россиян счел за лучшее дипломатично промолчать. Правда, чуть позже вопрос о тарифах прокомментировал российским журналистам сам министр путей сообщения России Вадим Морозов. По его мнению, "резкие движения в этой сфере могут нарушить баланс интересов субъектов самой России". Глава российских транспортников заявил, что тарифы "не могут быть выравнены из-за различий в макроэкономических показателях".
Впрочем, как выяснилось, МПС России принимает "специальные решения по формированию тарифов на казахстанские грузы в сторону понижения". По словам Вадима Морозова, около 43 процентов всех грузов между Россией и Казахстаном уже перевозится по сниженным тарифам. По специальным тарифам перевозятся нефть, зерно, казахстанский уголь, металлы, идущие с металлургических комбинатов Казахстана на Дальний Восток. При этом МПС РФ сознательно мирится с недополученной прибылью, ведь, по признанию главы этого ведомства, только в прошлом году цена снижения составила 4 млрд рублей. В то же время российский министр отметил, что за последние годы объем грузоперевозок между нашими странами возрос "более чем на 16 процентов". Так, в прошлом году по территории России было перевезено 48 млн тонн груза, следующего из Казахстана (62 млн тонн - с учетом транзита).
Тарифная история упирается и в проблему делимитации казахстанско-российской границы: 816 километров российской железной дороги находится на территории нашей страны и около 300 км казахстанской "железки" проходит по России. В некоторых местах железнодорожное полотно двадцать два раза пересекает границу, и это тоже усложняет систему тарифообразования. Кроме того, как заметил российский вице-премьер Виктор Христенко, вопрос о железнодорожных тарифах "тесно связан с тарифами в других отраслях".
И все же сетования россиян на "возможные потери" вряд ли внушают доверие. Казахстанские эксперты считают, что даже незначительное снижение тарифов российского МПС вызовет резкое увеличение темпов транзита грузов из Центральной Азии по всем направлениям - от стран Балтии до Дальнего Востока. В убытке не окажется никто. Опасаться следует лишь тем, кто боится свободной конкуренции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |