Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ЦентрАзия,
14 января 2004

Политические элиты Казахстана начинают готовиться к смене верховной власти

Аждар Куртов. Президент Московского центра изучения публичного права

На исходе 2003 г. неожиданно усилилась активность в кругах политической элиты Казахстана. Различные клановые группировки стали совершать действия, которые можно расценивать как подготовку к каким-то крупным переменам. Так как в восточной традиции политическая борьба в основном ведется "под ковром", то такая активность представителей политических кланов совершенно очевидно свидетельствует о том, что вскоре в республике должны произойти знаковые события.

Недавний внезапный уход в отставку с должности посла Казахстана в Российской Федерации Алтынбека Сарсенбаева можно расценивать как далеко не случайный эпизод. Внешне поведение дипломата Сарсенбаева, который, еще будучи послом, выступил с критикой официальной политики Астаны на ряде конференций и в средствах массовой информации, выглядит как открытый "бунт на корабле", демонстративный вызов главе государства. Однако все хорошо знающие Сарсенбаева люди отмечают, что он всегда был абсолютно, по восточному подобострастно лоялен к любой действующей власти, любому начальству. Поэтому его демарш с переходом в оппозицию на самом деле скрывает за собой какие-то иные мотивы.

Сарсенбаев принял участие в недавно проведенном съезде политической партии "Ак жол". Следует отметить, что любому, кто знаком с казахстанскими реалиями, очевидно, что само проведение такого съезда в санатории "Алатау" стало возможно только тогда, когда добро на это было получено в администрации президента республики. Партия "Ак жол" представляет собой довольно любопытное формирование. Формально она позиционирует себя как либеральная умеренная оппозиция, заявляющая о необходимости отдельных реформ в проводящимся за годы независимости Казахстана курсе. Причем суть этих реформ обозначена достаточно туманно, но при помощи яркой словесной мишуры из различных внешне привлекательных лозунгов.

В условиях авторитарного политического режима, созданного усилиями Нурсултана Назарбаева, любой партии, которая всерьез рассчитывает на занятие какой-либо ниши в официальной политике, необходимо, как минимум, во-первых, быть лояльной к системе авторитарной власти, и, во-вторых, уметь устойчивые связи в клановых структурах Казахстана. Если партия не принимает таких правил поведения, то власти всеми путями стараются вытеснить ее на обочину политической жизни. Таковы традиции восточного авторитаризма в нынешней Центральной Азии, черпающие свои истоки в деспотиях существовавших здесь столетиями до прихода Российской империи.

Лидеры "Ак жол" прекрасно осведомлены об этих неписаных правилах поведения и не намерены их менять. Поэтому "Ак жол" имеет своих сторонников не только в среде правительственных чиновников, но и в предпринимательских и даже так называемых олигархических структурах. "Ак жол" очевидно имеет неформальные связи-обязательства с промышленными группировками, контролирующими предприятия свинцовой и цинковой индустрии. Ведущая структура в этом бизнесе – "Казцинк" связана с именем Булата Утемуратова – нынешнего секретаря Совета безопасности Казахстана. Бизнес Утемуратова связан с банками "ТуранАлем" и "Народный банк Казахстана", а также с медиахолдингом "31 канал". С другой стороны, прослеживаются связи партии "Ак жол" с компанией "Петролеум Казахстан" и структурами "Казкоммерцбанка". За последними маячит одна из самых крупных олигархических фигур современного Казахстана – Тимур Кулибаев, знаменитый, прежде всего тем, что он является мужем средней дочери президента Назарбаева. Кулибаев, помимо владения частью акций "Казкоммерцбанка" контролирует "Народный банк Казахстана" и наиболее лакомые куски нефтяного бизнеса республики.

Казалось бы, зачем таким акулам бизнеса партия "Ак жол", если у них итак есть родственные связи с самим главой государства? Не из любви же к демократии, на самом деле?! Действительно любовь, как высокое чувство, и интересы бизнеса – вещи трудно совместимые. Но в политике, тем не менее, порой можно встретить самые причудливые кульбиты. Назарбаев не вечен, скоро срок его нахождения на верху пирамиды власти в республике достигнет двух десятилетий. На Востоке же, как показывает опыт истории, авторитарная единоличная власть всегда имела один очень существенный изъян – при отсутствии механизма передачи власти к преемнику это практически всегда приводило к крупным общественным потрясениям. Именно данные обстоятельства, как нам кажется, и лежат в основе озабоченности нынешней политической элиты Казахстана.

дастся ли осуществить передачу власти без острой внутренней смуты, или Казахстан ждет вариант революционного сценария развития событий с непредсказуемыми последствиями? Действительно, у казахстанских кланов есть от чего поломать голову. В конце концов, олигархов вряд ли заботит проблема демократии, прав человека и тому подобные "мелочи". Но судьба собственного бизнеса их не может не волновать. В условиях гражданской смуты ведь никто не может поручиться за то, что бизнес конкретных фигур не пострадает. Наоборот, как раз именно в такие периоды истории, как правило, и происходит перераспределение собственности от одних лиц к другим.

Поэтому ради собственной выгоды олигархические кланы вынуждены стремится к тому, чтобы минимизировать негативные последствия возможной передачи власти от одного субъекта к другому. В демократических правовых государствах такой проблемы не существует: там бизнес действует в строго ограниченных рамках законов. В авторитарных же государствах, где многое, если не все, зависит от воли одного человека – главы государства риск потери собственности огромен. Ведь ни в какой независимый суд подвергшийся "раскулачиванию" олигарх не пойдет, по той простой причине, такие суды в условиях восточного деспотизма просто не существуют как полноценная и самостоятельная ветвь власти.
События в Грузии, надо полагать, только дополнительно добавили настороженности казахстанским кланам. Эти события наглядно показали, что на самом деле Соединенные Штаты во внешней политике руководствуются исключительно собственными циничными интересами. Бывший президент Грузии Эдуард Шеварнадзе зря надеялся, что в Вашингтоне и дальше будут его поддерживать только за политику дистанцирования от России. Шеварнадзе наивно сам дал согласие на то, чтобы американцы профинансировали и подготовили своеобразную "преторианскую гвардию" Грузии – наиболее боеспособные части спецназа. Грузинский президент думал, что эти части помогут ему решить проблему возвращения под контроль Тбилиси фактически отпавших от Грузии автономий – Абхазии и Южной Осетии. Но со времен Древнего Рима известно, что гвардию готовят и лелеят отнюдь не для того, чтобы она проливала кровь на полях сражений с внешним врагом. Гвардия нужна для иных надобностей: чтобы в решающий момент поддержать того или иного претендента на трон. В таком качестве она собственно использовалась и в России в XVIII веке.

В США уже давно не делают секрета из того, что в Государственном департаменте и Конгрессе имеются материалы правового характера, изобличающие высшее руководство Казахстана в причастности к коррупции. Как знать, не будет ли дан ход этим материалам в нужный момент – час "Икс". Конечно, в Казахстане в отличие от Грузии, американцы не прикормили "свою гвардию", по крайней мере, пока не прикормили… Но вот военные базы США в регионе уже имеются. И что бы там не говорили лукавые дипломаты, никто сегодня не может дать стопроцентную гарантию того, что в час "Икс" эти базы не сыграют своей роли в нужном направлении развития событий.

Эти обстоятельства не могут не понимать те, кто связан с большой политикой в Казахстане. Поэтому все телодвижения Сарсенбаева, партии "Ак жол", стоящих за их спинами олигархов не случайны. Как не случайны и инициативы другой клановой группировки Казахстана, возглавляемой старшней дочерью Назарбаева – Даригой. Муж Дариги – Рахат Алиев – ранее всесильный олигарх и силовик, пока остается в почетной ссылке, куда его спровадил сам Нурсултан Назарбаев после того, как счел, что его старший зять слишком уж безапелляционно набивается в его наследники. Но опала зятя не распространилась на Даригу. Более того, старшая дочь президента также, как и Сарсенбаев, в последнее время демонстрирует возросшую активность на политическом поприще.

Дарига Назарбаева неожиданно для многих не так давно публично выступила с громкой пиаровской инициативой, предложив создать новое объединение государств внутри СНГ, которое включало бы в себя Казахстан, Россию и Украину. При этом Дарига, ни сколько не смущаясь, утверждает, что эти три государства являются крупнейшими демократиями в СНГ и поэтому, якобы, это объединение может усилить позиции данных государств в их взаимоотношениях с тремя мировыми центрами силы – США, ЕС и Китаем. Такая евразийская тройка по замыслу дочери президента Казахстана может выступать как катализатор интеграционных проектов, включая Единое экономическое пространство.

В обоснование данной теории формирования евразийской тройки Дарига выдвигает тезис о том, что ни одна из этих стран не является однозначно лидером по всем своим параметрам развития в сравнении с другими. Россия в такой схеме рассуждений дальше всех продвинулась в деле утверждения своих позиций на международной арене, а также является военно-политическим лидером Евразии. Украина же, по мнению Дариги, сформировала устойчивую модель роста в несырьевых отраслях промышленности, сумела сохранить свои позиции на мировых рынках аэрокосмической отрасли и ВПК, а также дальше других продвинулась в укреплении партийной системы. Казахстан же согласно концепции Дариги является лидером в СНГ по объемам привлечения иностранных инвестиций и по глубине структурных реформ.

Параллельно с выдвижением этой громкой и явно рассчитанной на внешний эффект инициативы Дарига, являясь сама крупным собственником, озаботилась и созданием собственной политической партии. Таковая уже провела свой съезд и получила собственное название – "Асар". Судя по заявленным декларациям, данная партия также претендует на статус либеральной и реформаторской, как и "Ак жол". Этот странный приступ партийной активности в государстве, где все время до этого верховная власть в грош не ставила политические партии, с рациональной точки зрения может быть объяснена только следующим образом:

Клановые группировки политической элиты уже сегодня готовятся к грядущей передачи власти в другие руки. Причем готовятся они отнюдь не к публичной борьбе за власть, не к соревнованию за места в парламенте на предстоящих в 2004 г. выборах, а к совершенно другому сценарию. Дело в том, что авторитарная по своей сути действующая конституция Казахстана и в вопросах передачи верховной власти имеет далекий от стандартов демократии механизм. Этот механизм предусматривает, что глава государства, если он того пожелает, может передать власть своему преемнику, используя для этого свою собственную отставку. В случае такой отставки никаких новых выборов президента, как это практикуется во многих других странах, проводиться не будет. Просто полномочия президента перейдут к главе Сената, либо при некоторых обстоятельствах, они могут перейти к спикеру нижней палаты парламента Казахстана. Вот здесь-то, как нам представляется, на самом деле и "зарыта собака".

В Казахстане обе палаты парламента – не более чем фикция, красивый фасад президентской формы самовластья. Сам президент в любое время может назначить определенное число сенаторов, и уж тем более он в состоянии провести через обе палаты нужное ему назначение на должности руководителей этих палат соответствующих кандидатур. Однако для придания флера законности и демократичности таким назначениям для политической элиты Казахстана было бы чрезвычайно выгодно, чтобы кандидатуры будущих потенциальных преемников Назарбаева попали бы в парламент обычным путем, то есть через выборы.

Именно поэтому мы и можем сегодня наблюдать возросшую партийную активность в Казахстане, скрывающую на самом деле хитроумный план передать власть преемнику без потрясений, без потерь и… без серьезных реформ. Отсюда становится понятным, почему Дарига выступает с громкими инициативами. Она просто стремится позиционировать себя в глазах политических лидеров других стран СНГ, как сложившийся и перспективный политик, способный встать у кормила государственного управления. Да и бывший посол Сарсенбаев не зря, наверное, примеряет на себя одеяния оппозиционного политика. Вероятно, одна из клановых группировок Казахстана выбрала его на роль фигуры, которая должна будет обеспечить преемственность курса президента Казахстана без передела собственности. При этом, не исключен и вариант того, что в таком качестве – качестве преемника, его кандидатура была одобрена самим Нурсултаном Абишевичем, у которого ведь не отнимешь замечательного политического чутья и чрезвычайно развитого инстинкта самосохранения.

Так что Казахстан ждут знаковые, но отнюдь не революционные события.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ