Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Самохвалов Игорь Львович, член Центрального Совета Союзной общественной Палаты
При рассмотрении различных вариантов союзного строительства важно исходить из того, что “союзное евразийское пространство”, в частности. Российский историко-культурный регион (РИКР) (в состав РИКР, прежде всего, входят Белоруссия, Россия и Украина – прим авт.) может стать самостоятельным геополитическим центром силы и успешно выдержать глобальную конкуренцию, если он будет организовываться на принципах объединения вокруг России разнородных социально-этнических территориальных образовании под управлением из единого центра.
В данном контексте наиболее оптимальной формой долгосрочной интеграции, обеспечивающей максимальную устойчивость союзной государственности на длительную перспективу, в частности, позволяющей избежать печальной участи СССР, следует рассматривать поэтапное ассоциирование государств-участников Союзного государства (не только Беларуси, но и других потенциальных государств-участников СГ) с Российской Федерацией.
Таким образом, нынешние союзные органы власти должны будут функционировать только в переходный период, возможно достаточно длительный (до очередных выборов президента в РБ) для решения задач формирования единого пространства в экономической, военной, информационной и других сферах, унификации законодательств, адаптации практики государственного строительства стран-участников единения с Россией применительно к конституционным основам и федеративному устройству РФ.
Также целесообразно, чтобы органы конфедеративного управления обладали надгосударственным статусом, главным образом, по линии функционирования союзной представительно-законодательной власти (Парламент Союзного государства). В данном контексте наиболее приемлемой в Союзном государстве следует рассматривать парламентскую форму правления.
Чтобы избежать необоснованного увеличения численности состава и аппарата представительно-законодательной власти СГ, упростить процедуру принятия решений, Парламент Союзного государства целесообразно иметь однопалатным, а не двухпалатным, как это предусмотрено действующим Договором.
В настоящее время до формирования Парламента на выборной основе в его составе могли бы работать члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Совета Республики Национального Собрания РБ.
Таким образом, в достаточно короткие сроки могли бы быть созданы условия, как для эффективной деятельности полномочного союзного Парламента, так и трансформации Федерального Собрания РФ и Национального Собрания РБ в однопалатные парламентские структуры своих стран.
Парламент смог бы принимать законодательные решения в сфере совместной компетенции стран-участников Союзного государства, которые бы вступали в силу после соответствующего прохождения в однопалатных структурах законодательных властей двух стран.
В дальнейшем союзный Парламент на выборной основе мог бы стать “верхней палатой” СГ, Государственная Дума РФ трансформировалась бы в “нижнюю палату” СГ, а Национальное Собрание РБ смогло бы играть роль законодательной власти национально-ориентированного субъекта федерации (СГ.)
При этом реформирование властных органов в государствах-участниках интеграции с РФ целесообразно осуществлять уже в переходный период по пути перераспределения властных полномочий от президентов к законодательным структурам. Все это не только позволит усилить политический вес страны в процессе объединения, но и создаст
условия в будущем для повышения роли представительно-законодательной власти в субъектах федерации (СГ).
В современных условиях ныне существующий Высший Государственный Совет (ВГС) Союзного государства целесообразно возглавить Президенту РФ. Совет Министров СГ может возглавить освобожденный Председатель от одного из государств-участников СГ (РБ или РФ). Что касается Постоянного Комитета, то его целесообразно упразднить уже на этом этапе, а его функции передать аппарату Совета Министров.
На следующем этапе, в дальнейшем, по мере продвижения к “парламентской форме правления”, исполнительные структуры Союзного государства могли бы трансформироваться в структуры по делам интеграции и федеративного устройства единого федеративного государства.
В целях реализации данных направлений оптимизации союзного строительства целесообразно не вносить поправки в действующий Договор, а подготовить соответствующие положения в проект. Конституционного акта Союзного государства, который в настоящее время разрабатывается в РБ и РФ. Крайне важно, чтобы текст Конституционного акта был бы вынесен на референдумы в двух странах
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |