Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Об оптимизации союзного строительства

Самохвалов Игорь Львович, член Центрального Совета Союзной общественной Палаты

При рассмотрении различных вариантов союзного строительства важно исходить из того, что “союзное евразийское пространство”, в частности. Российский историко-культурный регион (РИКР) (в состав РИКР, прежде всего, входят Белоруссия, Россия и Украина – прим авт.) может стать самостоятельным геополитическим центром силы и успешно выдержать глобальную конкуренцию, если он будет организовываться на принципах объединения вокруг России разнородных социально-этнических территориальных образовании под управлением из единого центра.

В данном контексте наиболее оптимальной формой долгосрочной интеграции, обеспечивающей максимальную устойчивость союзной государственности на длительную перспективу, в частности, позволяющей избежать печальной участи СССР, следует рассматривать поэтапное ассоциирование государств-участников Союзного государства (не только Беларуси, но и других потенциальных государств-участников СГ) с Российской Федерацией.

Таким образом, нынешние союзные органы власти должны будут функционировать только в переходный период, возможно достаточно длительный (до очередных выборов президента в РБ) для решения задач формирования единого пространства в экономической, военной, информационной и других сферах, унификации законодательств, адаптации практики государственного строительства стран-участников единения с Россией применительно к конституционным основам и федеративному устройству РФ.

Также целесообразно, чтобы органы конфедеративного управления обладали надгосударственным статусом, главным образом, по линии функционирования союзной представительно-законодательной власти (Парламент Союзного государства). В данном контексте наиболее приемлемой в Союзном государстве следует рассматривать парламентскую форму правления.

Чтобы избежать необоснованного увеличения численности состава и аппарата представительно-законодательной власти СГ, упростить процедуру принятия решений, Парламент Союзного государства целесообразно иметь однопалатным, а не двухпалатным, как это предусмотрено действующим Договором.

В настоящее время до формирования Парламента на выборной основе в его составе могли бы работать члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Совета Республики Национального Собрания РБ.

Таким образом, в достаточно короткие сроки могли бы быть созданы условия, как для эффективной деятельности полномочного союзного Парламента, так и трансформации Федерального Собрания РФ и Национального Собрания РБ в однопалатные парламентские структуры своих стран.

Парламент смог бы принимать законодательные решения в сфере совместной компетенции стран-участников Союзного государства, которые бы вступали в силу после соответствующего прохождения в однопалатных структурах законодательных властей двух стран.

В дальнейшем союзный Парламент на выборной основе мог бы стать “верхней палатой” СГ, Государственная Дума РФ трансформировалась бы в “нижнюю палату” СГ, а Национальное Собрание РБ смогло бы играть роль законодательной власти национально-ориентированного субъекта федерации (СГ.)

При этом реформирование властных органов в государствах-участниках интеграции с РФ целесообразно осуществлять уже в переходный период по пути перераспределения властных полномочий от президентов к законодательным структурам. Все это не только позволит усилить политический вес страны в процессе объединения, но и создаст

условия в будущем для повышения роли представительно-законодательной власти в субъектах федерации (СГ).

В современных условиях ныне существующий Высший Государственный Совет (ВГС) Союзного государства целесообразно возглавить Президенту РФ. Совет Министров СГ может возглавить освобожденный Председатель от одного из государств-участников СГ (РБ или РФ). Что касается Постоянного Комитета, то его целесообразно упразднить уже на этом этапе, а его функции передать аппарату Совета Министров.

На следующем этапе, в дальнейшем, по мере продвижения к “парламентской форме правления”, исполнительные структуры Союзного государства могли бы трансформироваться в структуры по делам интеграции и федеративного устройства единого федеративного государства.

В целях реализации данных направлений оптимизации союзного строительства целесообразно не вносить поправки в действующий Договор, а подготовить соответствующие положения в проект. Конституционного акта Союзного государства, который в настоящее время разрабатывается в РБ и РФ. Крайне важно, чтобы текст Конституционного акта был бы вынесен на референдумы в двух странах

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ