Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Л.В.Польников, Заместитель начальника Главного нормативно-правового управления Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Работа над проектом Конституционного Акта Союзного государства, активизировавшаяся а последние месяцы, придала новый импульс белорусско-российским интеграционным процессам.
Предстоящее принятие этого важнейшего документа, будучи само по себе событием исключительной важности, означает еще и приближение выборов в Парламент Союзного государства. А значит - и качественно новый этап в формировании единой правовой системы демократического государства.
В этой связи возникает необходимость по-новому взглянуть на отдельные положения Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (далее - Договор) и попытаться их развить и усовершенствовать. В частности, хотелось бы коснуться структуры субъектов права законодательной инициативы, изложенной в статье 43 Договора.
Согласно Договору правом внесения законопроектов наделены Высший Государственный Совет, Совет Министров Союзного государства, Палата Союза Парламента Союзного государства, а также группа депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства численностью не менее 20 депутатов.
Действующий Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, выполняющего в настоящее время функции Парламента Союзного государства (пункт 4 статьи 70 Договора), формулирует право законодательной инициативы несколько иначе. Статья 47 гласит: "Право внесения законопроектов в Парламентское Собрание принадлежит Высшему Государственному Совету и "Совету Министров, а также группе депутатов Парламентского Собрания численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламентского Собрания". Учитывая, что общее число депутатов Парламентского Собрания равняется 72, речь идет о группе не менее чем из 15 человек. А поскольку численный состав ныне действующих комиссий Парламентского Собрания колеблется от 6 до 13 человек, то ни одна из них не имеет возможности самостоятельно реализовать это право.
Следовательно, практика повседневной деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, структура и численный состав его комиссий позволяют предположить, что закрепленные в Договоре положения о субъектах права законодательной инициативы в случае их повторения в Конституционном Акте Союзного государства могут ограничить возможности депутатов будущей Палаты Представителей Парламента Союзного государства осуществлять свое право на законотворческую деятельность.
Не исключено, что в случае следования нормам Договора для внесения проекта закона депутатами Палаты Представителей необходимо будет объединять усилия членов как минимум двух, а то и трех ее комиссий. Но не будем забывать при этом, что предметы ведения комиссий различаются, а значит, даже теоретически сложно найти точки соприкосновения их законотворческих интересов. В итоге возникает вероятность того, что в случае отсутствия законодательной активности со стороны, например, Совета Министров Союзного государства процесс законотворчества может оказаться заблокированным.
Обратимся для сравнения к законодательной практике Республики Беларусь и Российской Федерации.
Статья 99 Конституции Республики Беларусь наделяет правом законодательной инициативы Президента, депутатов Палаты представителей,. Совет Республики, Правительство, а также граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам.
Таким образом, как в Беларуси, так и в России правом законодательной инициативы обладает каждый депутат "нижней" палаты национального парламента.
Однако, как представляется, было бы неверно напрямую заимствовать данную норму применительно к депутатам Палаты Представителей Парламента Союзного государства. Ведь тем самым был бы нарушен один из основных принципов его деятельности, а именно - равное представительство интересов обеих (белорусской и российской) сторон союзного Договора.
Целесообразнее было бы, как мне представляется, наделить правом законодательной инициативы не какое-то конкретное число депутатов Палаты Представителей, а парламентские комиссии. В таком случае не только был бы сохранен принцип учета интересов обеих сторон, но и сам процесс законотворчества развивался в рамках компетенции каждой из комиссий палаты.
Подтверждением правильности такой логики является то обстоятельство, что подобная норма прописана в разделе Регламента Парламентского Собрания, посвященном процедуре принятия бюджета Союзного государства. Часть 1 статьи 35 Регламента наделяет комиссии Парламентского Собрания правом внесения замечаний и предложений по изменению и дополнению статей бюджета Союзного государства, касающихся их профиля.
Суммируя сказанное выше, представляется целесообразным при разработке проекта Конституционного Акта уточнить норму Договора, определяющую субъекты права законодательной инициативы. В разделе Конституционного Акта, посвященном государственным органам Союзного государства, предлагается наделить правом внесения законопроектов комиссии Палаты Представителей Парламента Союзного государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |