Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Газета»,
23 января 2004
Денис Ермаков
Президент России ликвидировал институт своих спецпредставителей. От должностей освобождены Дмитрий Рогозин, отвечавший за проблему Калининграда, Абдул-Хаким Султыгов, защищавший права человека в Чечне, и Борис Пастухов, работавший над договором о дружбе с Грузией. Таким образом, Кремль фактически объявил о том, что проблемы Калининграда и прав человека в Чечне решены. А договор с Грузией нам и вовсе не нужен.
У Рогозина - новое задание
Дмитрий Рогозин занимал пост спецпредставителя президента по проблемам Калининградской области с лета 2002 года. Напомним, что он решал проблему безвизового транзита россиян из России в Калининград через территорию Литвы. После вступления Литвы в ЕС они должны были получать транзитные визы. В результате длительной работы Рогозина с чиновниками ЕС визы были заменены "транзитным документом" - той же визой, но получаемой прямо в железнодорожной кассе и бесплатно. По мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, "можно долго спорить о том, достиг Рогозин поставленной цели или нет, но по крайней мере решение, хоть и не очень удовлетворительное, принято и пересматриваться не будет. Система так или иначе работает". Контакт Рогозина с Кремлем между тем не прекратился.
Он не только остался в должности спецпредставителя, но и начал в середине прошлого года активную работу над новым проектом - стал сопредседателем блока "Родина", который многие эксперты называют детищем Кремля. Сейчас Рогозин занял пост вице-спикера Госдумы и вступил в почти открытую конфронтацию с другим сопредседателем "Родины" Сергеем Глазьевым. В Кремле отставку Рогозина объяснили "выполнением основного комплекса задач по решению вопроса жизнеобеспечения Калининградской области". В администрации президента вице-спикера похвалили, отметив, что "весьма удовлетворены результатами работы Рогозина". В аппарате же самого Рогозина Газете рассказали, что теперь он "сосредоточится на законодательной работе, но если у президента будут какие-то предложения в отношении его персоны, то он готов будет их рассмотреть". Кроме того, Рогозин продолжит возглавлять делегацию Федерального Собрания в Парламентской ассамблее Совета Европы.
Кадыров ответит за все
Одновременно с Рогозиным от должности спецпредставителя президента освобожден Абдул-Хаким Султыгов, который отвечал за обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Чечне. В администрации президента его отставку объяснили тем, что в Чечне избран легитимный президент - Ахмат Кадыров, который несет всю ответственность за обеспечение прав и свобод человека на территории республики. Примерно то же самое сказали Газете и в аппарате Султыгова: "Согласно Конституции Кадыров вправе создавать новые институты, в том числе институт уполномоченного по правам человека". По мнению уполномоченного по правам человека в России Олега Миронова, отставка Султыгова не окажет влияния на обстановку в республике. По его словам, "если бы один уполномоченный мог менять ситуацию с правами человека, то больших проблем не было бы: везде были бы назначены уполномоченные и ситуация коренным образом изменилась в лучшую сторону".
Договора с Грузией не будет
Одновременно с Рогозиным и Султыговым от должности отстранен Борис Пастухов, бывший председателем госкомиссии РФ по подготовке проекта договора между Россией и Грузией о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве и взаимной помощи. Официально сообщается, что этим вопросом теперь будет заниматься МИД. По мнению Владимира Жарихина, "новые грузинские власти сомневаются в необходимости заключения полномасштабного договора с Россией и в этой ситуации иметь с нашей стороны уполномоченного по его заключению было бы неверно". Больше спецпредставителей у Путина не будет. Владимир Жарихин считает это правильным. "Наличие такой должности - это признание того, что официальная госструктура или не справляется с работой, или не имеет внутри себя соответствующих ведомств. Назначая спецпредставителей, Путин высказывал неудовольствие работой МИДа", - отметил замдиректора Института стран СНГ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |