Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

www.rusedina.org,
26 января 2004

«Латвия для латышей»

Семен Ахонен

В Латвии все решения принимаются исключительно в интересах титульной нации

Вряд ли депутатскому большинству латвийского сейма (парламента) понравится сравнение с фашистами, которое все чаще звучит во время протестов русскоязычного населения в этой стране. Вместе с тем цивилизованному человеку трудно понять, зачем понадобилось нынешним руководителям республики натурализовать и ассимилировать все национальные меньшинства. Очевидно, что в современном взаимосвязанном мире любая страна только выигрывает от многоообразия языков и национальных культур народов, живущих вместе.

Так, взаимообогащаясь и передавая друг другу самобытные знания и опыт, англоязычные и испаноязычные американцы, выходцы из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии сделали свою родину США поистине процветающей и богатой страной. Пожалуй, сегодня это наиболее показательный пример. В Соединенных Штатах созданы все условия для того, чтобы люди различных национальностей не только приобщились к ценностям американской культуры, но и не забыли свои корни, традиции, обычаи и родной язык. Наверное, "цивилизованным" правителям Латвии было бы интересно узнать, что в школах, колледжах, университетах, вооруженных силах одной из самых демократических стран мира постоянно организуются месячники латиноамериканской культуры, культуры народов Юго-Восточной Азии. В рамках этих мероприятий проводятся художественные выставки, литературные чтения, концерты и народные гулянья. Образованные американцы все чаще говорят не только на английском и испанском языках, но и на китайском, русском и арабском. Депутатам конгресса США никогда не придет в голову мысль предложить какой-либо закон, ущемляющий права национальных меньшинств, а тем более выдвинуть идею их натурализации и ассимиляции в качестве одной из главных целей развития государства. Тем временем именно такие идеи сегодня целиком и полностью завладели умами латвийской политической элиты.

Очередным шагом на пути лишения национальных меньшинств в Латвии своего родного языка стало принятие сеймом страны поправок к закону "Об образовании". 22 января большинством голосов депутаты запретили преподавание в русских школах республики всех обязательных предметов на русском языке. За эти дикие поправки проголосовало 65 парламентариев, 23 депутата голосовали против, 3 воздержались. Теперь с 1 сентября 2004 года в старших классах средних школ Латвии, в которых реализуются программы образования национальных меньшинств, обучение должно вестись на государственном языке, за исключением предметов, предусматривающих сохранение их национальной и культурной идентичности, то есть русского языка и русской литературы. Ранее этот же закон гласил, что соотношение учебных дисциплин, преподаваемых на латышском и русском языке, должно составлять 60 к 40, к тому же школы могли сами выбирать предметы, которые будут преподаваться на латышском. Сегодня сейм практически лишил учебные заведения выбора. Несмотря на то, что оппозиция в парламенте предлагала оставить право за русскими школами самостоятельно решать, какие учебные дисциплины и в каком объеме преподавать на родном и государственном языке, а также предоставить выпускникам возможность сдавать вступительные экзамены на русском языке, правые партии протащили свой вариант закона "Об образовании".

При обсуждении поправок в сейме представители правых обвинили депутатов из левой оппозиции не только в невежестве, но и в экстремизме, подстрекательстве террористов, "сталинизме" и "пособничестве колонизаторам". Очевидно, именно такими хотели бы видеть латышские "демократы" всех русскоязычных граждан Латвии, которые трудятся на благо своей новой родины. Главная мысль, которая звучала с парламентской трибуны в ходе дебатов, была проста и незамысловата: "Латвия для латышей". Правые еще раз напомнили своем коллегам в сейме и всему миру, что все решения в этой "европейской, демократической стране" принимают только латыши. А кто с этим не согласен, может убираться на все четыре стороны. Нечто подобное в мировой истории уже было. Только тогда это называлось не попыткой натурализации, а обыкновенным фашизмом.

Действующий закон "Об образовании" был принят в 1998 году и сразу стал предметом серьезных дискуссий в латвийском обществе. В 2003 году правительство из-за многочисленных протестов национальных меньшинств разрешило преподавать лишь 60% предметов на латышском языке. Тогда министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис пообещал, что образование на русском языке в Латвии "не будет ликвидировано". Как выясняется, грош цена таким обещаниям. Высказала свое отношение к латышскому закону "Об образовании" и ОБСЕ: 2 декабря прошлого года верховный комиссар этой организации по вопросам национальных меньшинств Рольф Экеус одобрил "реформу" русских школ. "Правозащитник" заявил, что "понимает аргументы Латвии, которая хочет содействовать процессам натурализации". Быстро же благополучная Европа забывает горькие уроки национальной исключительности.

Истинную цель нового варианта закона "Об образовании" сформулировал депутат сейма Я.Плинер: "Я думаю, властям не нужно, чтобы дети знали язык – им нужно, чтобы они знали свое место". По оценкам специалистов, с введением новых правовых норм почти 40 процентов русских детей просто не смогут учиться в средней школе из-за плохого знания латышского языка. Около половины русскоязычных абитуриентов не смогут сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения и профессионально-технические училища Латвии после окончания средней школы. В день принятия варварского закона более 2 тысяч человек участвовали у здания сейма в акции в защиту русских школ. В основном это были школьники. Они первыми сказали "нет фашизму!" Сегодня просто необходимо, чтобы борьбу этих детей за свое будущее и право на образование поддержала страна, вынесшая главное бремя борьбы с фашизмом, страна, за право быть частью культуры которой выступают русские школьники.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ