Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Январь 2004г. Центр информации по правам человека, Таллин
В настоящее время в Эстонии практически отсутствуют международные представительства, отслеживающие ситуацию с правами человека, а Делегация Европейской Комиссии в Эстонии не уделяет этим проблемам должного внимания. В результате возникла тревожная тенденция: некоторые эстонские политики и чиновники фактически почувствовали себя свободными от каких-либо обязательств в этой области и уверены в полной безнаказанности и вседозволенности. Создается впечатление, что стоящие у власти круги сознательно проводят тактику раскола и маргинализации русскоязычной общины, для чего используют все доступные средства, в том числе и органы надзора. Политические и общественные оппоненты и конкуренты устраняются с помощью фабрикации уголовных и административных дел по экономическим и финансовым нарушениям и преступлениям, или с помощью провокаций на этой почве. Для дискредитации как персоналий, так и организаций используются СМИ, которые публикуют «разоблачения» или «журналистские расследования» на основе материалов, представленных политическими оппонентами или даже полицией безопасности (КАПО).
Вот некоторые примеры. В марте 2003 года в Эстонии состоялись парламентские выборы. Жертвами предвыборной горячки властей стали не только «русские» партии, но и представляющие интересы меньшинств общественные организации.
Выступая в июле 2003 года на пресс-конференции, министр по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо заявил об успешных темпах интеграции эстонского общества. В качестве основного примера он привел тот факт, что ни одна «русская» партия не прошла в парламент на мартовских выборах.
29 января 2003 г. в газете «Постимеэс» появилась статья, автор которой, ссылаясь на мнение «чиновников, знакомых с работой спецслужб», перечисляет несколько несомненных достижений начальника полиции безопасности Юри Пихла. На первом месте среди этих достижений стоит «раскол местной русской общины, который предотвратил создание сильной русскоязычной парламентской партии».
Совершенно очевидно, что отсутствие в парламенте «русских» партий выгодно многим политическим силам Эстонии, но только не самому русскоязычному населению. Результаты выборов во многом определялись и широкомасштабной кампанией по дискредитации не только политических, но и общественных организаций неэстонцев. Жертвами ее стали не только «русские» партии, но и Центр информации, кампания против которого была оформлена как «ревизия» Налогового департамента.
Начало кампании было положено в конце 2001 года, когда в коррупции и прочих нарушениях было обвинено руководство столичного Департамента социальной безопасности и интеграции. Быстро и безграмотно составленные отделом внутреннего контроля горуправы и ревизионной комиссией горсобрания акты проверки имели далекую от финансов цель: под сетования о злонамеренности старых политических союзников новые союзники – Реформистская и Центристская партии создали коалицию как в Таллинском горсобрании, так и в парламенте. Руководство департамента не было поддержано своей «русской» Объединенной народной партией Эстонии. В итоге сама партия оказалась в изоляции, и перед выборами кто только не вспоминал о «коррупционерах из ОНПЭ». Это стало одной из причин того, что ни ОНПЭ, ни ее слабые конкуренты из числа «русских партий» в парламент не прошли.
Уголовное дело против руководства департамента было возбуждено на основании публикаций в прессе. Вели его следователи из «политической» Полиции безопасности (КАПО). Информация о передаче дела в суд была «слита» прессе за неделю до местных выборов. Бывших руководителя департамента Галину Панченко и курирующего ее вице-мэра Лейви Шера обвинили в превышении должностных полномочий и создании опасности нецелевого использования денег, что могло привести к ущербу для городского бюджета. Следствие и процесс длились несколько лет.
Дело, состряпанное с подачи политиков и продажных журналистов политической полицией Эстонии и одобренное прокуратурой, по обвинению поначалу в коррупции, а затем (ввиду не обнаружения оной) в служебной халатности и злоупотреблении служебным положением – рассыпалось, не выдержав объективного судебного следствия. В августе 2003 года Таллиннский городской суд полностью оправдал и Л.Шера, и Г.Панченко за отсутствием состава преступления. Более того, в судебном решении прямо указывалось на политическую ангажированность и непрофессионализм как проверяющих, так и составленных ими актов, которые следователи без тщательной перепроверки решили положить в основу обвинения. Основное внимание КАПО обращало на организации, имеющие отношение к ОНПЭ и Центру информации по правам человека. В судебном заседании цитировалось приложение № 6 к акту Ревизионной комиссии Таллиннского городского собрания «Список лиц, подозреваемых в связях с Объединенной народной партией Эстонии» - партии, представляющей интересы в основном неэстонской части населения.
Позднее решением от 25 ноября административная коллегия Государственного суда признала и незаконность увольнения Г.Панченко с должности заведующей Департаментом.
Тем временем на основании этих беспочвенных обвинений городские власти не замедлили ликвидировать в начале 2002 года как таковой сам Департамент, осмелившийся представить независимые от официальной позиции подходы к проблемам в таких сферах, как борьба с наркоманией и СПИДом и интеграция эстонского общества. Бывший министр внутренних дел и член правления Центристской партии Айн Сеппик откровенно заявил на суде, что центристы с самого начала считали Департамент ненужным образованием.
Центр информации по правам человека активно сотрудничал с Департаментом социальной безопасности и интеграции. За это время при его финансовой поддержке Центр сумел организовать репрезентативное социологическое исследование состояния межнациональных отношений в Таллине и опубликовать его результаты, провести работу по составлению программы интеграции города Таллина, которая новую коалицию «не заинтересовала», и провести мероприятия по оформлению видов на жительство для несовершеннолетних таллинцев – нелегалов. Такие «связи» с департаментом не остались незамеченными: уже в начале 2002 года в Центр пришли проверяющие из Таллинского Налогового департамента.
Проверка, которая длилась почти год, отнимала львиную долю времени не только руководства Центра, но и сотрудников. Информация о проверке сказалась на работе по привлечению новых фондов: в начале 2003 года в бюджете Центра образовалась дыра. Практически не выплачивая работникам зарплаты, организация продолжала свою обычную деятельность, хотя ряды ее и поредели.
В ходе проверки за три года налоговики основное внимание обращали на «связи» со столичным департаментом, но не смогли обнаружить каких-либо нарушений в отчетности по проектам. Тем не менее, Центру были предъявлены претензии за 2000 год, сумма которых превышает стоимость всех активов организации. Центр представил свое возражение на акт ревизии, в котором отвергалась обоснованность этих претензий. Для составления этого документа были приглашены представители уважаемой международной аудиторской фирмы „Ernst & Young Baltic”. Ответа налоговиков - Решения о налоге - пришлось ждать 11 месяцев, причем Налоговый департамент ни на шаг не отступил от своих претензий. Не исключено, что теперь свое слово по данному делу должен сказать суд – представитель самой независимой ветви власти в Эстонии.
Анализ активности налоговиков выявляет странную особенность. Так, всплеск их бурной деятельности приходился на период перед местными и парламентскими выборами, на которых директор Центра информации Алексей Семенов баллотировался в списках «русской» партии – ОНПЭ. Далее долгие месяцы безмолвия. И вот в конце 2003 года, когда началось обсуждение вопроса об участии А.Семенова в выборах в Европейский парламент, Налоговый департамент вновь дал о себе знать. Совершенно очевидно, что возможное судебное разбирательство никак не сможет закончиться до даты выборов. Как и в случае с Л.Шером и Г.Панченко, кто-то захочет использовать данную ситуация в своих целях.
К сожалению, в Эстонии налоговые «проблемы» уже не раз использовались в нечистоплотных политических играх. Так, перед местными выборами 2002 года эстонская пресса сообщала о налоговых «проблемах» Аркадия Присяжного – председателя Союза российских соотечественников в Эстонии. В июле 2003 один из чиновников Налогового департамента почувствовал себя обиженным на руководство и открыто признал, что «слил» информацию об этом человеке в газеты по распоряжению начальника, которого в свою очередь просила об этом КАПО. Так был создан любопытный прецедент. Поэтому никто не удивился тому, что информация о налоговых претензиях к Центру информации просочилась в эстонскую прессу через осведомителей из Налогового департамента.
В начале 2003 г. Налоговый департамент назначил ревизию в частном высшем учебном заведении Силламяэском институте экономики и управления. Преподавание в этом институте ведется преимущественно на русском языке, и основал его и успешно возглавляет в течение 10 лет один из лидеров русскоязычного движения в Эстонии Ханон Барабанер. Ревизия серьезных нарушений не обнаружила, но на работе института и его репутации сказалась.
К сожалению, примеров борьбы с «инакомыслящими» в последнее время появляется все больше. Министерство социальных дел в августе 2003 года закрывает Центр по борьбе со СПИДом. Для увольнения его работников снова официально среди прочих причин выдвигается обвинение в коррупции: одна из сотрудниц центра работала ... на полставки медсестрой в городской больнице.
А настоящие причины ... По данным исследования, проведенного ныне разогнанным Департаментом социальной безопасности и интеграции Таллинна в ходе подготовки программы профилактики наркомании и СПИДа, со всей очевидностью выявилось, что оба эти страшные для страны явления наиболее распространены среди «неэстонской» части населения. В Таллине в 2001 году среди наркоманов – а именно они составляют большинство носителей ВИЧ-инфекции – 84 процента было т.н. русскоговорящих. В передаче «Радио-4» 4-го сентября 2003 бывшая сотрудница Центра по борьбе со СПИДом откровенно заявила, что одной из причин закрытия Центра и увольнения сотрудников была деятельность по оказанию помощи русскоязычным пациентам, так как вышестоящие чиновники настоятельно рекомендовали не уделять им столько внимания.
Вместе с тем, анализ приводящих к наркомании причин выявил нарастающую неуверенность в завтрашнем дне, массовую безработицу, особенно среди выпускников русских школ, психологическую подавленность в утративших нормальный социальный статус семьях. Исследования в области интеграции, которые вели эстонские ученые, вскрыли со всей очевидностью массовый характер косвенной дискриминации по национальному признаку на рынке труда. Под сомнение поставлена вся государственная национальная и социальная политика Эстонии, и особенно государственная программа интеграции. На ее реализацию из-за рубежа выделялись огромные средства, несмотря на то, что она неоднократно подвергалась критике в исследованиях целого ряда эстонских ученых и социологов, включая проведенные с помощью независимых международных экспертов исследования Центра информации по правам человека.
На различных международных форумах представители Центра информации часто докладывали об успехах демократии в Эстонии. Тем более неприятно признавать, что, в европейской стране некоторые рьяные чиновники (если не само руководство страны) решили использовать «опыт» среднеазиатских республик, активно привлекающих налоговые и правоохранительные органы для борьбы с беспокойными неправительственными организациями. Это весьма странно именно сегодня, когда Центр информации сумел завоевать авторитет и создать деловые отношения с рядом ведущих правительственных учреждений, работающими в сфере прав человека и меньшинств. Очевидно, мы имеем дело с продолжением политики построения модели этнической демократии в Эстонии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |