Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В.Михайлов
Накануне Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», прошедшей 26-27.11. 2003 года в Минске, в Алма-Ате, 14.11.2003 года состоялось заседание Бюро Межпаламентской Ассамблеи (МПА) Евразийского экономического сообществе (ЕврАзЭС), на котором, по инициативе Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, было принято Обращение МПА ЕврАзЭС к главам государств, парламентов и правительств Евразийского экономического сообщества «Согласованная миграционная политика – ключевое звено формирования общего рынка труда Евразийского экономического сообщества».
В этом Обращении Бюро МПА, констатировало, что интеграционные процессы государств - членов ЕврАзЭС выявили реальную и всевозрастающую необходимость формирования единого рынка труда, что обусловлено востребованостью иностранной рабочей силы какой-либо группой государств. Учитывая, что государства Сообщества объединяет исторически сложившаяся общность культурных, национальных и экономических связей, необходимо выработать единые концептуальные подходы реализации миграционной политики, особенно в сфере трудовой миграции.
Осознавая важность решения проблем миграции, за последние несколько лет в государствах Сообщества предприняты конкретные меры по созданию нормативно-правовой базы, приняты соответствующие программы.
Рядом государств Сообщества уже ратифицирована международная Конвенция по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В рамках СНГ, между государствами-участниками уже действуют Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов (1994) и Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (1998).
Кроме того, в рамках Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ в 2000 году утверждена Концепция формирования единого рынка труда.
Вместе с тем на заседании Правительства Российской Федерации 29 мая 2003 года был рассмотрен вопрос «О подписании соглашения о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации и Республики Таджикистан».
Принятые на национальном уровне законы и нормативные акты порой идут вразрез с принципами сотрудничества, заложенными в вышеназванных документах, особенно это относится к странам-импортерам рабочей силы из государств Сообщества.
Введение административных норм государствами Сообщества, направленных на ужесточение системы учета и контроля за миграцией, в том числе трудовой, оправдано национальными интересами. Но вместе с тем данные меры должны сочетаться с созданием объективных экономических условий в рамках ЕврАзЭС для предотвращения нелегальной миграции.
На современном этапе отсутствует система обратной связи между работником - трудовым мигрантом и работодателем страны трудоустройства. Не создано также реальных, эффективно действующих механизмов единого рынка труда между государствами Сообщества. Определенная часть трудовых мигрантов - граждан государств Сообщества фактически не имеют легального статуса, поэтому необходимо принять меры по легализации их положения.
Учитывая важность решения проблем в области трудовой миграции, Бюро Межпарламентской Ассамблеи предложило принять за основу следующие принципы сотрудничества государств Сообщества:
1. Для трудовых мигрантов из государств - членов ЕврАзЭС должен быть установлен льготный порядок предоставления квот на въезд в государства Сообщества в целях осуществления трудовой деятельности, снижена ставка государственной пошлины за получение разрешения на работу и ряд других льготных условий. Эти же меры относятся к поощрению работодателей по легальному приему на работу мигрантов из стран Сообщества.
Одновременно необходимо ужесточить меры административного и уголовного воздействия в отношении лиц (работодателей и посредников), содействующих нелегальной миграции, особенно трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания.
2. Необходимо предпринять скоординированные действия по формированию единого информационного пространства сферы трудовой миграции. Создать единую информационную базу данных.
3. Должны быть предприняты усилия для формирования сферы услуг для трудовых мигрантов на территории государства пребывания посредством формирования специальных служб по трудоустройству иностранцев и созданию базы данных о вакансиях рабочих мест для иностранцев.
4. Необходимо принять неотложные меры по решению проблем в области социального страхования и пенсионного обеспечения, что обусловлено переходом ряда государств Сообщества на накопительную систему, а также реализовать меры по системе страхования мигрантов от несчастных случаев на производстве. Предстоит решать и проблемы медицинского страхования трудовых мигрантов.
5. Необходимо ввести упрощенную процедуру регистрации для тех мигрантов, которые, уже находясь за границей (на территории государств Сообщества), самостоятельно нашли работу.
6. Внести соответствующие изменения в национальные законодательства.
В настоящее время разрабатывается проект Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории государств Сообщества. В рамках данного Соглашения у государств Сообщества появится реальная возможность заложить основы взаимовыгодного сотрудничества в области трудовой миграции. В связи с чем предлагается при разработке проекта Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств - членов ЕврАзЭС на территории государств Сообщества учесть вышеуказанные принципы по формированию и реализации миграционной политики. Более того, ряд предложений Бюро ЕврАзЭС в части установления льготного порядка предоставления квот на въезд в государства Сообщества для трудовых мигрантов из государств - членов ЕврАзЭС в целях осуществления трудовой деятельности и ряда других льготных условий на сегодняшний день уже реализованы в российском законодательстве.
Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества одобрило «Предложения по законодательному обеспечению регулирования миграционной политики государств – членов ЕврАзЭС», которые мы публикуем ниже.
Предложения по законодательному регулированию миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС направлены на создание в государствах - членах ЕврАзЭС законодательных условий для реализации положений международных договоров, заключенных в рамках Сообщества.
В документе рассмотрены основные направления и предложены меры по гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в сфере миграционной политики. Рекомендации основываются на результатах сравнительно-правового анализа законодательных условий государств - членов ЕврАзЭС для реализации международных договоров по вопросам миграционной политики, действующих в рамках ЕврАзЭС, а также положениях конвенций Международной организации труда и других общепризнанных нормах и принципах международного права.
Предложения подготовлены также и с целью развития договорно-правовой базы ЕврАзЭС в сфере миграционной политики, начало которой было положено подписанием 26 февраля 1999 года Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |