Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Федор Прокопович (Минск)
Наступивший 2004 год без сомнений будет важнейшим этапом в новейшей истории белорусской государственности. Хотя бы по той причине, что осенью в Белоруссии состоятся выборы в Национальное собрание, новому составу которого придется решать довольно непростые политические и экономические задачи. При этом парламентариям придется-таки активизировать свою роль в вопросе белорусско-российского воссоединения и отказаться от порочной практики «стороннего наблюдателя», которую избрало большинство белорусских депутатов, переложив всю ответственность за ход интеграции исключительно на президента А. Г. Лукашенко (хотя он сам этого и добивался) и на его администрацию. Да и в целом роль парламента в Белоруссии нуждается в значительном усилении, так как, пожалуй, только в этом случае возможно нахождение и воплощение, отвечающей современным реалиям, оптимальной модели общерусского объединения и проведение эффективной экономической политики. По большому счету речь всего лишь идет о вступлении Национального собрания Белоруссии в права, определенные белорусской конституцией и которые до сих пор в полной мере не используются парламентом. Еще накануне президентских выборов 2001 года Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что в случае его переизбрания полномочия Национального собрания будут не только реально приведены в соответствие с Основным законом, но станут значительно шире. В общем А.Г. Лукашенко обещал парламенту «столько полномочий, сколько он сможет проглотить». Однако когда после выборов руководство Палаты представителей напомнило президенту о его обещании, то в ответ было довольно бесцеремонно оборвано. Депутатам было вменено стремление «под вывеской наделения парламента какими-то дополнительными полномочиями сломать всю систему существующей власти и внести в общество элемент нестабильности». «Бодание» парламента с президентом по этому вопросу продолжалось с октября 2001 года в течение четырех месяцев и закончилось ничем. И больше этот вопрос не поднимался.
В то же время в последние месяцы значительная часть депутатского корпуса все настойчивей стремиться проводить более самостоятельную политику. Так в декабре 2003 года депутатская группа «Содействие экономическому развитию» (СЭР) (рук. Кирилл Холопик) Палаты представителей Национального собрания РБ представила на суд белорусской общественности подготовленный ею проект закона об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, который предусматривает не только проведение глубоких экономических реформ, но и радикальную интеграцию с Российской Федерацией. Проект СЭР был одобрен во всех комиссиях Палаты представителей Национального собрания РБ. Однако он вступает в серьезное противоречие с аналогичной концепцией, предложенной правительством Белоруссии, который практически не учитывает вопросы союзного государственного строительства.
В настоящее время идут всевозможные согласования, но уже в самое ближайшее время станет очевидным, чей подход возобладает. По всей видимости, будет принят тот проект, который понравится лично А.Г. Лукашенко. Все это еще раз свидетельствует о подавляющем доминировании президента на политической арене республики. И такое положение, без сомнения, продлится до осени 2004 года, т.е. до парламентских выборов, после которых многое в распределении политической весомости в Белоруссии может измениться. Неизбежно на первую роль начнет выходить парламент, так как впервые с 1996 года политическое будущее Александра Лукашенко во многом будет зависеть от благорасположения депутатского корпуса. В переломный и решающий для нынешнего президента 2006 год Национальное собрание Белоруссии будет находиться в расцвете своей легитимности, а правомочность Лукашенко может оказаться под большим вопросом. И в этом случае не исключен жесткий конфликт между ветвями белорусской власти – законным парламентом и «сомнительной легитимности президентом».
Очевидно, подобный разворот событий совершенно не устраивает Александра Лукашенко, но зато полностью лежит в русле интересов оппозиции. Собственно говоря, предстоящие выборы – это последний шанс нынешних лидеров оппозиции остаться в области «большой политики», так как в случае провала большинство из них уйдет в политическое небытие. Поэтому каждая из сторон уже сейчас готовится к предстоящим предвыборным баталиям. Одна из главных задач для оппозиции в настоящее время – это поиск денег под свои политические проекты, которые внутри Белоруссии найти практически не возможно, так как любое поползновение частных структур в сторону политики вызывает незамедлительную реакцию налоговых и контрольных органов. При этом не имеет значения, поддерживает ли частный капитал оппозицию, пророссийские или даже пропрезидентские организации.
Основной принцип белорусских властей – никаких частных начинаний в политике. Поэтому эмиссары от белорусской оппозиции в последнее время усиленно разъезжают по окрестным государствам в поисках финансов. Наведываются они и в Россию на так называемые «политические заработки» и надо сказать возвращаются не пустыми. Приходится только удивляться россиянам, которые снабжают деньгами откровенных недоброжелателей России. Так, к примеру, накануне и в ходе избирательной кампании в Государственную Думу в Тюмени в течение полугода в штабе одного из кандидатов подрабатывал член политсовета откровенно враждебной России Объединенной гражданской партии (ОГП) некто Е.Лобанович. Не знаю, о чем сей «пан» разглагольствовал в Тюмени, но, приехав в Белоруссию, он обвинил российских граждан не много ни мало, а в симпатиях к нацизму: «Большую роль играет так называемый постимперский синдром. В Германии, как известно, через 15 лет после Версальского договора к власти пришел Гитлер, игравший на низменных чувствах избирателей. Ту ситуацию в Германии я бы сравнил с нынешней в России. Сегодня, через 13 лет после распада СССР, российские избиратели готовы голосовать за исключительно популистскую, даже нацистскую идею» («Народная воля», 18.01.2004 г.). Таким образом, получается, что и Владимир Путин, которого поддерживает подавляющее большинство россиян, выражает нацистскую идею?
Но все же главных источник средств на содержание белорусской оппозиции находится на западе от Белоруссии, в частности, в Польше, которая похоже не прочь (при покровительстве США) в очередной раз сделать ставку на антироссийскую карту. Как бы там ни было, но в течение только последних двух месяцев лидеры оппозиции Станислав Шушкевич, Анатолий Лебедько (ОГП), Валентин Вечорко (БНФ) и другие неоднократно побывали в Варшавском центре восточных исследований, где заверяли польскую сторону, что только крупные вложения в белорусские антироссийские организации способны «спасти Польшу от возрождения Российской империи». Помимо денег оппозиционному начальству хотя бы для небольшого успеха на выборах нужны личные политические послабления и доступ к радио и телевидению. И не исключено, что некоторые деятели от оппозиции получат-таки возможность выступать по белорусскому телевидению. По крайней мере, этого требуют от белорусского руководства ОБСЕ и Европейский Союз.
И все же главный враг оппозиции не власти, а ее патологическая враждебность к России и русскому народу. Именно по этой причине население Белоруссии относится в лучшем случае равнодушно к оппозиционным партиям. С сожалением приходится отмечать, что в последнее время и белорусский официоз все более скатывается к воззрениям самых непримиримых оппозиционеров. Вот недавнее красноречивое заявление начальника центра информационно-аналитического обеспечения государственной политики Института социально-политических исследований при администрации президента РБ Валерия Суряева: «Руководство Кремля и финансово-промышленных групп заинтересованы в том, чтобы поставить под полный контроль нашу страну (имеется в виду Белоруссия – Ф.П.) как транзитную территорию, наш нефтехимический комплекс. Путем повышения цен на энергоносители на нас пытаются надавить для того, чтобы мы приняли политические требования Кремля» («Звязда», 22.01.2004 г.). Как видим в своей антироссийской риторике г-н Суряев вполне дополняет пана Лобановича, фабрикуя устрашающую идеологическую басню: «на востоке нарождается пронацистская олигархическая империя, которая хочет поглотить маленькую «незалежную» Беларусь и чтобы спастись нужно сплотиться вокруг народного президента». Вот тебе и обоснования для продления полномочий.
Очевидно, что основу противоречий между властью и оппозицией составляют уже не идеологические расхождения. А личностная неприязнь. На вопрос: «Почему вы в оппозиции?», большинство оппозиционных активистов отвечают однозначно – «ненавижу Лукашенко!». Вот и все, что движет оппозицией: ненависть к России и ненависть к Лукашенко. Смесь сколь бесперспективная, столь и опасно-разрушительная. И ни о какой приверженности демократическим свободам и правам человека говорить не приходится. Достаточно вспомнить, что белорусская оппозиционная тусовка с восторгом встретила гонения латвийских властей на русские школы, мечтая осуществить нечто подобное и в Белоруссии.
Власти также уже готовятся к выборам, формируя пока еще предварительный список своих кандидатов в депутаты и создавая всевозможные препоны для выхода некоторых наиболее антипрезидентских оппозиционных газет. Так, одно из главных изданий оппозиции «Белорусская деловая газета» (БДГ) получила отказ в 2004 г. в распространении через сети государственных предприятия «Белпочта» (подписка) и «Белсоюзпечать» (розница). А газета Белорусского независимого профсоюза «Салідарнасць» утратила возможность издаваться в Белоруссии и с 9 января 2004 года стала печататься на смоленском полиграфическом комбинате. Конечно, можно было бы выразить возмущение по поводу ограничения свободы печати в Белоруссии, но дело еще и в том, что названные издания помимо антипрезидентской постоянно и целенаправленно проводят жесткую антироссийскую и антирусскую пропаганду. В связи с этим вызывает откровенное недоумение безответственная и всеядная позиция смоленских полиграфистов, печатающих эти антирусские издания. Ведь трудно себе представить, чтобы, например, в Германии печатали антигерманские польские издания.
Однако не стоит заблуждаться насчет того, что белорусские власти притесняют оппозиционные газеты за их антироссийскую и антирусскую направленность, заботясь о своих союзнических обязательствах перед Российской Федерацией и испытывая ответственность за внутрибелорусское национальное согласие. В Белоруссии ущемляются и пророссийские издания. За период с 1996 г. министерством информации в республике были закрыты пророссийские независимые газеты «Славянский набат», «Белоруссия», «Личность», а также «Славянская газета». В конце 2003 г. у негосударственного информационно-аналитического еженедельника «СССР. Постфактум», принципиально поддерживающего белорусско-российскую интеграцию, без каких-либо внятных объяснений было аннулировано регистрационное свидетельство. Помимо этого периодически создаются препятствия для распространения в Белоруссии различных российских изданий. Так в прошедшем году решением все того же министерства информации газете «Русский вестник» было отказано в розничной продаже через сеть «Белсоюзпечати».
Вообще же на роли российских печатных СМИ в Белоруссии стоит остановиться особо. В республике пользуются большой популярностью такие российские издания как «Комсомольская правда», «Труд», «Известия», «Московский комсомолец» и «Литературная газета». Практически каждая их этих газет имеет свой белорусский вкладыш, который готовится местными, в большинстве своем оппозиционными и антироссийски настроенными журналистами. В итоге популярность в республике российских изданий (к примеру, тираж «Комсомольской правды в Белоруссии» составляет 320 тысяч экземпляров) используется для распространения антироссийских и антирусских взглядов. Белорусские власти такая направленность вкладышей, похоже, вполне устраивает, так как претензий никаких никогда не предъявлялось. Более того, имеются сведения, что, по крайней мере, при прежнем министре информации Михаиле Подгайном (освобожден от должности в августе 2003 г., в настоящее время возглавляет «Белсоюзпечать») содержание белорусских вкладышей в российские издания согласовывалось с его ведомством.
Особую нелюбовь испытывают белорусские власти к «Московскому комсомольцу», который уже в течение нескольких лет пытается наладить выпуск своего регионального издания в Белоруссии. 1-й номер «Московского комсомольца в Белоруссии» вышел 12 июня 2002 года. Газета под таким названием в начале была зарегистрирована в министерстве печати Российской Федерации, что в соответствии с Договором о создании Союзного государства и другими межгосударственными соглашениями дает «Московскому комсомольцу в Белоруссии» право беспрепятственно распространяться на территории Республики Беларусь. Всего в 2002 г. вышло 23 номера издания. Причем белорусские страницы газеты носили исключительно просоюзный и вполне лояльный к Александру Лукашенко характер. Но в конце декабря министерство информации РБ без каких-либо предупреждений и объяснений остановило выход «МК в Белоруссии». Впоследствии в феврале 2003 г. выпуск был возобновлен, но уже с июня газета опять была лишена права выхода. В конце концов, в дело вынужден был вмешаться министр печати России Михаил Лесин, который пригласил для переговоров в Москву тогдашнего министра информации РБ Михаила Подгайного, в ходе которых последний обещал возобновить выход издания. Но обещания, как водится, не выполнил.
С приходом нового министра информации Владимира Русакевича лед в отношении злосчастного «МК в Белоруссии» вроде бы стронулся. 11 ноября 2003 г. газета «Московский комсомолец в Белоруссии» была зарегистрирована министерством информации РБ и начала выходить в свет. Казалось, конфликт был, наконец, исчерпан, но в конце декабря ведомство г-на Русакевича, опять без предупреждений, заявило об упразднении свидетельства о регистрации «МК в Белоруссии». В связи с этим возникает вопрос: почему издание, поддерживающее воссоединение Белоруссии и России и лояльное к А.Лукашенко подвергается бесконечным мытарствам со стороны белорусских властей. Где же здесь хоть какая-то логика? А причина, по видимому, в том, что белорусская редакция «Московского комсомольца» хочет проводить (в рамках закона и Договора о создании Союзного государства) самостоятельную и независимую от властей редакционную политику. А это как раз-то не устраивает администрацию президента, которая, как дали понять в министерстве информации, и стоит за запретами «Московского комсомольца в Белоруссии». Отсюда еще один принцип белорусской власти – не допустить ничьей самостоятельности на информационном поле.
Теперь вновь вернемся к предстоящим выборам. Очевидно, что Александру Лукашенко нужен абсолютно управляемый новый состав парламента. Он уже отказался от возможной серьезной игры на российской политической арене или стоит на пороге именно такого решения. В любом случае, в выступлениях белорусских сановников уже почти неприкрыто звучат изоляционистские ноты. А чтобы «крепость, окруженная неприятелем», могла устоять, в парламенте не должно быть никакой крамолы. Поэтому предстоящие выборы, по всей видимости, будут жестким ситом. Однако даже самый непримиримый отбор вряд ли сможет отсеять из парламента здравый смысл, который рано или поздно возобладает и вступит в конфликт с нарастающей в высших эшелонах власти агрессивной «местечковостью».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |