Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26 февраля в средствах массовой информации появились сведения о намерении США направить спецназ для участия в контртеррористической операции в Панкисском ущелье. Официальный Вашингтон и Тбилиси опровергают эти сообщения, однако к ним стоит отнестись очень серьезно, так как такой шаг полностью укладывался бы в сложившуюся логику отношений в треугольнике США-Россия-Грузия.
Напомним, что боевиков, проникших в Панкийское ущелье, грузинские политики изначально рассматривали как рычаг давления на Россию. Руководство Грузии всегда хотело возложить решение проблемы своей территориальной целостности на плечи России, - так, чтобы именно Россия принудила Абхазию вернуться в состав Грузии. Именно поэтому грузинские власти смотрели сквозь пальцы на ситуацию в Панкиси, попутно дезинформируя весь мир об отсутствии боевиков на своей территории. Однако известна народная мудрость: не рой другому яму – сам в нее попадешь. Ситуация в ущелье стала обостряться, создавая угрозы для самой Грузии. Неуклюжие заявления грузинских властей по поводу того, что боевиков на территории Грузии нет, стали бессмысленны после 11 сентября. Тогда грузинские власти попытались сразу “убить двух зайцев”: избавиться от боевиков чеченского командира Гелаева в Панкисском ущелье, натравив их на абхазские позиции в Кодорском ущелье. Когда это не удалось, Эдуард Шеварнадзе и его команда попытались уйти из под давления России, пригласив для проведения операции по зачистке Панкисского ущелья американцев.
Как видим, Грузия все время хочет решать свои внутренние проблемы чужими руками. К тому же столкновение интересов России и мировой сверхдержавы на Кавказе – давняя мечта грузинских политиков, которые рассчитывают удержаться у власти, столкнув между собой более сильных. Прозападная ориентация новейшей грузинской элиты - уже давно свершившийся факт (сегодня 2/3 бюджета Грузии формируется за счет западной помощи).
Нужно признать, что российские власти своими недостаточно продуманными заявлениями об “Осаме бен Ладене в Панкийском ущелье”, а самое главное, своим согласием на размещение американских военных баз в Средней Азии, создали повод для американского вмешательства в этом районе Кавказа. Американцы, безусловно, и сами хотели расширить свое военное присутствие в самых уязвимых для России точках постсоветского пространства, а в данном случае еще и “поймали нас за язык”. Разговоры об очередном совпадении интересов России и Америки в борьбе с международным терроризмом – очевидная глупость в условиях, когда именно благодаря критическому отношению США к операции России в Чечне, официальной и неофициальной помощи чеченцам со стороны азиатских союзников США, война в Чечне продолжает теплиться, унося жизни солдат и гражданского населения. Теперь же американцы получают возможность судить об операции в Чечне не из космоса и не из докладов лорда Джадда, а в бинокль.
На предстоящем неформальном саммите стран СНГ, открывающемся 1 марта в Алма-Ате, мы должны дать ясно понять, что выступаем против американского присутствия в Грузии. Мы не должны также поддаваться давлению в вопросе об изменении мандата миротворческих сил в Абхазии. Во-первых, такое решение рискует миром в регионе, если протаскивается без учета мнения Абхазии. Во-вторых, запредельна сама ситуация, при которой государства СНГ, не тратившие на миротворчество в этом районе ни жизни, ни денег, будут судить о том, как вести себя российским военнослужащим.
Директор Института стран СНГ К.Ф.Затулин
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |