Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая Молдова,
15 января 2004
В.Андрущак, депутат парламента
Под занавес ушедшего года на улицах и центральной площади Кишинева, у здания общественного телевидения и радио страны вновь царили беззаконие, психологический и моральный террор с политическим оттенком. Вновь, как уже бывало не раз в последние полтора десятилетия, под унионистские знамена лидера ХДНП Ю.Рошки встали все прорумынские партии - по сути выступающие против молдавской государственности и независимости Республики Молдова, за ее превращение в румынскую провинцию. Грубо попирая Конституцию и законодательство страны, а также международные соглашения и нормы, прикрываясь фальшивыми лозунгами "защиты суверенитета и Конституции Республики Молдова", их сторонники скандировали оскорбительные лозунги в адрес руководства нашей страны, требовали отставки демократически избранных президента, парламента и правительства. Под злобное улюлюканье и одобрение толпы, подогретой речами фронтистских "вождей", они сжигали национальные символы и портреты президента дружественной нам страны - Российской Федерации.
Группа руководителей 8 оппозиционных парламентских и непарламентских партий правого и так называемого центристского толка во главе с Ю.Рошкой и 18 политически ангажированных неправительственных организаций, присвоивших себе право выступать от имени всего гражданского общества страны, 24 ноября создали так называемый "комитет по защите независимости и Конституции Республики Молдова". Этот комитет 30 ноября провел в центре столицы митинг деструктивных сил, направленный против нынешнего конституционного режима, законно избранной демократическим путем власти и ее усилий, направленных на реинтеграцию страны на основе федерализации - модели государственного устройства, одобренной как европейским, так и международным сообществом. Что же объединило эти партии и их руководителей? Кто лидеры и члены руководства этих партий и общественных организаций, нарядившихся вдруг в белые одежды защитников независимости и Конституции Республики Молдова? И давно ли они борются за суверенитет страны, незыблемость и неукоснительное соблюдение положений ее Основного закона? Почему митинг в центре столицы по таким судьбоносным проблемам, как независимость, Конституция и реинтеграция страны они провели именно в канун 85-й годовщины образования "великой Румынии"?
1. Под унионистским знаменем
Выступая на митинге 30 ноября и драматизируя ситуацию, Ю.Рошка заявил о том, что "Республика Молдова переживает самый критический момент с тех пор как здесь, на площади Великого Национального собрания была провозглашена нами ее независимость" ("Гласул нациуний", 4.12.03). Перед многотысячным сборищем своих сторонников он приписал провозглашение независимости в заслугу возглавляемой им партии. Может кто-то и поверил сказкам Ю.Рошки. Но документы НФМ, речи его руководителей наглядно свидетельствуют, за какую независимость они боролись с конца 80-х годов прошлого столетия и борются до сегодняшнего дня. На очередном сборище унионистов громко названном ими "великим национальным собранием" в декабре 1991 года, уже после принятия парламентом Молдовы Декларации о независимости, основатель НФМ, первый заместитель председателя парламента страны И.Хадыркэ заявил: "Нам нужна независимость, но только для того, чтобы приблизиться к Родине-матери. Могут ли существовать две "независимости" для одного и того же народа? ("Цара", 10.XII.1991 г.). Наверное, яснее не скажет никто, за какую независимость ратуют фронтисты и их единомышленники.
В докладе на III съезде НФМ в феврале 1992 г. Ю.Рошка подтвердил, что его организация "воспринимала независимость как откол от СССР и приближение к матери-Родине, оценив ее как важный этап к воссоединению" ("Цара", 25.02.1992 г.). Неизменность этой позиции вновь и вновь подтверждают лидеры НФМ. Так, в конце 2002 г. в интервью унионистской газете "Гласул нациуний" И.Хадыркэ сказал, что "в отличие от других национальных фронтов, которые имели доктринальную конечную цель - независимость, НФМ унаследовала проблему в два раза труднее. Сначала независимость, затем отмена последствия пакта Риббентропа-Молотова, т.е. - объединение" ("Гласул нациуний", 26.12.2002 г.). Ю.Рошка, выступая на Кишиневской городской конференции ХДНП, заявил, что "румынское движение в Бессарабии (как видим, для него Республика Молдова не существует - В.А.), политически организованное в ХДНП, получит свое новое развитие, станет еще более сильным и, несомненно, завершится воссоединением с матерью-Родиной Румынией" (Цара, 19.12.2000).
Думается, вышеприведенных высказываний лидеров фронтизма вполне достаточно, чтобы понять, за какую независимость ратуют ХДНП и ставшие ныне под ее унионистские знамена альянс "Молдова ноастрэ", Социал-демократическая партия Молдовы, Социально-либеральная партия, Партия реформы, Экологическая партия, Демократическая партия, Центристский союз Молдовы и 18 так называемых общественных организаций, руководимых лидерами или членами руководства унионистских партий, которые создали пресловутый комитет.
Однако 30 ноября Ю.Рошка на площади "поскромничал" и не назвал другие инициативы и акции НФМ, начало которым он лично и его подельники положили в начале 90-х годов XX в. на центральной площади столицы. Напомним о некоторых из них, вошедших трагическими страницами в историю страны. Отсюда осенью 1990 г. Ю.Рошка, его соратник И.Косташ и духовный наставник М.Друк отправляли орды полупьяных боевиков, вооруженных кусками арматуры и другими "подручными средствами", усмирять "непокорных" гагаузов. Как свидетельствует бывший министр национальной безопасности того времени А.Плугару, сидя в Чимишлии осенью 1990 г., "М.Друк и И.Косташ... на полном серьезе разрабатывали план вторжения на территорию самопровозглашенной Гагаузской Республики" ("Коммерсант Plus", 12.XII.03).
На этой же площади 1 декабря 1991 г. председатель исполкома НФМ Ю.Рошка на очередном сборище унионистов, посвященном дню "великой Румынии", в присутствии более десятка своих единомышленников - депутатов Румынского парламента - объявил "о создании крайне важного механизма - Национального совета воссоединения" ("Цара", 10.12.1991 г.). В состав НСВ входили депутаты-фронтисты Парламента Республики Молдова и парламентарии обеих палат Румынии. "Будем молиться, - торжественно провозгласил председатель НФМ М.Друк, - чтобы объединение произошло в следующем году в период 1 июля - 1 августа" ("Цара", 10.12.1991 г.).
Деятельность НСВ быстро набирала обороты и уже в начале 1992 г. в его рядах активно работали против независимости Молдовы, за превращение ее в румынскую провинцию 54 молдавских и более 60 румынских законодателей. В составе НСВ к этому времени уже числилось более 25 коллективных членов - общественных организаций Молдовы и около сотни - Румынии. Собравшись 24 января 1992 г. на свою конвенцию в г.Яссы, НСВ утвердил устав и избрал руководящие органы. В уставе было определено: "Стратегическая цель НСВ - реинтеграция Румынии... в границах 1 декабря 1918 года" ("Тинеретул Молдовей", 31.01.1992). Однако реализовать стратегическую цель НСВ в установленные М.Друком сроки не удалось - помешал приднестровский конфликт, спровоцированный теми же фронтистами и другими деструктивными силами.
Уместно напомнить, что Национальный совет воссоединения никем не был распущен. Его руководители, индивидуальные и коллективные члены и по сей день активно работают над выполнением своей стратегической цели. Они сегодня возглавляют многие партии и неправительственные организации Республики Молдова, являются влиятельными членами их руководящих структур, работают в органах государственной власти, научных и культурных учреждениях, учебных заведениях всех уровней. Метастазы унионизма проникли во все сферы общественной жизни и пытаются разрушить молдавскую государственность, помешать необратимому процессу реинтеграции Республики Молдова, ее социально-экономическому и духовному возрождению и вхождению в сообщество европейских государств.
Так кто же сегодня оделся в тогу защитников независимости, кроме лидеров хорошо известной ХДНП, преемницы НФМ? Председатель партии реформ М.Гимпу - член совета НФМ, в списке учредителей НСВ, опубликованном в газете "Цара" в 1991 г. идет под Э4. Фронтистские газеты тех времен пестрят пламенными унионистскими выступлениями депутата М.Гимпу на заседаниях парламента, на сборищах сторонников НФМ так же несанкционированных, как и сегодня. Время не изменило его убеждений - он и сегодня выступает против молдавской государственности, реинтеграции страны, молдавских национальных ценностей - языка, истории, духовных ценностей. Уместно напомнить, что на досрочные парламентские выборы 2001 года Партия реформы шла в блоке с Румынской национальной партией. В списке кандидатов в депутаты блока были члены НСВ - М.Гимпу, И.Хадыркэ и И.Буга - лидер РНП. Результаты: только 0,67% избирателей поддержали унионистов блока. На митинге 30 ноября М.Гимпу вновь убеждал присутствующих, что "только в унитарном государстве мы будем иметь румынский язык, историю румын, латинскую графику, триколор, национальную церковь" ("Гласул нациуний", 04.12.03). Под национальной церковью М.Гимпу имеет в виду Бессарабскую митрополию.
Председатель СДПМ О.Нантой вошел в политику нашей республики как один из создателей и руководителей НФМ. 20 мая 1989 г. на учредительном съезде Народного фронта он избирается его вице-председателем по национальным отношениям. Был делегатом печальной памяти известного II съезду НФМ, принявшего решение о переименовании МССР в "Румынскую Республику Молдова". Яростно отстаивал идею объединения с Румынией. 13 мая 1990 года создает СДПМ и возглавляет ее, спрятав свои унионистские убеждения под "крышу" социал-демократии. Символично, что на учредительной конференции его "крестным отцом" был руководитель НФМ и одновременно первый заместитель председателя парламента И.Хадыркэ. Дальнейшая политическая карьера О.Нантоя связана так или иначе с Приднестровьем: с октября 1991 г. - он возглавляет службу политического анализа президента М.Снегура, а во время приднестровского конфликта работает его советником. По свидетельству политолога В.Андриевского "советник президента Нантой вполне допускает применение силы" ("Кишиневские новости", 08.05.1992 г.) в наведении "конституционного порядка" на левом берегу Днестра.
Будучи затем руководителем Межведомственной комиссии по координации государственной политики в населенных пунктах левобережья Днестра, автором и ведущим известной телепрограммы "Мосты", он в полной мере использовал занимаемую должность для срыва переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, для сжигания "мостов" между населением обеих берегов. И нынешнее сопротивление планам реинтеграции страны на основе федеративной модели является продолжением его более чем 15-летней деструктивной деятельности. Нам также кажется совсем не случайной поездка лидеров двух прорумынско-унионистских партий Ю.Рошки и О.Нантоя для инструктивных консультаций за океан накануне акций протеста объединенной оппозиции. Среди учредителей самозванного комитета - Ассоциация "Ынкредере - Доверие", которую также возглавляет О.Нантой. По мнению политических обозревателей О.Нантою - политику правого, унионистского толка - "удалось окончательно и бесповоротно скомпрометировать в Молдове саму идею социал-демократии" ("Независимая Молдова", 6.XII.2000 г.).
Закономерно заняла свое место среди учредителей т.н. комитета и Социально-либеральная партия О.Серебряна - униониста образца XXI века. Однако ключевые позиции в руководстве СЛП заняли унионисты розлива конца 80-90-х годов века ушедшего. Почетный председатель партии А.Мошану хорошо известен в нашей стране как ярый противник ее независимости и патриарх фронтистско-унионистского движения. Это ему принадлежат слова, обошедшие страницы многих газет: "Только рядом с Румынией, вместе с Румынией, объединившись с Румынией, мы проложим себе путь в Европу" ("Кишиневские новости", 19.05.2000). Заместителями председателя СЛП являются заместитель председателя НСВ, бывший лидер Партии демократических сил В.Матей, члены НСВ Н.Дабижа и А.Мындыкану. Сожалея о провале плана блиц-объединения с Румынией в 1990-1992 гг., Н.Дабижа на очередном сборище унионистов в г.Бэиле Херкулане (Румыния), которое именовалось "съездом румынской духовности" с горечью говорил о тактических ошибках фронтистов. По его мнению, не надо было бороться за румынский язык, алфавит, триколор, гимн "Проснись, румын!", "а сосредоточить все силы и бороться за единственное - за воссоединение с матерью-Родиной" ("Литература ши Арта", 16.12.01). Все остальное, считает Н.Дабижа, реализовалось бы само собой. Вот они "защитники" независимости Молдовы, окопавшиеся в руководстве СЛП!
По неполным подсчетам, более полутора десятков видных деятелей фронтистско-унионистского движения находятся ныне в руководящих органах и на ответственных должностях и в альянсе "Молдова Ноастрэ", который в списке учредителей т.н. комитета находится на втором месте после ХДНП. Под "крышу" ХДНП пошла молодая по "возрасту" партия, состоящая из конгломерата одиннадцати разношерстных старых унионистских формирований и их лидеров. Почетными председателями АМН являются экс-президенты М.Снегур и П.Лучинский. М.Снегур прославился не только тем, что в 1991 году в день провозглашения независимости Республики Молдова заявил, что "независимость - это, конечно, временный период. На первых порах будут одновременно существовать два румынских государства, но это не будет длиться долго... независимость является этапом, а не целью"("Земля и люди", 23.09.1995 г.). Далее, отметил президент, объединение с Румынией произойдет, когда наступит "второй благоприятный момент" (там же). Комментарии, как говорится, излишни.
Будучи президентом и главнокомандующим вооруженными силами страны, М.Снегур несет персональную ответственность за развязанную праворадикальными унионистскими силами гражданскую войну и дезинтеграцию республики. Как считают осведомленные лица, "президент Мирча Снегур и люди из его ближайшего окружения - Косташ, Хадыркэ, Мошану и другие трижды устраивали кровавый штурм Дубоссар и дважды Бендер" ("Коммерсант Plus", 12.XII.03). За трагедию на Днестре в ответе и члены руководства АМН, премьер-министр Молдовы в 1991-1992 гг. В.Муравский, председатель парламентской Комиссии по госбезопасности и военным вопросам в 1992-1993 гг. А.Царану, министр обороны тех лет И.Косташ и многие другие. На ключевых постах в партии находятся также лидеры унионистских партий, вошедших в АМН, - М.Русу, А.Юри-Апостол, С.Чертан.
Среди учредителей Комитета защиты независимости Молдовы члены НСВ М.Белеуцэ и С.Буркэ, ныне возглавляющие соответственно подчиненные ХДНП т.н. общественные организации "Крестьянский картель "Сфынтул Георге" и Евроатлантическую ассоциацию Молдовы. М.Чимпой подписал решение об учреждении комитета от имени Союза писателей, являющегося коллективным членом Национального совета воссоединения. Его позиция относительно будущего Республики Молдова давно и хорошо известна: только в составе Румынии в качестве ее провинции и никакой реинтеграции в границах на 1 января 1990 г. Точку зрения Союза писателей на проблему объединения двух берегов Днестра совсем недавно вновь подтвердил известный апостол унионизма Г.Виеру: "Я уже говорил и повторяю: я бы провел границу по Днестру. Не надо обладать большим политическим чутьем, чтобы понять одну простую вещь: вместе с Транснистрией мы никогда не сможем объединиться со страной" ("Акченте", 27.02.03). Руководители всех остальных, так называемых, общественных организаций - Г.Сусаренко, А.Арсени, В.Сахарняну, В.Нагачевский и другие также являются матерыми фронтистами.
Вот какая унионистская компания "защищает" ныне независимость Республики Молдова. В последние дни Д.Брагиш и С.Урекян, видимо, поняв, что избиратели увидели их настоящие политические лица, без комуфляжных масок, в многочисленных заявлениях и интервью тщетно пытаются оправдаться, отмежеваться от экстремистских акций и лозунгов унионистов, отречься от объятий своих единомышленников. Но им уже никто не верит, и их тщетные потуги выглядят детским лепетом взрослых горе-политиков. Как говорит народная мудрость - "черного кобеля не отмоешь добела".
Не случайным является и тот факт, что антимолдавские и антигосударственные акции в Кишиневе были активно поддержаны в Румынии, начиная от высших руководителей страны. 29 ноября партия "Великая Румыния" приняла специальную декларацию в поддержку своих унионистских единомышленников в Республике Молдова. Эта декларация была вручена объединенной оппозиции на центральной площади молдавской столицы 30 ноября румынским сенатором И.Илашку. В этом документе, в частности, отмечается, что "Республика Молдова - государство, созданное искусственно" и содержится призыв к международному сообществу сделать все возможное, чтобы "Бессарабия возвратилась мирным путем в лоно Родины-матери". Унионисты с обоих берегов Прута синхронизируют свои акции. Запрутские заказчики антигосударственных провокаций в суверенной Молдове зорко следят за тем, как отрабатывают "защитники" независимости и Конституции нашей республики, выделенные на эти цели немалые деньги из бюджета Румынии и других источников.
2. "Защитники" Конституции
Судя по названию самопровозглашенного комитета, одной из задач, возложенных на него крестными отцами-учредителями, является защита Конституции Республики Молдова. И тут сразу же возникают, как минимум, два вопроса. Кто они, так называемые защитники, и от кого они собираются "защищать" наш Основной закон? Почему основными методами "защиты" являются агрессия и уличные провокации, а "аргументами" - экстремистско-унионистские лозунги "Долой", "Мы - румыны!", "Объединение", "Отставка" и другие уже изрядно надоевшие молдавскому народу за почти 15 лет террористической деятельности Народного фронта и его сателлитов?
По замыслу лидеров оппозиционных партий и руководимых ими общественных организаций пальма первенства в этой "защите" снова должна принадлежать ХДНП и ее "вождю" Ю.Рошке. Команда Д.Брагиша согласилась быть на вторых ролях и во всем поддерживать впереди идущего, а остальные церберы унионизма разместились в этой колонне по принципу: "каждый сверчок знает свой шесток". Видимо, Ю.Рошка удостоился "чести" быть первым в когорте "демократических" инквизиторов потому, что он и его партия никогда не признавали Конституцию республики, подрывали и подрывают конституционные основы нашего государства, грубо попирают главные положения и статьи Основного закона страны.
Самозванные "защитники", видимо, рассчитывают на то, что сегодня уже забыты те июльские дни 1994 года, когда в Парламенте Республики Молдова XIII созыва шли ожесточенные дебаты по проекту ныне действующей Конституции. Они полагают, что никто не вспомнит, как яростно сопротивлялись принятию ее проекта 19 депутатов двух унионистских парламентских фракций. Мы напомним, что фракция Альянса Христианско-демократического народного фронта в полном составе (за исключением И.Илашку, находившегося в тюрьме в Приднестровье за терроризм) - Ю.Рошка, В.Кубряков, В.Долганюк, И.Тэнасе, С.Мокану, И.Нягу, Е.Гырлэ, П.Поятэ - проголосовала против Основного закона суверенной и независимой Молдовы.
Единодушно проголосовали против проекта Конституции и депутаты фракции прорумынского Блока крестьян и интеллигенции, состоявшей в основном из ядра НФМ 1989-1991 годов, многие из которых были учредителями и руководителями Национального совета объединения с Румынией - А.Мошану, М.Гимпу, В.Матей, И.Дедю, А.Юри-Апостол, В.Недельчук, И.Хадыркэ, А.Мындыкану, А.Иособ и Л.Истрати. Результаты поименного голосования с собственноручной пометкой каждого депутата "контра" хранятся в архиве парламента в назидание потомкам, которые должны знать истинных манкуртов и предателей молдавского народа поименно.
Один из них - В.Матей утверждал с трибуны парламента, что "27 августа 1991 г. независимость была провозглашена по отношению к советской империи" а не по отношению к Румынии. А.Мошану негодовал по поводу того, что узаконенные в Конституции "молдавский народ, молдавская нация, молдавский язык... имеют своей целью обосновать наш политический и духовный отрыв от румынского пространства", что "будет продолжена политика денационализации молдавских румын через игнорирование румынского языка, игзнание его из системы образования, замены истории румын историей Молдовы и т.д." (Архив парламента, ф.2948, оп.6, д.1245, л.223, 224, 228).
На том же заседании парламента Ю.Рошка заявил: "Довожу до вашего сведения, что, начиная с момента окончательного принятия проекта Конституции, в строгом соответствии с положениями этой Конституции и действующего законодательства, пользуясь нашим конституционным правом, Альянс Христианско-демократического народного фронта принимает меморандум, которым объявляет о начале сбора подписей за пересмотр текста настоящей Конституции. Первые 9 подписей под текстом этого меморандума уже поставлены". ("Цара", 2.08.94 г.). В.Матей от имени фракции Блока крестьян и интеллигенции также заявил, что она "оставляет за собой право объявить акцию пересмотра Конституции, которая не отражает требования и стремления всего населения Республики Молдова". (там же, л.230). В этом факте, как в капле воды, отражены двуличие и утилитарный подход ХДНП и других унионистских политических формирований к Конституции и законам Республики Молдова: если отдельные положения и статьи им выгодны - они их используют в полную меру, те же, что не отвечают их узкопартийным интересам, - грубо их попирают и игнорируют.
Не успели просохнуть чернила в подписи президента, промульгировавшего новую Конституцию, как на помощь местным унионистам бросились их запрутские хозяева в лице правительства Румынии, принявшего 1 сентября 1994 г. специальную декларацию. Попирая все международно-правовые нормы и грубо вмешиваясь во внутренние дела суверенного независимого государства, правители Румынии отчитывали молдавский парламент за то, что он посмел назвать мажоритарный этнос своей страны молдаванами, а государственный язык молдаван - молдавским, "отрицать румынский характер Республики Молдова", которая, по мнению румынского правительства, "является вторым румынским государством". Правительство Румынии считало, что признание молдавской нации "преследует цель насильственной денационализации миллионов молдавских румын с левобережья Прута" ("Цара", 09.08.1994 г.). Видимо, правительство соседнего государства забыло, что его страна уже не "Великая Румыния" довоенного периода, а суверенная Республика Молдова - не оккупированная ею территория. Иначе не появилась бы на свет вышеназванная декларация и открытые территориальные притязания к нашей стране, а также письмо премьер-министра А.Нэстасе "как румына румыну" Ю.Рошке в поддержку акций ХДНП в Кишиневе в 2002 г.
Меморандум ХДНП о пересмотре Конституции был опубликован в газете "Цара" уже 2 августа и начата широко разрекламированная кампания по сбору подписей. Вскоре в правой прессе был обнародован и проект предлагаемых изменений Основного закона. Что же предлагали "бессарабские румыны"? Основными предложениями были:
1. Исключить из Конституции преамбулу, в которой указывается на "непрерывную государственность молдавского народа в историческом и этническом пространстве его национального становления" и зафиксировано стремление "к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова".
2. Утвердить государственным гимном страны "Проснись, румын!".
3. Государственным языком Республики Молдова считать румынский язык.
3. Исключить положение о том, что "Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны".
4. Обучение на всех ступенях системы образования предлагалось осуществлять только на румынском языке. Положение о том, что "государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения" исключалось из Конституции.
5. Предусматривалось ввести обязательное преподавание религии в государственных учебных заведениях.
6. Предлагалось территорию Республики Молдова делить на коммуны, города и уезды, т.е. провести территориально-административную реформу по румынскому образцу, ту реформу, которую в 1999 г. провел АДР.
7. Предлагалось исключить ст.111, которая предусматривала особый статус автономии "населенным пунктам" левобережья Днестра, а также населенным пунктам юга Республики Молдова.
8. Проект ХДНФ предусматривал также исключение ст.7 из главы VII "Заключительные и переходные положения", касающейся возможных изменений Закона о функционировании языков на территории Республики Молдова от 1 сентября 1989 г. в течение семи лет только двумя третями голосов депутатов.
Этот проект пересмотра Конституции фактически предусматривал реализацию решений II съезда НФМ от 1 июля 1990 г., в том числе и превращение нашей республики в "Румынскую Республику Молдова", т.е. во "второе румынское государство". Однако, несмотря на широкую пропагандистскую кампанию, развернутую правыми СМИ внутри страны, огромную, в том числе и финансовую, поддержку со стороны Румынии, народ Молдовы дал должный отпор унионистским посягательствам на суверенитет и независимость республики. Их попытка ревизии Конституции страны с треском провалилась: им удалось собрать только 17200 подписей при конституционной норме не менее 200 тысяч.
И сегодня, более девяти лет спустя, эти лжепатриоты вместе с такими же унионистами из фракции "Альянса Брагиша" - Д.Брагишем, В.Косарчуком, Л.Гуцу, А.Олейником, И.Унту, М.Петраке и другими депутатами, а также примкнувшим к ним т.н. "центристом" Д.Дьяковым, самопровозгласили себя "защитниками" Конституции страны. Поистине: нет предела политическому фарисейству и обману!
Если же говорить не о мнимой, а о настоящей защите Конституции Республики Молдова, то сегодня она действительно нуждается в такой защите. Ее нужно защищать от политических провокаторов, от посягательств на ее незыблемые основы со стороны румыно-унионистских политических сил и их приспешников. Думается, что Молдавское государство, народ Республики Молдова с этой задачей успешно справятся.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |