Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вести сегодня,
11 февраля 2004
Никита Красноглазов, Екатерина Певнева
Начатые в понедельник консультации ЗаПЧЕЛ с президентом о дальнейшей судьбе Закона об образовании продолжили вчера депутаты Яков Плинер и Владимир Бузаев, а также член координационного совета ЗаПЧЕЛ Мирослав Митрофанов. На нейтральной территории — в Рижском замке — они вели жесткую дискуссию с одним из главных застрельщиков реформы — чиновницей ведомства Шадурскиса Эвией Папуле.
Основания есть, и очень веские…
— Разговор получился очень нервным, — поделился впечатлениями Мирослав Митрофанов. — Вначале Яков Плинер рассказал о динамике принятия поправок, затем Владимир Бузаев подтвердил, что мы не отступаем от наших требований, но можем направить протесты молодежи в русло конструктивного диалога. Я же подчеркнул, что вопрос русской средней школы перестал быть специальной проблемой и превратился в серьезнейший фактор политики Латвии. На встрече присутствовали руководитель Канцелярии президента Мартиньш Бондарс, а также Сандра Кукуле, помощник президента по вопросам законодательства. "Нет юридических оснований, почему нельзя провозглашать закон", — заметила г–жа Кукуле. На что лидеры ЗаПЧЕЛ пообещали представить их в течение дня!
Школьники против чиновников
Весь вчерашний день делегации русских школьников, которая заявила о своем намерении встретиться с президентом, чтобы убедить ее не подписывать нынешний Закон об образовании, был посвящен официальным встречам. Утром делегация, в которую вошли шесть представителей клуба "Страсбург" и еще два школьника, приняла участие в дискуссии между представителями МОН, Министерства интеграции, ЛАШОР и Канцелярии президента. Ребята продемонстрировали присутствующим прекрасное знание латышского языка. И очень связно, логично, без акцента повторили им то, что все мы уже слышали не раз. Что Латвия — демократическая страна, где у каждого должно быть право выбора. Что они до сих пор учились в школе на русском и, несмотря на это, знают латышский. И уверены, что с такими знаниями, какие ребята получили на русском языке, они смогут поступить в вузы и получить хорошую работу. Депутаты и ЛАШОР их поддерживали. ЛАШОР заявил, что нынешний вариант Закона об образовании президент подписывать не должна. По реформе надо устроить широкую общественную дискуссию. Она должна касаться более широкого круга вопросов, чем смена языка в русской школе. Ведь в школах очень много такого, что действительно надо улучшать. В итоге неожиданно для всех присутствующих моновская чиновница Эвия Папуле признала, что языковая пропорция 60:40 — это чисто политическое решение…
Как хотите, так и резвитесь. В рамках 40%…
В 15.30 трое членов клуба "Страсбург" встретились лично с Вайрой Вике–Фрейбергой в Доме Майкапара. Президент встретила ребят очень приветливо. Несколько минут она улыбалась на фоне очаровательных девушек — студентки Анны Искендеровой и школьниц Александры Малашенок и Светланы Савицкой. Групповые портреты, которые вдоволь наснимала целая орда местных фотокоров, удачно дополнил милый президентский песик. Затем журналистов выдворили за дверь, и они терпеливо ждали окончания встречи почти полтора часа…
Вике–Фрейберга внимательно выслушала претензии ребят и сказала… что она согласна с формулировкой закона! На ее взгляд, закон очень лоялен и приемлем для нашей страны. Вашингтон, Брюссель и Страсбург, которые его поддержали, даже не ожидали, что он "настолько хорош для русских". "Во Франции, где живет более 5 миллионов арабов, нет ни одной школы на арабском языке, — резюмировала президент. — Возможно, моя предстоящая беседа с директорами русских школ выявит более серьезные аргументы, чтобы я не подписала закон". А слова детей, что большинство школ не готово к реформе, парировала: государство выделило большие средства на семинары, курсы, консультации для учителей — дескать, куда больше?!
Александра Малашенок, исходя из своего личного опыта учебы в 40–й школе, задала президенту вопрос: "А что, если в школе есть замечательный учитель математики, который преподает на русском так, что его ученики регулярно занимают призовые места на республиканских олимпиадах, а после школы поступают в кембриджи и оксфорды? Какой смысл ему преподавать на латышском?" — "Но у вас же есть право учить 40% на русском, так пусть он в эти рамки и вписывается".
"А если в школе все учителя такие хорошие?" — спросила Саша. Сначала ей ответили хохотом. А потом ВВФ сказала: "В таком случае эта школа не хочет интегрироваться!"
Президент стояла на своем: латышский можно выучить только в среде, одних уроков латышского языка и литературы для этого недостаточно. Впрочем, она согласилась с тем, что плохо знающий латышский язык русский преподаватель ничем детям полезен не будет. "А хватит ли у вас латышских студентов, чтобы заменить всех действующих русских преподавателей?" — в отчаянии спросили дети. "Да, конечно, хватит", — ответила президент.
Позже на встрече с журналистами ВВФ подтвердила, что закон хорош и причин, по которым его не надо подписывать, она пока не видит. Впрочем, хотя президент уже проконсультировалась со многими из тех, кого реально касается закон, она будет продолжать консультации. На вопрос, что будет делать президент, если акции протеста против реформы будут продолжаться, она пожала плечами: ну, будут и будут. По мнению ВВФ, разговоры о том, что проблема выльется в "холодный" межэтнический конфликт, искусственны: "При желании конфликт можно построить на чем угодно…" Что и видно на примере этой реформы…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |