Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Молодежь Эстонии
Роман Лягу, координатор программы МГИУ в ЭР, член правления СОРСЭ
О бедном студенте замолвите слово...
В последнее время в обществе снова развернулась широкая дискуссия по поводу деятельности так называемых филиалов российских вузов в Эстонии. Обращает на себя внимание тот факт, что этот вопрос обостряется сразу, как только министром образования и науки становится представитель правых партий.
Выразителем крайне жесткого подхода к проблеме стал Гуннар Вахт, руководитель Информационного центра академического признания Eesti ENIC/NARIC. В ряде своих выступлений он использовал такие формулировки, как «фальшивые вузы», «фальшивые дипломы», а в одной из статей, опубликованных в прессе, заявил об «организованной академической оккупации».
В чем же суть проблемы?
На сегодняшний день российская образовательная система по-прежнему остается одной из сильнейших в мире. И поэтому в Эстонии наблюдается вполне нормальное явление, когда часть местной русскоязычной молодежи тяготеет к получению российского образования. Параллельно с процессами ликвидации групп с русским языком обучения в государственных вузах в стране стали учреждаться русскоязычные частные институты и учебные центры. Помимо собственных учебных программ они стали предлагать дистанционное (заочное) обучение в российских государственных вузах. Именно российские партнеры в большинстве случаев помогли встать на ноги местным учебным заведениям с русским языком обучения.
Сотрудничество с российскими вузами позволило привлечь хороших русскоязычных специалистов, докторов наук. Они стали снова востребованными после кризиса начала 90-х гг., когда в только что восстановившей независимость Эстонии русская наука оказалась ненужной.
В 1998 г. было подписано соглашение между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о взаимном признании дипломов. Казалось, логично сделать следующий шаг и подписать договор о возможности открытия филиалов российских вузов. Это позволило бы открыть здесь очное обучение по российским программам, активизировать сотрудничество двух стран в образовательной сфере. Российская сторона неоднократно обращалась к Эстонии с подобными предложениями. Все они были полностью проигнорированы. А когда в 1999 г. в Эстонской Республике появились первые выпускники с российскими государственными дипломами, прошедшие обучение по дистанционным программам, то начались попытки насильственного вытеснения программ российского образования с рынка образовательных услуг.
Ситуация на сегодняшний день
Приход к управлению Министерством образования и науки Эстонии республиканца Тойво Майметса был ознаменован началом широкомасштабного наступления на программы российского образования. Министр заявил, что его не устраивают действующие схемы взаимодействия местных партнеров с российскими вузами. По инициативе министерства были возбуждены уголовные дела против ряда учебных центров, работающих с высшими учебными заведениями Российской Федерации. Предъявленные обвинения оказались просто смехотворными, и, скорее всего, большая часть дел будет закрыта по причине отсутствия состава преступления.
Одно из последних деяний министра Тойво Майметса – отсылка письма своему российскому коллеге, министру образования В. Филиппову. В нем дан перечень учебных центров и вузов Эстонии, работающих с Россией. Все эстонские учебные заведения представлены как «организации с сомнительной репутацией», которые «очень часто занимаются незаконной, преступной деятельностью (мошенничеством)».
Стремление эстонского министра понятно. Под предлогом благородной борьбы за качество обучения попытаться ликвидировать существующие программы силами… российского Министерства образования.
На сегодняшний день, по некоторым оценкам, в Эстонии насчитывается около 1500 студентов, рассчитывающих на получение диплома государственного образца Российской Федерации. Много это или мало? С одной стороны, мало. Это – мизерный процент от общего количества студентов в стране. Так что пусть успокоятся те, кому уже мерещится очередная «оккупация». Это абсолютно лояльные и законопослушные молодые люди, многие из которых являются гражданами Эстонии. С другой стороны, таких студентов вполне достаточно, чтобы на них обратили внимание. В посольстве России, к примеру. А то складывается впечатление, что Российская Федерация помнит о ветеранах, поддерживает культурные общества, где поют и танцуют, а вот о молодежи, которая сделала свой выбор в пользу российского образования, забыла.
Прогноз на будущее
Делать какие-либо прогнозы в сегодняшней ситуации – занятие крайне неблагодарное. Однако рискну предложить два варианта. Первый – реализация так называемого «черного» сценария. Эстония при нынешнем министре образования идет на крайние меры и добивается вытеснения российских образовательных программ со своей территории. Однако это не означает, что автоматически пропадет интерес к российскому образованию. Просто студенты будут вынуждены ездить сдавать сессии в каком-либо из представительств своего вуза на территории России, а выпускные экзамены — непосредственно в головной университет. Не думаю, что подобная мера способна сильно сократить количество российских студентов из Эстонии.
Второй вариант потребует значительных усилий от всей русской общины страны. Мы должны выйти на доверительный и уважительный по отношению друг к другу диалог с эстоноязычной частью общества и доказать свое право учить своих детей на родном языке, если не в эстонских, то, по крайней мере, в российских вузах. Мы, представители русской общины, должны призвать представителей Министерства образования и науки Эстонии сесть за стол переговоров с коллегами из Министерства образования Российской Федерации. В итоге совместной работы необходимо определить российские вузы, у которых учебно-научные связи с партнерами в Эстонии носят систематический характер, и разработать общие правила для регистрации и порядок функционирования представительств иностранных учебных заведений в стране.
Русскоязычная молодежь Эстонии должна иметь свободу выбора при решении вопроса о получении высшего образования. Ведь в конечном итоге выигрывает все общество. Эстония не тратит на подготовку специалистов из числа лиц с российским высшим образованием ни сента, а полученные знания, умения и навыки они используют, трудясь во благо эстонского государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |