Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
До выборов в нижнюю палату белорусского парламента 2004 г. остается несколько месяцев. В феврале определился срок их проведения – воскресенье 17 октября. Очередные выборы 110 депутатов Палаты представителей имеют ряд важных особенностей. Так, предшествующая им предвыборная кампания рассматривается и официальной властью и оппозиционными структурами как решительная политическая акция в борьбе не только за парламентские кресла, но и вообще за рычаги управления республикой. Напомним, что радикальная оппозиция полностью проиграла до этого выборы в местные советы депутатов, что позволило президентской администрации провести на все места в верхней палате Национального собрания РБ (в которую депутаты избираются советами и, частично, прямо назначаются главой государства) сторонников президента Александра Лукашенко. Получив, таким образом, контроль за деятельностью Совета Республики, Лукашенко уже обеспечил себе и ключевые позиции по манипулированию процессом разработки и принятия решений действующим и новым депутатским корпусом, по блокированию нежелательной для администрации законодательной активности и потенциальных инициатив со стороны отдельных депутатов или их групп.
Дорабатывающие сейчас последние месяцы депутаты Палаты представителей (срок их полномочий истечет 21 ноября с.г.) впервые в парламентской практике республики отработали свои четыре положенных года, заседая в парламенте на «профессиональной основе». Деятельность парламентариев, за исключением небольшой группы (12-13 человек) относительно независимых депутатов, в истекший период вполне органично увязывалась с направляющей и руководящей линией президента и его аппарата, являясь законодательным довеском исполнительной власти. Абсолютно все законопроекты, которые инициировались высшей властью республики, получили одобрение парламентариев. Поэтому со стороны президентской команды сегодня наблюдается явное стремление сохранить данный ресурс, путем проведения лояльного ей большинства нынешнего депутатского корпуса через осенние выборы без существенных потерь и с помощью всей административной базы госаппарата. Это в значительной мере упрощает задачи верхушки республиканской бюрократии (а чиновники, как известно, сами никогда не тяготеют к усложнению собственных функций) по поиску и отбору «нужных» властям кандидатов в депутаты, а в дальнейшем максимально снимают проблему введения новоиспеченных парламентариев в правила политической игры и границы отведенной им президентской администрацией роли.
Результаты прошлых выборов в Палату представителей по всем избирательным округам были, как представляется, тщательно проанализированы специалистами президентской администрации. На основе их рекомендаций и была, скорее всего, запущена работа по новой «нарезке» избирательных округов, которой сегодня столь активно занимается Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов РБ. Формально неожиданное изменение границ ряда избирательных округов объясняется необходимостью учесть административно-территориальные изменения, которые объективно произошли за время после прошлых выборов. На самом деле сельские советы, входившие ранее в разные избирательные округа, целенаправленно укрупнялись, либо сельские территории включались в границы вызывающего опасения властей столичного электорального поля с тем, чтобы добиться победы кандидатов из «президентского» списка в проблемных избирательных округах (всего округов – 106). При этом президентская команда решительно пресекает любые разговоры о возможности изменения Избирательного кодекса республики, упирая на то, что действующее избирательное законодательство идеально и не нуждается в каких-либо существенных изменениях, а его стабильность - гарантия для проведения свободных, демократических выборов. Это выглядит довольно странным, поскольку именно в адрес Избирательного кодекса даже в стенах «немого» белорусского парламента не так давно звучала критика, обвинения в недемократичности и высказывались предложения по его модернизации.
И нынешняя правящая верхушка Белоруссии, и политическая оппозиция, конечно, не могли пройти мимо изучения югославского опыта переворота и грузинского варианта «розовых» парламентских выборов по американскому сценарию, плавно переходящих в президентские. Практически все эксперты от оппозиции в один голос утверждают, что подобные политические метаморфозы на белорусской земле при режиме Лукашенко просто невозможны по определению. С другой стороны, тогда не совсем ясно, почему радикальная оппозиция, большей частью игнорировавшая, бойкотировавшая, либо «проспавшая» выборы-2000, столь небывало рано (с марта 2003 г.(!) и так яростно, напористо вступила в нынешнюю парламентскую гонку, если цена ее усилий, по утверждениям самих же оппозиционеров, в лучшем случае составит два-три депутатских мандата. Вероятно все же нельзя исключать неких решительных сигналов, твердых заверений извне, которые получила часть оппозиционного спектра, что и заставило руководство многих политических групп отложить на время межпартийную грызню и явно демонстрировать стремление к сближению с недавними политическими конкурентами.
В целом белорусские оппозиционные партии и группы в преддверии выборов сумели впервые за всю свою историю подойти довольно близко к реальной консолидации не только в плане достижения тактических целей, но и на платформе сближения собственных программ. По крайней мере пять оппозиционных партий («5+») – партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Партия коммунистов Белорусская, Белорусская партия труда и Белорусская социал-демократическая Грамада, к которым примкнуло более 200 различных мелких групп и ассоциаций, смогли презентовать во второй половине января программу совместных действий под названием «Пять шагов к лучшей жизни». Конечно, этот документ трудно, да просто невозможно квалифицировать как единую политическую платформу. Но когда столь различные политические структуры, продолжающие сохранять в своем партийном багаже принципиальные программные разногласия и имеющие часто полярно противоположные взгляды на будущее государственное устройство республики, сумели составить единый список кандидатов по всем избирательным округам, кроме того, единый список 110 дублеров кандидатов, то это невольно наводит на мысль о некой сильной воле, пытающейся сложить нужное мозаичное панно из столь разношерстных, враждебных друг другу и разноцветных политических кусочков.
Как ни парадоксально, но представители пятипартийной коалиции сами косвенно подтвердили наличие внешнего фактора, способствующего сложению механизма по расшатыванию существующего политического режима в Белоруссии в ходе предвыборной кампании-2004. Так, председатель партии БНФ Валентин Вечерко, словно предвидя возможные подозрения и руководствуясь, наверное, тактикой, известной населению как «Держи вора!», вдруг стал через посредство СМИ специально подчеркивать, что «идея пятерки возникла в белорусских головах, весь процесс делается белорусскими руками». На чьи деньги «делается процесс» Вечерко, правда, не раскрывает. А сигналы, по его утверждению, коалиция действительно постоянно получает, но они якобы исходят не от Западного альянса или конкретно США, а исключительно от отечественного «мелкого и среднего чиновничества», умоляющего оппозицию обеспечить тотальный контроль на предстоящих выборах и защитить его от произвола начальства, побуждающего к массовым фальсификациям. Однако руководство «пятерки +» в последнее время активизировало процесс переговоров и консультаций с политическими группами Западного альянса. После диалога с польскими парламентариями и политиками функционеры коалиции 6 февраля встретились с делегацией Конгресса США и представителями государственных, политических структур ЕС в Риге, а уже 9 февраля по приглашению сенатора Джона МакКейна оказались в Вашингтоне с многодневным визитом, в ходе которого провели ряд встреч и консультаций с представителями президентской администрации, госдепартамента, Совета национальной безопасности и Конгресса США.
Спикер Палаты представителей Конгресса США Денис Хастерт высоко оценил деятельность коалиции «5+» по отстаиванию демократических принципов и прав человека, по продвижению демократии в Белоруссии. По мнению Хастерта, политический режим в Белоруссии душит демократию, ликвидирует общественные организации, преследует людей за их религиозные убеждения(?). Спикер Палаты представителей заверил лидеров «пятерки» что международное сообщество вместе с демократическими силами Белоруссии будет работать, «чтобы Беларусь стала свободной и демократической страной». Председатель подкомитета по Европе, президент ПА НАТО конгрессмен Даг Берейтер на встрече с коалицией «5+» заявил о том, в Конгрессе США состоятся слушания об условиях проведения выборов в Белоруссии.
Кстати, сенатор МакКейн поспешил заверить представителей «пятерки плюс», что правительства и общественные организации США, других стран Запада, а также соседей РБ - Польши, Литвы, Латвии не только готовы взять на себя решающую роль для организации согласованных действий, направленных против автократического режима Лукашенко, предоставить ресурсы, но и помочь белорусской оппозиции в подготовке к управлению Белоруссией после свержения Лукашенко. «Нисходящие отношения» президента России Владимира Путина с демократической оппозицией, по мнению МакКейна, в контексте международной изоляции Минска дают повод Западу усилить свое влияние на преобразования в Белоруссии. Кремлю же сенатор пригрозил тем, что США и Европа исключат Россию из демократического сообщества, если Москва продолжит поддержку автократии в соседней Белоруссии. Как наспех сколоченной белорусской оппозиции после таких американских демаршей не надеяться на чудо?
Помимо коалиции «5+» в Белоруссии сегодня существуют и другие ассоциации оппозиционных политиков: Европейская коалиция «Свободная Беларусь» Статкевича-Санникова, «Молодая Беларусь», формируется некая женская коалиция. Тем не менее, именно коалиция «5+» стремится презентовать себя на Западе как единственную оппозиционную структуру, объединившую пять самых «крупных»(?) политических партий и способную бросить решительный вызов, стать альтернативой режиму Александра Лукашенко. Руководство «пятерки +» явно стремится представить все остальные оппозиционные группы республики как порождение политтехнологов президентской администрации Лукашенко, всячески при этом пытаясь демонстрировать свои политические потенции и склонность к западным ценностям, а в последнее время, видимо осмелев после зарубежных вояжей, даже открыто задираясь с представителями власти, которые первые подвернулись под руку (с пограничниками и таможенниками). Конечно, агенты влияния официальной власти республики, которые, скорее всего, присутствуют в центральном и региональном руководстве всех политических групп Белоруссии, предпринимают и будут в дальнейшем предпринимать меры с тем, чтобы развалить любые оппозиционные ассоциации в период парламентских и будущих президентских выборов (если таковые вообще состоятся). В то же время претензии белорусских политиков, вошедших в «5+» и выдающих себя за демократов, на монопольное положение в политической жизни республики плохо вписываются в общепринятые нормы демократической, парламентской деятельности, предусматривающие многопартийность, поливариативность в сфере общественно-политической практики.
Много вопросов остается и по поводу вхождения в «пятерку» белорусских левых, примкнувших к политическим структурам, традиционно позиционирующим себя на правом фланге политического спектра республики. Однако это вполне закономерно. С одной стороны это является еще одним свидетельством кризиса, который охватил в последние десять-двенадцать лет практически все коммунистические и социал-демократические партии Европы, что, в свою очередь, привело к радикальному пересмотру их партийных программ. В сущности, речь идет о превращении ПКБ и БСДГ в неоревизионистские политические образования, пытающиеся судорожно приспособиться, выжить в условиях новых общеевропейских реалий.
С другой стороны, сосуществование белорусской «левицы», тем более интеграция ее в сферу общественно-политических действий и интересов западноевропейских социал-демократических движений крайне затруднены, поскольку в отличие от последних белорусские партии коммунистов и социал-демократов сформировались как политическая сила не внутри капиталистической, а в недрах альтернативной ей, фактически социалистической системы со всеми вытекающими из этого последствиями. По большому счету основой идеологических воззрений белорусских левых партий остается идеология, ценности, культурно-историческое наследие и представления восточного, «советского» социализма, со всеми его догматами и мифами. Поэтому им так важно сейчас, используя предвыборную коалицию с правыми, выставить себя в качестве прогрессистских, способных к компромиссу и диалогу с либералами политических структур. В перспективе же левые партии Белоруссии, что очевидно, обречены: они так и не смогут найти свое место в достаточно однородной западноевропейской среде «демократического социализма», останутся чужды неолибералам и, скорее всего, исчезнут «как обры».
Что касается перспектив самой коалиции «5+», то она, конечно, не сможет стать некой новой, авторитетной политической ассоциацией в Белоруссии, поскольку, как и другие нынешние объединения оппозиционеров, является довольно неустойчивым, временным формированием. Над лидерами данной коалиции и над их партиями довлеет груз прошлых политических провалов и поражений, и, что показательно, как раз в парламентских и президентских кампаниях. В рядах партийного руководства членов коалиции за последние годы, по сути, не произошло смены кадров, ядро этих структур закоснело, погрязло во внутренних интригах и вследствие этого оказалось не способным выдвинуть из своей среды новое поколение молодых, ярких и харизматических деятелей. Существующая власть продолжает терять свой авторитет и поддержку населения республики (рейтинг Лукашенко упал до 27,3%), но имеющиеся сегодня в наличии и скомпрометировавшие себя группы организованной оппозиции, ориентирующейся на Западный альянс, не способны возглавить критическую массу недовольных людей, завоевать доверие белорусского электората. Более 60% населения республики, например, заинтересованы в создании экономического союза не с ЕС, а с Россией. Поэтому у коалиции «5+» не остается другого пути, как искать политическую поддержку своим притязаниям на власть во внешней среде, к Западу от границ Белоруссии.
России же необходимо, наконец, пробудиться, прервать «историческую паузу» и самым решительным образом готовиться к отстаиванию Союзного государства и собственных интересов, если она не хочет, чтобы у нее увели Белоруссию прямо из-под носа. Если предположить, что сценарием государственно-политического переворота в Белоруссии озаботились в Вашингтоне, то российскому руководству в этот момент просто нельзя занимать по отношению к республике позицию пассивного стороннего наблюдателя. Москва должна сфокусировать свою внешнюю политику на белорусских делах, поскольку Белоруссия представляет зону особых интересов России, а белорусы являются гражданами Союзного государства. Мало при этом в очередной раз декларировать приверженность интеграции с Белоруссией. Белорусский сюжет – это реальный повод для Смоленской площади отойти, наконец, от полностью дискредитировавшей себя внешнеполитической практики последних лет, которая выражается пресловутой формулой «жесткое заявление – вынужденной партнерство с западными оппонентами – сдача всех позиций под обещания учесть российские интересы в будущем».
Возможно, наступил момент, когда временно стоит отойти от попыток выстроить отношения с нынешним белорусским руководством на высшем уровне, поскольку за весь первый срок президентства Владимира Путина ему в ходе многочисленных встреч с президентом РБ Александром Лукашенко не удалось добиться никакого прогресса в сближении с Белоруссией из-за неконструктивной, антиинтеграционной позиции Минска. Десятки раундов переговоров с президента России с главой белорусского государства не привели к подписанию ни одного договора, значимого для российско-белорусской интеграции. Это наносит ущерб авторитету России и на международной арене, и конкретно на постсоветском пространстве, и имиджу российского президента, а также самой идее интеграции с Белоруссией. На данном этапе предпочтительнее, вероятно, сосредоточить усилия на рутинном продвижении конкретных дел, экономического и иного сотрудничества с РБ, отвечающего национальным интересам России и закладывающего базу для будущей интеграции, ограничив эту работу министерским уровнем. Одновременно, как представляется, Москве необходимо активизировать работу со всеми политическими силами и группами в Белоруссии (включая оппозиционные), которые заинтересованы в сближении с Россией, а также разработать ясную программу действий на перспективу по выстраиванию отношений с РБ на случай вмешательства во внутренние дела республики в период выборов третьих стран или ухода Лукашенко с поста президента.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |