Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусские новости,
12 февраля 2004
Валерий Карбалевич
Нам бы только зиму простоять!.. Борьба между Минском и Москвой по проблеме поставок газа не менее драматична и напряженна, чем недавно закончившийся теннисный матч на Кубок Дэвиса между сборными Беларуси и России. Здесь также используются и домашние заготовки, и тактические хитрости, и апелляция к болельщикам. Однако есть и некоторая разница. В отличие от соревнований по теннису, состязания по газу идут без правил, длятся уже несколько месяцев — и пока без результатов. Переговоры по газовому вопросу напоминают приключенческий сериал, в котором обе стороны изощряются в применении все новых способов борьбы.
Этот газовый марафон не удалось завершить финишем даже на заседании Совмина Союзного государства, состоявшегося 10 февраля. Премьеры С.Сидорский и М.Касьянов в очередной раз не договорились ни по одному важному вопросу: ни по ценам на газ, ни по приватизации "Белтрансгаза", ни по введению российского рубля в Беларуси и т.д. Совершенно закономерно, что вопрос об условиях импорта Беларусью энергоресурсов стал главным камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. На том этапе интеграционного строительства, который вошел в историю под образным названием "газ в обмен на поцелуи", субсидирование Россией Беларуси происходило за счет льготных цен на энергоресурсы. И как только такая политика закончилась, как только Путин провозгласил переход к рыночным отношениям в сфере поставок энергоносителей, вопрос об условиях этих поставок стал притчей во языцех, главным источником конфликта между Минском и Москвой. Понятно, что руководство Беларуси хотело бы и дальше с выгодой для себя эксплуатировать инерцию интеграционных процессов. Опять же не случайно именно газовая проблема вышла на первый план в межгосударственных отношениях, ибо газ в белорусском энергопотреблении составляет 80-90%.
Во время встречи Лукашенко и Путина в Сочи в сентябре 2003 г. было объявлено, что стороны переходят на рыночные цены в газовых отношениях. Казалось бы, договориться о ценах — не такая уж большая проблема для союзников, которые вроде бы собираются объединяться. Например, нефть Беларусь покупает у России по мировым ценам. Это просто, понятно и не вызывает споров. С газом все иначе.
В этом длительном переговорном марафоне стороны использовали достаточно большой набор средств влияния на партнера. Были апелляции к общественности обеих стран, чем особенно отличался Лукашенко. Было стремление разрубить гордиев узел с помощью пакетных соглашений.
Но больше всего интеграционные союзники преуспели в попытках шантажа, силового воздействия на другую сторону. Здесь был задействован целый арсенал экономического и дипломатического оружия. Россия только в последние недели использовала и прекращение поставок газа основным его поставщиком — "Газпромом", и сокращение поставок нефти, и резкое повышение цен на экспортируемую в Беларусь электроэнергию.
Впрочем, Беларусь еще раньше обнаружила, что у нее есть свои, причем достаточно эффективные приемы в этом противоборстве. Она заломила непомерную цену за "Белтрансгаз", пробовала вернуть часть акций Мозырского НПЗ, поставила под сомнение собственность России на "Запад-Транснефтепродукт", пытается поднять цены на транзит нефти и газа.
Представляется, что Кремль недооценил Лукашенко, его упорство в отстаивании собственных позиций. Для белорусского президента политика — это прежде всего борьба. В этом состоянии он чувствует себя как рыба в воде, часто идет на обострение конфликта. Недооценила Москва и наличие у Минска своих сильных козырей, и особенно — решимость их использовать.
Руководство Беларуси взяло на вооружение тактику измора. Расчет строится на том, что газовый краник перекрыть невозможно. Ибо это означало бы прекращение поставок российского газа в Польшу и Германию через белорусскую территорию. И если Москва шантажирует Минск отсутствием соглашения о поставках газа, то последний заявляет, что нет и соглашения о транзите российского газа через белорусскую территорию. И это вроде бы дает Беларуси моральное право делать то, что представители "Газпрома" дипломатично называют "несанкционированным забором газа". Кроме того, предвыборный период в России все-таки отчасти связывает руки Путину, не позволяет принять более крутые меры в отношении единственного союзника.
Благодаря такой тактике Беларусь ничего не проиграла, а отчасти даже и выиграла. Уже второй месяц Минск покупает газ у независимых поставщиков по 47 долларов за тысячу кубических метров. Это, конечно, не 36,5 доллара (т. е. не внутренние российские цены), на чем настаивает Беларусь, но и не 50 долларов, как требовал "Газпром". Правда, "Итера" грозится, что после 10 февраля газ станет дороже 47 долларов. Но, во-первых, сколько уже было таких угроз… А во-вторых, уже почти середина февраля, и похоже, что всеми правдами и неправдами зиму, можно считать, продержались.
Понятно, что со стороны Минска это очень рискованная азартная игра. Она не дает белорусской экономике никаких перспектив. Однако в этой тактике переговоров с Москвой по вопросам поставок энергоресурсов отражена вся суть экономической политики Беларуси, созданной в стране социальной модели.
Прежде всего, как в экономической политике вообще, так и в газовых переговорах с Россией проявляется логика временщиков, ориентированных на удержание власти сегодня и не думающих о будущем ("нам бы только бы день простоять да ночь продержаться"). Да, с помощью мелких хитростей удалось на несколько месяцев избежать критических цен на газ. Но никто не задает вопрос: а что же дальше? Никакого стратегического плана спасения белорусской экономики в условиях высоких цен на энергоресурсы у руководства страны нет.
Любопытно посмотреть на информационное обеспечение процесса переговоров с Россией. После очередной встречи в Москве с представителями "Газпрома" или российского правительства белорусские официальные лица (прежде всего, премьер Сергей Сидорский) бодро рапортуют, что мы, дескать, обо всем договорились, причем практически на наших условиях, Россия пошла на уступки, и вскоре газ пойдет по хорошим ценам. Вскоре, однако, выясняется, что ничего подобного нет и в помине, согласие не достигнуто, желаемое выдают за действительное. Подобное повторялось несколько раз. В чем смысл такого сверхоптимистического пиара, до конца понять невозможно. Может быть, здесь действует та же логика, что и в пропаганде замечательных успехов белорусской экономики, огромных темпов роста ВВП и прочего? Возможно, белорусские чиновники настолько вжились в ситуацию виртуальной реальности, что не замечают абсурда?
Третий момент. Для белорусского руководства любые достигнутые договоренности значат очень мало в том смысле, что выполнять их оно будет только тогда, когда это выгодно. История с инвестициями российской компании "Балтика" в пивную промышленность Беларуси — прекрасная иллюстрация к данному тезису. В контексте газовых переговоров это может выглядеть так. Минск соглашается на продажу "Газпрому" контрольного пакета акций "Белтрансгаза", а затем вводит там право "золотой акции".
Может быть, именно по причине бесплодных переговоров в газовой сфере официальные белорусские СМИ уже который день празднуют победу над Россией в теннисном матче? Таков "наш ответ Чемберлену".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |