Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Советская Белоруссия", № 16 (21926),
28 января 2004
Станислав Князев
После распада Советского Союза возникло 15 независимых государств, каждое из которых в силу исторических, географических, социально-экономических, общественно-политических, культурных традиций начало отстаивать свою версию государственности.
Какие же объективные факторы лежали в основе выбора белорусской модели государственного строительства?
Сразу необходимо подчеркнуть - несмотря на древнюю историю, белорусский народ связывал свое национальное возрождение и становление именно с советским периодом жизни. Об этом говорит творчество всех без исключения белорусских писателей первой половины XX века. Только поэтому белорусский народ добивался не выхода из Советского Союза, как республики Прибалтики, а его сохранения.
Этому способствовало множество социально-экономических причин и условий, которые сложились в Беларуси к концу 80-х годов.
Во-первых, на территории Беларуси наши отцы и деды создали мощный промышленный узел. Как принято было говорить, Беларусь стала "сборочным цехом" единого и могучего государства. Однако так говорить - значит очень серьезно упрощать реальную ситуацию, поскольку Беларусь была не только и не столько сборочным цехом, а прежде всего оригинальным конструкторским бюро, сильным образовательным и интеллектуальным центром.
Эти объективные факторы, а прежде всего то, что белорусский народ за 70 лет советской власти из народа, 80 процентов которого были безграмотными, стал одним из самых образованных народов в Европе, позволили нам войти в число стран, владеющих современными наукоемкими технологиями. Именно это дает нам и нашим детям уверенность в будущем.
Во-вторых, благодаря сосредоточению в республике (на тот период времени) высокотехнологичной промышленности в области нефтехимии и машиностроения, высокой производительности труда в сельском хозяйстве в Беларуси был один из самых высоких среди других республик доход на душу населения.
В-третьих, в Беларуси по инициативе А.Г.Лукашенко не допустили расцвета коррупции, которая разъедает системы управления многих других стран.
В-четвертых, белорусский народ действительно идентифицировал себя с советским народом, считал себя его неотъемлемой частью. Во многом это связано с таким элементом коллективного бессознательного, как Победа в Великой Отечественной войне.
Именно этот фактор - Великая Победа - способствовал и способствует объединению народов и вере в будущее страны подавляющего большинства белорусов.
Все это, в-пятых, обеспечивало высокую социальную защищенность жителей и общественно-политическую стабильность в Беларуси. Необходимо признать, что практически все население республики было уверено в завтрашнем дне. В том, что они будут работать, родители будут получать пенсию и бесплатное лечение, дети - бесплатное образование.
К субъективным факторам можно отнести сплоченность белорусской политической, технической, промышленной и культурной элиты общества, а также доминирование единой культурно-мировоззренческой парадигмы у подавляющего большинства населения. Нельзя сказать, что люди не видели недостатки советского строя - они были. Догматизм и кастовость элиты, волюнтаризм и административно-командные методы управления экономикой. Ханжеская мораль и утрата связей с молодежью. Отказ от критического анализа своих ошибок.
Однако они не идут ни в какое сравнение с тем положением, которое было во многих других регионах Советского Союза, а также с теми финансовыми трудностями и неуверенностью в завтрашнем дне, которые постигли граждан страны в начале 90-х - в период правления тех, кто называл себя демократами. Во многих странах СНГ кризисное состояние не преодолено до сих пор.
Еще одним субъективным фактором, серьезно повлиявшим на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране в первые годы независимости, стал психологический шок населения и политической элиты республики от распада Советского Союза. Этот шок вызвал и последующие метания, в том числе и некоторой части политической и промышленной элиты, в выборе вектора социально-экономического и внешнеполитического развития страны.
Таковы были объективные и субъективные условия, сложившиеся в республике к моменту начала государственного строительства. Эти причины и условия сформировали в сознании политической элиты и всего народа понимание необходимости перехода к президентской форме правления. Только концентрация власти в одних руках могла избавить от политического и экономического шараханья из стороны в сторону.
Так в 1994 году республика пришла к первым в истории белорусского народа выборам Президента, которым стал Александр Григорьевич Лукашенко.
Кто-то может спросить, почему таким тесным образом увязываются государственность республики и выборы Президента страны, ведь к 1994 году страна как независимое и суверенное государство уже существовала три года?
В поддержку данной позиции можно привести два аргумента.
Во-первых, в первые годы независимости еще только складывалась белорусская государственность и то, какой она могла стать, еще не было определено до президентских выборов. Ведь история белорусского государства могла пойти и по другому пути - пути парламентской республики, а это была бы, с учетом событий прошедшего десятилетия, совсем другая страна.
Во-вторых, в современной политологии, благодаря стараниям наших геополитических оппонентов, появился такой термин - "несостоявшееся государство". Данное понятие означает, что элита страны в силу ряда обстоятельств не может эффективно управлять территорией страны и обеспечить достойные условия жизни проживающему на ней народу. В силу этого контроль над данной территорией должен перейти к внешним управляющим. В этой связи можно сказать, что при определенном развитии событий данный термин может со временем быть применен, например, к Грузии, а впоследствии и к ряду других стран мира.
Исходя из этого, можно также сказать, что при определенном развитии событий, а именно - при приходе к власти националистической оппозиции, Беларусь могла бы стать таким "несостоявшимся государством".
Говоря о начале строительства независимого государства, следует согласиться с тем, что с президентскими выборами в 1994 г. переходный период в развитии нашей республики не закончился, а продолжился до конца 90-х годов.
С чем это связано? Что такое переходный период в развитии любого государства?
Переходный период в развитии любой страны характеризуется тем, что старые системы управления разрушаются или стремительно деградируют, а новые - не созданы или находятся на этапе становления. Следовательно, изменения в системе управления белорусским государством в первой половине 90-х годов характеризуются снижением стабильности и ослаблением государственной власти, а также ростом негативных тенденций.
Поэтому совершенно закономерно, что усилия Президента в первые годы президентского правления были направлены на быструю стабилизацию социально-экономической и общественно-политической жизни в республике.
Но с первых же дней А.Г.Лукашенко столкнулся с попыткой внешних сил навязать республике югославский сценарий развития событий на нашей земле - "горячую точку" на карте Европы.
Многие, наверное, помнят, что одной из первых акций оппозиционных сил стала попытка дестабилизации работы Минского метрополитена. То, что тогда видели и понимали лишь немногие - что это не единичная акция, а начало "наката" на страну, сегодня, после опыта Югославии, Ирака, признает подавляющее большинство белорусов.
В этих условиях руководство государства вынуждено было пойти на усиление исполнительной "вертикали" власти, что нашло свое отражение в проведении референдума 1996 года, на котором была утверждена новая редакция Конституции Республики Беларусь.
Кто-то может возразить, что в этом сказался субъективный фактор в развитии белорусского государства, связанный с личностью белорусского Президента. Однако опыт прошедших лет, а также опыт других постсоветских стран, в том числе последних лет развития России, показал, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода является усиление роли государства, исполнительной "вертикали", концентрация власти, а не развитие парламентских форм демократии, эффективных только при соблюдении многих экономических, политических, исторических условий, которых в республике нет и которые в благополучной Европе вызревали долгие годы.
Централизация власти велась с опорой на научные подходы к организации системы государственного управления. Многие обращают внимание на то, что в окружении молодого Президента преобладают люди с научными степенями и научными званиями.
Кроме того, использовался опыт таких стран, как США, Англия, Франция, не говоря об особенностях развития китайского государства.
Выход США из депрессии 30-х годов был связан с усилением роли государства в промышленности, и в первую очередь с усилением функций государства по управлению условиями развития страны. Сегодня мало кто вспоминает о том, что после Второй мировой войны в Англии государством была проведена национализация ряда крупных предприятий и отраслей промышленности в целях повышения эффективности экономического развития и выхода из послевоенного кризиса. Во Франции и сегодня более 60 процентов крупной промышленности находится в руках государства, и никто из ее европейских партнеров не говорит о чрезмерном вмешательстве государства в экономические процессы.
Другой особенностью системы управления государством в условиях переходного периода является повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере. Чем это объясняется? Только тем, что в условиях перехода нашей страны из одной государственной системы в другую усиливается бессознательный поиск путей выхода из кризиса. Это предполагает резкое возрастание разброса мнений по вопросу выхода из кризиса. Все общество, особенно его политически активная часть, входит в состояние поиска, обсуждений. Это, естественно, повышает неустойчивость всей социальной и государственной системы в целом.
Поэтому если пришедшая к власти часть элиты видит пути выхода из кризиса, она стремится убедить в этом большинство и найти максимальное количество сторонников в народных массах.
Именно с этим связано и повышенное внимание руководства страны к идеологической стороне строительства белорусского государства. И это правильно - мы должны знать, во имя чего мы живем, растим детей и внуков. Чтобы справиться с трудными задачами переходного периода, нужны оптимизм, душевный подъем, вера в правильность избранного пути. И тогда победа быстрее придет в каждую белорусскую семью.
Из этого вытекает третья особенность управления государством в условиях переходного периода - власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. До принятия решения могут обсуждаться любые точки зрения, после всенародного решения, а его выразило второе Всебелорусское собрание, даже если ты не согласен, ты должен нацелить все свои силы на его исполнение в максимально короткие сроки с максимальной эффективностью. Подобные периоды в своей истории переживали многие страны, и сегодня они гордятся стойкостью своего народа, мужеством своих национальных лидеров.
Характерной особенностью развития белорусского государства в экономической сфере стала концентрация государственных ресурсов на избранных направлениях - жилье, экспорт, продовольствие (обеспечение продовольственной безопасности страны).
Данный путь развития в экономике привел к тому, что в этом году наша страна, которая по географическим условиям не относится к числу стран, благоприятных для земледелия, впервые будет экспортировать зерно на мировые рынки, и это на фоне таких житниц планеты, как Россия, Украина, Казахстан.
Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и оправдавшие себя временем ясные приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества. Беларусь изначально определила своим важнейшим внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером Россию. Несмотря на все препятствия, объективные и субъективные, особенно в последнее время, этот курс правильный, и в будущем он только подтвердит свою правоту.
На втором месте у нас стоит сотрудничество со странами СНГ, Европой, США, и здесь сделано многое для восстановления прежних отношений и для их дальнейшего роста.
Таким образом, мы с вами убеждаемся, что особенности системы управления белорусским государством в переходный период доказывают, что курс, выбранный белорусским Президентом в 1994 году и поддержанный народом на референдуме 1996 года, нашел свое истинное отражение в проводимой органами государственного управления внутренней и внешней политике, выдержал проверку временем.
Укрепление исполнительной власти и усиление роли государства в экономике, выработка идеологии развития белорусского государства, его морально-нравственных ориентиров, повышение монолитности общества и элиты, четкая внешняя политика - вот слагаемые успеха и одновременно специфические черты белорусской модели государственного строительства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |