Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
2–9.02.2004. «Белорусский рынок», №4(588)
Владимир Тарасов
Прогнозируемые Национальным банком РБ на 2004 г. параметры привязки белорусского рубля к российскому в ближайшее время могут быть пересмотрены, так как укрепление курса российского рубля по отношению к доллару США в России идет намного быстрее, чем ожидалось. Об этом заявил председатель правления Национального банка Петр Прокопович на состоявшейся 26 января пресс-конференции, посвященной подведению итогов прошедшего года и планам на текущий год.
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики РБ на 2004 г., девальвация белорусского рубля по отношению к российскому за первое полугодие 2004 г. должна составить 4-5%. Однако за январь в России доллар резко обесценился по отношению к российскому рублю, а так как Национальный банк приостановил рост курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, то и белорусский рубль обесценился по отношению к российскому примерно на 3%. То есть уже в феврале предельный уровень девальвации может быть достигнут. После этого Национальному банку для выполнения прогнозируемых параметров пришлось бы жестко зафиксировать курс белорусского рубля по отношению к российскому, что привело бы к номинальному снижению курса доллара по отношению к белорусскому рублю и ухудшило бы условия для внешней торговли РБ. Но, как видим, Нацбанк решил этого не делать.
Следовательно, курс белорусского рубля в 2004 г. фактически остается привязанным к курсу доллара. Изменились только условия привязки: если в 2003 г. Национальный банк удерживал темпы номинальной девальвации белорусского рубля по отношению к доллару на уровне в среднем около 1% в месяц, то теперь он, судя по итогам биржевых торгов в январе, ориентируется на сохранение номинального курса рубль/доллар вообще без изменений.
Несмотря на намерение сохранить верность доллару и отказаться от планируемого предельного уровня девальвации по отношению к российскому рублю, Национальный банк остается сторонником объединения финансовых систем Беларуси и России. П. Прокопович считает, что у нас нет никаких отрицательных моментов от сотрудничества РБ и РФ, поэтому нет и объективных причин для того, чтобы останавливаться на пути объединения.
Введение российского рубля на территории РБ в качестве единственного платежного средства с 1 января 2005 г., по его мнению, возможно, если решение будет принято не позже второго квартала. По крайней мере, за банками и банковской системой задержки не будет, так как уже проведены многие необходимые технические мероприятия.
В феврале предстоит вынести на заседание Высшего государственного Совета Союзного государства РБ и РФ семь проектов соглашений, одобрение которых сделает возможным введение российского рубля в Беларуси. По словам П. Прокоповича, между сторонами до сих пор есть разногласия по косвенному налогообложению и принципам бюджетной политики, которые следует устранить.
П. Прокопович отметил необходимость рублевой эмиссии Центробанка РФ в целях обеспечения Беларуси рублями, дополнительная потребность в которых должна возникнуть вследствие ожидаемого роста коэффициента монетаризации экономики Беларуси. В настоящее время коэффициент монетаризации в РБ примерно в 2,5 раза ниже, чем в РФ. В целях создания равных условий для субъектов хозяйствования РБ и РФ предполагается устранить эту разницу примерно за 3 года.
При обмене рублей на текущем уровне монетаризации для обеспечения потребности экономики Беларуси потребуется российских рублей примерно на 1,5 млрд. USD в эквиваленте. Но если ВВП Беларуси в 2005 г. составит около 20 млрд. USD, а коэффициент монетаризации экономики РФ — около 25%, то после подъема коэффициента монетаризации нашей страны до этого уровня нам будет необходимо российских рублей примерно на 5 млрд. USD.
Таким образом, потребности Беларуси в дополнительном выделении российских рублей составляют около 3,5 млрд. USD. Но речь не идет о выделении средств из бюджета РФ, подчеркнул глава Нацбанка. Необходима эмиссия денег Центробанком, которая может быть осуществлена различными путями.
В случае если решение о введении российского рубля будет принято, Национальный банк может разрешить и параллельное хождение российского и белорусского рублей в безналичном обращении на территории РБ. П. Прокопович заявил, что это один из этапов, которые необходимо пройти перед введением российского рубля.
Решение о курсе обмена белорусских рублей на российские, по словам П. Прокоповича, будет принято за 2-3 месяца до введения российского рубля. По-видимому, обмен будет произведен по сложившемуся рыночному курсу.
Что касается поручения Владимира Путина российскому правительству рассмотреть вопрос о выделении Беларуси кредита, то П. Прокопович отметил, что все страны пользуются внешними заимствованиями и если это нам выгодно, то кредиты можно брать.
Председатель правления Национального банка надеется и на улучшение отношений с Международным валютным фондом, рассчитывая на то, что в апреле текущего года совет директоров МВФ примет более взвешенное решение в отношении Беларуси. Основные разногласия с МВФ, сообщил П. Прокопович, касаются темпов роста доходов населения, которые МВФ считает слишком большими.
Председатель правления Национального банка так не думает. Но он отметил, что возможности, связанные с ростом покупательной способности населения Беларуси, нашей промышленностью не используются, в результате чего возрастает импорт потребительских товаров. Если в 1999 г. на оплату подобного импорта было израсходовано 900 млн. USD, то в прошедшем году расходы, по предварительной оценке, окажутся примерно в 2 раза больше.
Состояние финансовой системы Беларуси, судя по приведенным председателем правления Национального банка данным, выглядит настолько хорошо (см. “Опережая прогнозы” на стр. 12), что, наверное, все-таки стоит обратить внимание на некоторые проблемы, о которых речь на пресс-конференции 26 января не шла.
Можно отметить, что чистые валютные активы коммерческих банков за 2003 г. снизились на 52,5 млн. USD, уйдя в отрицательную область — до минус 62 млн. USD, а суммарные активы органов денежно-кредитного управления и банков к 1 января 2004 г. оказались равными 461,8 млн. USD, снизившись с 470,7 млн. USD на начало года.
Таким образом, при общем значительном росте объемов валютных операций в РБ чистые валютные резервы страны остались практически неизменными, а это означает существенное увеличение риска возникновения нестабильности на валютном рынке.
Следует обратить внимание и на причины относительно благополучного состояния финансовой системы РБ. Отрицательное сальдо внешней торговли за 11 месяцев прошлого года оказалось равным минус 899,1 млн. USD, тогда как за аналогичный период 2002 г. — минус 540 млн. USD. Несмотря на столь печальные итоги внешней торговли, Национальный банк покупал валюту на внутреннем рынке при практически неизменных валютных резервах страны, а это означает, что приток иностранных инвестиций в РБ оказался выше отрицательного сальдо и, по-видимому, составил около 1 млрд. USD (за 9 месяцев прошлого года иностранные инвестиции в РБ всех видов составили 857 млн. USD).
Положительную роль в сохранении стабильности белорусской финансовой системы сыграла и девальвация белорусского рубля по отношению к российскому рублю и евро, которая произошла благодаря резкому обесцениванию доллара и привязанного к нему белорусского рубля. В реальном выражении евро подорожал примерно на 10%, а российский рубль — на 8%, что повысило конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем рынке и способствовало росту экспорта в Россию и европейские страны, компенсировавшему отчасти увеличение импорта.
Пожалуй, именно иностранные инвестиции и девальвация рубля обеспечили стабильность валютного рынка и рост экономики нашей страны в прошлом году. На фоне иностранных инвестиций в размере около 6% от ВВП и падения курса национальной валюты по отношению к валютам основных партнеров по внешней торговле примерно на 10% рост ВВП на 6,8% не кажется значительным.
Таким образом, относительно благополучные итоги 2003 г. объясняются действием внешних факторов, возможность влияния на которые со стороны Беларуси довольно ограниченна. Конечно, можно предположить, что инвестиции были привлечены благодаря усилиям правительства, однако это вряд ли соответствует действительности в полной мере. Так, если сравнить официальный прогноз на 2003 г. с результатами года, то окажется, что инвестиции осуществлялись в значительной степени вовсе не там, где их ожидало правительство. За 2003 г. в свободные экономические зоны планировалось привлечь около 600 млн. USD инвестиций, реально же было вложено, по предварительным данным, около 100 млн. USD. В то же время годовой план по инвестициям в связь был перевыполнен уже по итогам первого полугодия. Точно так же обстоят дела и с бюджетом — планы по получению доходов от приватизации сорваны, а дополнительные доходы получены там, где их никто не ожидал. В сумме получилось почти так, как и было запланировано.
Поэтому можно сказать, что правительству РБ пока везет, и экономика Беларуси развивается за счет благоприятной для нее внешнеэкономической конъюнктуры. А это значит, что как только ситуация за пределами нашей страны изменится, возможны неприятности, если, разумеется, правительство не успеет подготовиться к таким изменениям.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |