Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ольвия-пресс»,
3 февраля 2004
С.Зайченко
Президент РМ В.Воронин недавно снова заявил о том, что «в этом году Молдова сделает ставку на углубление стратегических отношений с США и РФ как в экономическом, так и в политическом плане».
Заявление вполне рядовое, не отличающееся от тех, которое он делает каждый год и к тому же по несколько раз. К подобным заявлениям Воронина уже привыкли и, как на Западе, так и на Востоке, не придают особого значения. Такой вывод связан, прежде всего, с тем, что авторитет партии власти в РМ сегодня с ускорением катится по наклонной, а ее лидер - президент Воронин, отказавшись подписывать Меморандум по нормализации отношений с Приднестровьем, кажется, окончательно скомпрометировал себя в глазах внутренней и международной общественности.
К такому состоянию ПКРМ пришла благодаря политике двойных стандартов, от которой до настоящего времени так и не смог отказаться В.Воронин. Двойные стандарты просматриваются во всех сферах деятельности официального Кишинева и его главы. Мы же остановимся только на взаимоотношениях Молдовы с мировыми Державами - Россией и Соединенными Штатами Америки. Делать ставку одновременно на две мировые державы, претендующие на монопольное господство в регионе, как это принято в Молдове, по выражению саперов, равносильно тому, что держать в руке гранату с выдернутой чекой, не имея возможности ее выбросить.
Предлагаем небольшой анализ действий руководства Молдовы, приведших фактически к краху и внешней, и внутренней политики РМ.
Не станем ворошить десятилетнее прошлое Молдовы, остановимся только на некоторых аспектах деятельности ПКРМ во главе с ее лидером В.Ворониным. Придя к власти на пророссийской волне, президент Воронин, с апреля по ноябрь 2001 года более 10 раз посетил Москву. Главным лейтмотивом всех его визитов в белокаменную было страстное желание убедить Российское руководство и лично президента РФ В.Путина в том, что для Молдовы Россия – главный стратегический партнер как в экономическом, так и в политическом плане. И, надо признать, добился результатов: 18 ноября 2001 года (в ущерб интересам ПМР) между РФ и РМ был подписан базовый Договор о дружбе и сотрудничестве. Для убедительности напомним о том обмане, с помощью которого В.Воронин подкупил Кремль.
18 апреля 2001 года «Комсомольская правда», освещая пресс-конференцию Воронина в Москве, опубликовала его ответ на вопрос «Действительно ли президент Воронин предлагает присоединить Молдову к Союзу России и Белоруссии?». Ответ был таков: «Да, такой план у нас действительно имеется…». И хотя при этом президент Молдовы юлил, говоря, что с этим нельзя спешить и нужно посоветоваться с народом, что к такому решению необходимо подготовить молдавскую общественность и т.д., этим заявлением глава государства официально утверждал, что признает стратегические интересы России на территории республики.
Обратите внимание – это была середина апреля. Но до настоящего времени никто не объяснил маневр руководства РМ спустя всего 20 суток после этого. 14 мая 2001 года официальная делегация РМ, возглавляемая главой правительства Василием Тарлевым, отправляется в Брюссель для участия в работе специально созданного при Европейском союзе (ЕС) Совета по сотрудничеству с Молдовой. Главная тема совещания была – интеграция РМ в европейское пространство. А точнее, на этом совещании обсуждались проблемы, связанные с интеграционными процессами РМ в Евросоюз, и вопросы расширения и углубления связей Молдовы с Североатлантическим блоком НАТО. Есть необходимость напомнить общественности, что программа визита правительственной делегации в Брюссель была очень насыщена.
Менее чем за три дня глава исполнительной власти В.Тарлев (помимо участия в работе Совета) провел переговоры с Генеральным секретарем ЕС Хавьером Солана, комиссаром Евросоюза по внешним сношениям Кристофером Паттеном и с Генеральным секретарем НАТО лордом Джорджем Робертсоном. Интересную деталь тогда подметила белорусская газета «Республика», комментируя выступление Тарлева перед журналистами в Брюсселе. Глава молдавского правительства, писала газета, уклонился от прямого ответа на вопрос белорусского журналиста относительно вероятности присоединения Молдовы к Союзу России и Белоруссии, ограничившись словами: «сотрудничество в рамках СНГ на данном этапе жизненно важно для Молдовы и не противоречит процессу европейской интеграции».
Официальный печатный орган правительства РМ газета «Независимая Молдова» от 15 мая подчеркивала тогда, что «поэтапная интеграция в ЕС по-прежнему остается одной из главных задач Молдовы» и что для ее реализации Молдове надлежит лишь быть «примерным» исполнителем «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом». В тот момент, когда в Москве надеялись, что РМ вот-вот поставит вопрос о вступлении ее в Союз России и Белоруссии, официальный Кишинев вел переговоры об интеграции в ЕС и сближение с НАТО. Ведь не за красивые речи Молдову в экстренном порядке (8 мая 2001 года) приняли в ВТО, а уже 28 июня того же года в Брюсселе состоялась церемония подписания документов о включении РМ в состав Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. А ведь и в Европе, и в России прекрасно понимали (должны были понимать), что членство в ЕС и СНГ - явление несовместимое.
По мнению многих политических экспертов, официальный Кишинев во главе с Ворониным уже тогда создал все необходимые предпосылки для того, чтобы сегодня Молдова оказалась «у разбитого корыта».
С первых дней своего президентства, прикрываясь безобидным лозунгом «покорный теленок двух маток сосет», Воронин действительно «высасывал» из Росси и США все, что мог. Во время одного из своих визитов в Москву, Воронин, выступая по всем российским каналам, утверждал, что «Молдова – бедная страна и рассчитывает только на помощь России». И ведь действительно официальный Кишинев получал тогда от России всестороннюю дармовую «помощь». 90% энергоресурсов Молдова получала из России и при том «в долг», а СНГ и РФ в том числе предоставили свой внутренний рынок для неликвидных молдавских товаров. Взамен Воронин убеждал официальный Кремль в том, Молдова – стратегический и вполне надежный партнер великой России и что интересы Москвы и Кишинева – единое целое.
В то же время официальный Кишинев продолжал дипломатическую игру и с Вашингтоном, заверяя администрацию Буша в постоянной готовности Молдовы примерно блюсти стратегические интересы США на территории республики.
Официальные представители Кишинева в Вашингтоне от имени президента Молдовы просили администрацию США «оказать Молдове существенную помощь». Согласно неофициальной информации, президент «самой бедной страны в Европе» просил содействия США в «списании» с Молдовы исторического внешнего долга. Взамен он заверял официальный Вашингтон в своей искренности и в том, что Молдова в лице США будет всегда видеть «образец западной свободы и демократии» и «следовать европейским курсом на интеграцию в ЕС». В переводе с дипломатического языка на всем понятный, это звучало примерно так: Молдова, являясь членом Совета евроатлантического партнерства, сделает все необходимое для сближения с НАТО и для продвижения стратегических интересов США на своей территории. И Вашингтон пошел навстречу Молдове: на очередном заседании ПАСЕ (27 – 29 июня 2001 года) было принято решение ходатайствовать перед ЕС о списании с РМ исторических долгов на сумму 732 млн. евро. И если бы тогда Воронин отказался от политики двойных стандартов, ЕС мог бы взять на себя ответственность за долги РМ перед западными кредиторами и МВФ. Однако этого не произошло: Запад оказался не тот Лев, который «обожал подхалимаж». Западу нужны были дела, а не пустые воронинские обещания.
Однако президент Молдовы не терял надежд, что Запад ему поможет, и делает очередную, отчаянную попытку навешать лапшу на уши руководству НАТО. Выступая 22 ноября на саммите НАТО (Совета Евроатлантического партнерства), что проходил в Праге, Воронин впервые открыто поддержал «Коалиционную военную Стратегию НАТО» на ХХ1-й век и расширение этого самого агрессивного блока на Восток. «Сегодня, - торжественно вещал он с трибуны НАТО, - мир вступил в принципиально новую фазу межгосударственных отношений, в стадию ломки многих устойчивых стереотипов прошлого столетия. Еще полтора года назад (полтора года назад Воронин занял кресло Президента РМ – С.З.) многие из нас сдержанно относились к возможному расширению НАТО на Восток, видя в этом некие предпосылки для нового противостояния Запада и Востока. Сегодня, - продолжал он, - у меня беспокойство вызывают совершенно иные, реальные угрозы, а не фантомы времен холодной войны». И практически поддержал Стратегию национальной безопасности США в новом столетии, в которой сказано, что США «необходимо демонстрировать свою волю и иметь возможности для выполнения роли глобального лидера, оставаясь партером для государств, которые разделяют американские ценности». И еще. «Мы, - записано в Стратегии, - должны быть всегда готовы действовать самостоятельно, когда это является наиболее выгодной для нас альтернативой. Однако многие цели и задачи нашей безопасности могут быть достигнуты только в рамках альянсов и других международных структур». То есть, американцы официально признали, что создание по инициативе Вашингтона в Европе различных «альянсов и международных структур» преследует единственную цель: защиту «безопасности» и стратегических интересов США. А вот цитата из выступления Воронина в Праге. Объявив о том, что Молдова присоединилась к антитеррористической коалиции, президент Воронин добавил: «Молдова стала членом группы сотрудничества в области безопасности в Юго-Восточной Европе, созданной в рамках инициативы НАТО для Юго-Восточной Европы, подписала общий документ, присоединившись к своим партнерам из данного региона Европы в их коллективных усилиях по противостоянию угрозам безопасности».
Но и после такого верноподданнического заявления с главной трибуны НАТО Воронин не удержался от того, чтобы не «прогнуться» перед Москвой и не выступить в роли так называемого «защитника» российских интересов. Признав необходимость защиты стратегических интересов США в Европе дальнейшим расширением блока НАТО на Восток и повышением его значимости в современной архитектуре различных блоков и союзов на постсоветском пространстве, президент РМ предложил: «В то же время хочу отметить, что вследствие предстоящего вхождения наиболее активных членов Североатлантического партнерства в НАТО и установления особых партнерских отношений между НАТО и Россией необходимо выработать новые практические механизмы партнерства, придав ему БОЛЕЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ и гибкий характер». Как видите, Воронин даже на трибуне НАТО остался верен себе и политике «покорного теленка».
Однако двуликая покорность Воронина, вероятно, стала раздражать Вашингтон, и его «официально пригласили посетить США».
В конце 2002 года (с 17-го по 20-е декабря) президент Молдовы В.Воронин по приглашению президента США совершает официальный визит в Вашингтон. Кроме совместного заявления двух президентов и того, что Джордж Буш беседовал с президентом РМ на «зеленой лужайке» у Белого Дома, в СМИ о визите Воронина в Вашингтон ничего не прозвучало. Но этого и не требовалось. Достаточно было сообщения о том, что у Воронина в Вашингтоне состоялись переговоры за закрытыми дверями не только с Бушем, но и с главой Пентагона, директорами МВФ и ВБ. А также, что точно известно из достоверных источников, с ним провели так называемое «собеседование» сотрудники ЦРУ. К сожалению, и после этого в Кремле по достоинству не смогли оценить «заслуги» президента Воронина в деле защиты стратегических интересов России.
Правда, на Западе Воронин тоже особого доверия не заработал. Еще 14 мая 2001 года об этом в Страсбурге премьер-министру В.Тарлеву открыто заявил Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана. «Европейский союз готов плодотворно сотрудничать с РМ, - поучал он главу правительства Молдовы, - но ждет от нее конкретных действий, а не только заявлений о желании интегрироваться». И в жесткой форме, не терпящей возражений, он предупредил руководство Кишинева о том, что «сотрудничество будет успешным только в том случае, если оба партнера – РМ и ЕС – будут идти в одном направлении и ПРЕСЛЕДОВАТЬ ЕДИНУЮ ЦЕЛЬ». («Независимая Молдова», № 88 от 16.05.01г.) Но так как официальный Кишинев до середины 2003 года практических шагов в этом направлении не предпринимал, то и Евросоюз все три года в отношении Молдовы и ее «европейской интеграции» отделывался лишь ничего не значащими декларативными заявлениями. В связи с этим и МВФ и ВБ до настоящего времени так и не «разморозили» внешнего финансирования этой «самой бедной страны в Европе».
И вот летом 2003 года президент Молдовы, наконец-то, делает выбор между США и Россией, между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, между Единым экономическим пространством (ЕЭП) и Европейским союзом. Стрелки воронинских часов резко показали на Запад. «До прошлого года официальных заявлений об однозначности своих приоритетов мы не делали, - заявил уже в этом году В.Воронин в интервью газете «Труд-7 в Молдове. – Но анализ событий начала 2003 года определил наше стратегическое направление – ИНТЕГРАЦИЯ МОЛДОВЫ В ЕВРОСОЮЗ. Нас к этому подтолкнуло и то, что четыре самых мощных государства СНГ – Украина, Белоруссия, Россия и Казахстан – определили для себя альтернативный тип интеграции, в котором, - почему-то заявил Воронин, - Молдова как член ВТО даже потенциально не может находиться». Во-первых, не «анализ событий начала 2003 года» подтолкнул Воронина к такому развороту, а, как утверждают политические эксперты, результаты переговоров во время его официального визита в Вашингтон 17-20 декабря 2002 года. Во-вторых, заявление о том, что «Молдова как член ВТО даже потенциально не может находиться в ЕЭП» есть прямая ложь и предназначена только для собственного оправдания перед молдавской общественностью и народом Молдовы за то, что лично отказался от членства в ЕЭП. Членство в ВТО (Всемирной торговой организации) – индивидуальное для любого государства. К тому же, ни для кого не является секретом, что и Россия, и Украина, и Белоруссия, и Казахстан стоят «в очереди» на вступление в ВТО. И тот же Воронин недавно грозился в адрес Киева, что «Молдова еще подумает, как будет голосовать» при решении вопроса о приеме Украины в ВТО.
В принципе, все три года своего президентства Воронин только и делал, что во всем предавал интересы РФ. Не отвергая заслуг России в миротворческом процессе на Днестре, он в то же время он всегда настаивал на введение в Приднестровье коалиционных миротворческих сил ЕС под эгидой ОБСЕ, в чем заинтересованы США. Не отрицая заслуг РФ в пятистороннем формате переговоров, Воронин выступил за расширения формата и привлечение к переговорам представителей ЕС и Румынии. Что опять же противоречит интересам РФ и соответствует интересам Вашингтона. Твердя о политическом стратегическом партнерстве с Россией, что автоматически предусматривает защиту ее интересов на территории Молдовы, официальный Кишинев настаивает на незамедлительном выводе ОГРВ из Приднестровья и введения в состав МС «голубых касок» НАТО, что вновь соответствует стратегическим интересам США.
Раздвоение и несамостоятельность принятых решений преследует Воронина и по сей день.
В середине прошлого года, во время Пражской встречи переговорщиков президент Воронин официально обратился к президенту России с просьбой оказать содействие в нормализации отношений между ПМР и РМ. В челобитной, так назовем воронинское обращение к президенту В.Путину, президент Молдовы ссылался на то, что стабильность в Юго-Восточной Европе и в Молдове будет соответствовать стратегическим интересам Российской Федерации.
И Россия снова пошла навстречу. В Кремле был разработан Меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства», предусматривающий начало объединительного процесса и нормализацию отношений между РМ и Приднестровьем. Документ был согласован в Тирасполе и парафирован в Кишиневе. Но накануне подписания Меморандума в кабинете президента Воронина побывала посол США в РМ госпожа Хетер Ходжес, которая настоятельно порекомендовала незадачливому президенту Воронину вспомнить результаты его официального визита в Вашингтон, не забывать о стратегических интересах США в этом регионе и о его валютных счетах на Западе. И Воронин, не рискнувший в последний момент подписать предложенный РФ Меморандум, вновь предал интересы россиян, продемонстрировав тем самым России, что доверять президенту Молдовы противопоказано. То, о чем давно говорили в Тирасполе, стало очевидно для всех.
Политика двойных стандартов себя не оправдала. И вот развязка. Окончательно утратив доверие России, Воронин не обрел его и на Западе. Интерес Кремля к проблемам Молдовы резко сократился, а в Брюсселе и Вашингтоне молдавские проблемы никого и никогда не интересовали. Официальный Киев тоже не очень торопится подписывать с Кишиневом какие бы то ни было документы. Территориально оказавшись зажатой между ЕС и СНГ (Единым экономическим пространством – ЕЭП), Молдова может оказаться не только в экономической, но и в политической изоляции от внешнего мира: в ЕЭП вступать отказалась, а в ЕС ее не приглашают. Поднятая воронинскими СМИ шумиха о том, что «Европейская интеграция – необратимый политический курс нынешнего правления», напоминает танец заклинания дикарей, в засуху взывающих небо о животворном дожде.
С каждым днем, как утверждают политические наблюдатели из Кишинева, Воронин и его окружение все более отдаляются и от собственного народа. Это особенно сказалось после конфуза с не подписанием Меморандума о нормализации отношений с Приднестровьем. В результате для Воронина возможность решения приднестровского вопроса безвозвратно утеряна, Москва в отношениях с Кишиневом взяла таймаут, русскоязычное население Молдовы осуждает действия президента, молдаване угрюмо (!) молчат, что чревато для Воронина не предсказуемыми последствиями, а молдавские румыны открыто добиваются досрочной отставки коммуниста Воронина. Прямо скажем, ситуация в Молдове напоминает относительное «затишье перед бурей».
Вот и все, чего достиг в политическом плане за время своего президентства лидер ПКРМ В.Воронин, используя свой «прагматизм» и принцип двойного стандарта.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |