Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
Михаил Александров
Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Россию, состоявшийся 6-7 февраля, проходил на весьма неблагоприятном фоне. Террористический акт в московском метро не только затемнил основные мероприятия визита, но и вынудил президента Азербайджана существенно урезать программу пребывания в Москве. В результате визит получился скомканным и не получил ни должного освещения в российской прессе, ни соответствующего международного резонанса. Азербайджанская сторона с разочарованием отмечала, что вследствие теракта первый визит нового президента Азербайджана в Россию превратился чуть ли не в перефирийное событие. Тем не менее значение этого визита не стоит недооценивать. Он имел важное значение с точки зрения российских интересов в Закавказье и заложил хорошую основу для дальнейшего развития российско-азербайджанского сотрудничества.
Теракт в Москве с новой силой высветил актуальность проблемы международного терроризма и его опасности для стабильности государств. В итоге этот вопрос стал центральной темой переговоров между Владимиром Путином и Ильхамом Алиевым, хотя в планы азербайджанской стороны входило сделать главный акцент на проблеме Нагорного Карабаха.. Так, еще 28 января министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что главной темой переговоров между президентами России и Азербайджана во время визита будет проблема Карабаха. Он, в частности, выразил надежду, что во время переговоров президент России Владимир Путин четко выразит свой взгляд на пути решения данного конфликта. Однако в результате теракта вопрос о Нагорном Карабахе отошел на второй план.
В ходе визита Ильхам Алиев высказался за создание “единой четкой концепции по борьбе с международным терроризмом“. По словам азербайджанского лидера они обсудили с Владимиром Путиным проблему борьбы с терроризмом и их мнения “полностью совпадают“. Россия и Азербайджан могут быть хорошим примером того, как страны могут бороться с этим злом, сказал Алиев. По его словам, между спецслужбами двух стран существует взаимопонимание и координация. В результате совместной работы этих органов \"были предотвращены нежелательные действия с тяжелыми последствиями\". \"Соответствующие ведомства и дальше будут работать таким образом\", - заявил Алиев. Он также выразил надежду, что \"все международное сообщество будет действовать как единый механизм в этом направлении\". Действительно, в последние годы Азербайджан закрыл на своей территории все официальные представительства так называемого чеченского правительства Масхадова и другие чеченские центры. Не существует каких-то известных организаций в Азербайджане, которые были бы связаны с чеченскими террористами. Азербайджан обменивается оперативной информацией с российскими спецслужбами по этому вопросу.
В подписанной в ходе визита Московской декларации Россия и Азербайджан четко обозначили свои позиции по проблеме терроризма. В декларации подчеркивалось, что стороны будут развивать сотрудничество в пограничной сфере и принимать меры по пресечению деятельности на своей территории организаций, групп и отдельных лиц, направленной против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности друг друга. В добавление к этому стороны подписали соглашении в области борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил, также имеющие косвенное отношение к борьбе с терроризмом, так как известно, что подпитка терроризма из-за рубежа осуществляется путем контрабанды оружия, взрывчатых веществ, другого военного снаряжения, наконец финансовых средств. Отражение этих позиций в совместных юридических документах, безусловно, соответствует как интересам России, так и интересам Азербайджана. Ведь понятно, что являясь мусульманской страной с относительно низким уровнем жизни и еще не устоявшейся политической системой, Азербайджан представляет из себя перспективную территорию для обоснования исламских террористических центров и рекрутирования международных террористов. Для стабильного и эффективного развития Азербайджана такое проникновение террористических структур на свою территорию было бы крайне нежелательно.
Естественно существуют и дальнейшие возможности для наращивания двустороннего сотрудничества в деле противодействия международному терроризму. Азербайджан, являясь малым государством, не обладает достаточно серьезными возможностям, как техническими, так и оперативными, для эффективной борьбы с этим злом. Поэтому было бы желательно, чтобы российские советники, специалисты по этим вопросам, а также оперативные работники, имеющие опыт борьбы с терроризмом, были бы приглашены в Азербайджан и работали бы там, помогая азербайджанским силовым структурам противодействовать международному терроризму.
Что касается проблемы Нагорного Карабаха, то она заняла в ходе встречи важное, хотя и не первое место. Понятно, что именно эта проблема является сейчас главным раздражителем в отношениях между Россией и Азербайджаном. Так исторически сложилось, что после распада СССР у России установились более тесные отношение с Арменией, которые затем развились до уровня военного союза. Армяне, проявившие большую политическую мудрость не спешили ставить крест на России и списывать ее со счетов как великую державу, и как показали последующие события не прогадали. Националистическое руководство Азербайджана, пришедшее к власти после свержения Муталибова, напротив, сделало однозначный поворот в сторону Турции и НАТО и проиграло. Вообще, опыт прошедших 13 лет наглядно продемонстрировал, что тот, кто в межнациональных конфликтах на пространстве СНГ опирался на Россию всегда выигрывал, а противоположная сторона всегда проигрывала. В дальнейшем Азербайджану пришлось пройти долгий путь по налаживанию отношений с Москвой, но уровень этих отношений еще далек от того уровня союзнических отношений, который имеется между Россией и Арменией. И переход российско-азербайджанских отношений на такой более высокий уровень, безусловно, сдерживается наличием нагорно-карабахского конфликта. В известной степени, это основано на ошибочных ожиданиях части азербайджанского руководства, что Москва в состоянии урегулировать этот конфликт в директивном порядке, оказав давление на Армению. В действительности, эти ожидания являются не более чем иллюзией, базирующейся на стереотипах оставшихся со времен СССР. Россия по-прежнему воспринимается как некий имперский центр, способный решать любые вопросы на постсоветском пространстве в приказном порядке. На самом деле этого давно уже нет. Россия уже более - не имперский центр, а просто первый среди равных партнеров в рамках СНГ, и решить вопрос о Нагорном Карабахе в приказном порядке она просто не в состоянии. А разрывать военный союз с Арменией ради решения этой проблемы России также не может, так как этот союз имеет жизнено-важное значение для безопасности самой России. Военные базы в Армении, являются сейчас единственной силой противостоящей давлению НАТО с южного направления.
На ограниченность российских возможностей по разрешению конфликта в Нагорном Карабахе было недвусмысленно указано Владимиром Путиным на пресс-конференции по окончании переговоров с Ильхамом Алиевым. По словам Путина, решение этой проблемы должны найти сами народы Азербайджана и Армении. Россия же не будет навязывать ничего ни народу Азербайджана, ни народу Армении. “Мы готовы выступить в качестве гаранта договоренностей, которые могут быть достигнуты“, - подчеркнул он.
Надо отметить, что противники развития отношений с Россией внутри Азербайджана, выступающие за ориентацию на Турцию и НАТО, успешно эксплуатируют эту тему, постоянно отравляя атмосферу в между Баку и Москвой. Западу чрезвычайно выгодно, чтобы у Азербайджана складывалось впечатление, что Россия может решить проблему нагорно-карабахского конфликта на условиях выгодных Азербайджану, но не хочет этого делать. Между тем, отсутствие этого конфликта открыло бы широчайшие возможности для расширения экономического сотрудничества России со всем Закавказьем, для создания в этом регионе единой энергетической и транспортной системы, которая подкреплялась бы единым оборонным пространством. Россия как главный экономический партнер Азербайджана и Армении объективно втягивала бы эти страны в орбиту своего влияния, в условиях, когда у Запада нет возможности предложить им что-нибудь существенное, кроме покупки и транзита нефти, которую и так с удовольствием покупал бы каждый, кто нефти не имеет. Что касается мизерной экономической помощи, оказываемой Западом странам Закавказья, то она в разы перекрывается преимуществами, получаемыми этими странами от поставок российских энергоносителей по льготным ценам, значительным уровнем двустороннего торгового оборота и денежными переводами от граждан этих стран работающих в России.
Одним словом, при всех прочих равных, Россия однозначно выигрывала бы в соперничестве с Западом за влияние в Закавказье. Но такой результат явно не устраивает Вашингтон и его союзников, сделавших ставку на геополитическое окружение России. Отсюда – заинтересованность Запада в поддержании нагорно-карабахского конфликта в тлеющем состоянии. Понятно, что продолжение конфликта препятствует установлению равноценно дружественных отношений России с Арменией и Азербайджаном, так как более тесные отношения с одной стороной неминуемо вызывают недовольство другой. Неслучайно, Владимир Путин заявил на пресс-конференции по окончании переговоров с Ильхамом Алиевым, что Россия заинтересована в скорейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По словам российского президента нынешняя ситуация является “тесным ограничителем“ в развитии связей России с Азербайджаном и Арменией, а ее урегулирование “даст возможность России полноценно сотрудничать с Баку и Ереваном“. Представляется, однако, что данная ситуация не является непреодолимой. Для этого азербайджанской стороне следовало бы отказаться от иллюзий, что решение нагорно-карабахского конфликта находится в руках Москвы и продолжать наращивать двустороннее сотрудничество независимо от этого вопроса. Москве же следовало бы проявить большую активность по разъяснению этой позиции политическому руководству и общественности Азербайджана.
Если это препятствие будет преодолено, то для дальнейшего развития отношений с Азербайджаном открывались бы большие перспективы. Одним из направлений могло бы стать присоединение Азербайджана к Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) стран СНГ. Здесь Азербайджану важно понять, что не следует рассматривать ОДКБ как средство разрешения нагорно карабахского конфликта, поскольку военный союз, основанный на этом договоре, планировался как средство отражения внешних угроз для государств СНГ и не может быть использован для разрешения сложных этнических конфликтов в своей зоне ответственности. Подобные прецеденты существовали в международной практике, причем в весьма солидных организациях, таких как, например, НАТО. Там известный конфликт между Грецией и Турцией, естественно, не привел к использованию механизма блока на стороне одного из участников. Характерно, что оба государства тогда сохранили свое членство в НАТО, прекрасно понимая, что выход из блока даст явные преимущества другой стороне.
Видимо, какое-то зондирование вопроса о возможном вступлении Азербайджана в ОДКБ в ходе визита Алиева имело место, хотя сам Алиев отрицал, что обсуждал этот вопрос с Путиным. “На переговорах с Путиным этот вопрос не обсуждался, и я не буду комментировать то, что не обсуждалось“, - подчеркнул Алиев. Однако, помимо Путина Алиев встречался с министром обороны России Сергеем Ивановым. Причем, эта встреча не была ранее запланирована. И вот на этой встрече возможность присоединения Азербайджана к ОДКБ вполне могла обсуждаться.
После встречи с Алиевым Иванов сообщил, что были обсуждены вопросы “военного и военно-технического сотрудничества\", а также \"по стабилизации в военной и военно-технической сфере\" двух стран. Однако он уклонился от освещения каких-либо деталей и подробностей. Примечательно, что накануне начальник Главного управления международного военного сотрудничества российского Министерства обороны генерал-лейтенант Дружинин сказал азербайджанским журналистам, что \"Россия готова на любые масштабы военно-технического сотрудничества с Азербайджаном и не видит для себя в этом никаких ограничений\". А за день до визита Алиева в Москву генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сообщил журналистам, что ведутся переговоры с рядом стран СНГ о расширении этой организации. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ. Об этом сообщил журналистам в четверг в Москве. \"Контакты с некоторыми странами СНГ - я не хотел бы пока называть эти страны - по поводу их участия в работе ОДКБ в качестве членов организации или наблюдателей у нас были и есть\", - отметил он.
В тексте Московской декларации, в частности, отмечалось, что Россия и Азербайджан “будут укреплять двусторонние военное и военно-техническое сотрудничество, отвечающее интересам обеспечения безопасности двух стран, но не направленное против третьих стран и не противоречащее международным обязательствам России и Азербайджана“. Понятно, что упоминание о “третьих странах“ было явным реверансом Москвы в сторону Армении. Далее в декларации содержалось очень важное положение о том, что стороны не будут участвовать в каких-либо действиях или мероприятиях военного, экономического и финансового характера, в том числе через третьи страны, направленные против другой стороны, и не будут допускать, чтобы ее территория использовалась в целях агрессии или иных насильственных действий против другой стороны. Фактически это означало, что Россия берет на себя обязательство не использовать свои военные базы в Армении против Азербайджана в случае перехода нагорно-карабахского конфликта в военную стадию и не участвовать в этом случае в экономической блокаде Азербайджана. Азербайджан же брал на себя обязательства не размещать на своей территории военные базы США или НАТО, в отношении чего Москва неоднократно выражала свое беспокойство.
Еще одним важным документом, подписанным в ходе визита, явилось Соглашение о взаимной защите секретной информации. О содержании этого соглашения мало, что известно. Это и понятно, поскольку речь идет об обмене секретной информацией. Можно, однако, предположить, что это соглашение предусматривает оказание помощи Азербайджану в области криптографии и противодействия электронной разведке третьих стран. Поскольку такие средства разведки развиты только на Западе, можно предположить, что Азербайджан испытывает больше доверия именно к Москве и хочет обладать каналами свободного общения с российскими силовыми структурами, не подвергая риску свои государственные секреты. Если данное предположение верно, то это является еще одним следствием сближения Москвы и Баку по вопросам безопасности. Таким образом визит имел важное практическое значение для обоих сторон и прогнозы азербайджанской оппозиции о том, что он не приведет ни к каким конкретным результатам оказались беспочвенными.
Были достигнуты определенные позитивные результаты и в экономической сфере, хотя они не так очевидны как в области безопасности. Россия и Азербайджан, в частности, договорились увеличить в два раза торговый оборот. Вопросы увеличения товарооборота обсуждались на переговорах президента Азербайджана с председателем правительства России Михаилом Касьяновым. Глава российского правительства выразил удовлетворение тем, что объем российско-азербайджанской торговли в последний год увеличился на 40% и составил 500 млн долларов. Со своей стороны, Алиев заявил, что Россия и Азербайджан намерены в ближайший год удвоить взаимный товарооборот и довести его до 1 млрд. долларов. Алиев также отметил необходимость роста российских инвестиций в азербайджанскую экономику. \"Мы приветствуем участие российских компаний во взаимовыгодном сотрудничестве\", - заявил президент Азербайджана на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Он отметил, что более 300 российских компаний работают в Азербайджане и инвестировали туда сотни миллионов долларов, в том числе в энергетический сектор\" и пригласил всех потенциальных инвесторов из России на бизнес-форум в Баку.
В ходе визита были сделаны обнадеживающие заявления и с российской стороны. Министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, например, о готовности увеличить объем поставок газа в Азербайджан. Он также отметил, что в 2004 году \"Газэкспорт\" и \"Итера\" поставят в Азербайджан до пяти миллиардов кубических метров газа. \"Если возникнут дополнительные потребности в газе, мы готовы увеличить объем поставок\", - подчеркнул Юсуфов. По его словам, сделать это позволяет как уровень добычи, так и пропускные способности. Юсуфов также сообщил, что Россия заинтересована в участии российских компаний в приватизации энергосетевых объектов Азербайджана. Он напомнил, что недавно в Баку было принято решение о частичной приватизации генерирующих мощностей и распределительных электросетей. “Российские компании готовы принять в этом участие“, - подчеркнул Юсуфов. Он также привлек внимание к проекту по транспортировке электроэнергии транзитом через территорию Азербайджана в Северный Иран.
Касаясь сотрудничества России и Азербайджана в нефтяной сфере, министр отметил, что транзит нефти по маршруту Баку - Новороссийск достиг 2,7 млн. тонн. \"Мы заинтересованы в наращивании объемов транзита по этому маршруту\", - заявил Юсуфов. Он напомнил, что по действующему соглашению сейчас объем транзита нефти может достигать 5 млн. тонн. Однако пропускная способность этого нефтепровода - 15 млн. тонн, подчеркнул министр энергетики. Сейчас, по его словам, идут переговоры по подписанию долгосрочного соглашения по этому вопросу. По его оценке, соглашение может быть заключено сроком до 15 лет. В этой связи Юсуфов заявил \"о готовности Москвы идти навстречу\", включая снижение тарифов на прокачку нефти. Думается, однако, что главная проблема для Азербайджана не столько высокие тарифы, сколько отсутствие достаточного количества нефти для заполнения нефтепровода. Если верить Алиеву то добыча нефти в Азербайджане составляет сейчас всего лишь 13-14 млн. тонн, причем значительная часть ее потребляется самим Азербайджаном. Поэтому возможности существенного наращивания экспорта без подключения новых месторождений фактически отсутствуют.
Представляется важным в этой связи заявление президент \"Лукойла\" Вагита Алекперова, который сообщил, что его компания не участвует в проекте транспортировки нефти по маршруту Баку - Джейхан и ориентируем свою нефть на нефтепровод Баку – Новороссийск. Между тем, компания участвует в трех геологоразведочных проектах в Азербайджана. Один из них, по его словам, проект Д-222. \"В этом году в июне мы приступим к бурению там первой разведочной скважины\", - сообщил Алекперов. Доля участия \"Лукойла\" в этом проекте составляет 80 проц. Касаясь перспектив сотрудничества с Азербайджаном, президент \"Лукойла\" сообщил, что компания совместно с государственной нефтяной компанией Азербайджана рассматривает возможность изучения дополнительных месторождений. Таким образом, можно предположить, что “Лукоил“ будет поставлять свою нефть через Новороссийск, что само по себе уже является долговременной гарантией использования этого трубопровода.
Со своей стороны, Ильхам Алиев заметил, что деятельность трубопровода Баку-Новороссийск, “будет продолжаться“ даже, может быть, более эффективно. Комментируя в этой связи строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Алиев пояснил, что он необходим для того, чтобы вывести большие объемы нефти из азербайджанского сектора Каспия по альтернативному маршруту. “Чем больше будет у Азербайджана альтернативных путей доставки своей нефти на мировой рынок, тем будет более выгодной для нас тарифная политика“, - подчеркнул он. Понятно, что президент Азербайджана имел в виду ожидаемую нефть, поскольку имеющегося уровня добычи пока не достаточно даже для того, чтобы заполнить трубопровод Баку-Новороссийск.
Переговоры по экономическим вопросам также нашли отражение в Московской декларации. В ней подчеркивалось, что Россия и Азербайджан предпримут дополнительные меры, с тем, чтобы уровень торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя государствами отвечал в более полной мере потенциалу и возможностям их динамично растущих рыночных экономик. В ней также отмечалось, что стороны “будут содействовать увеличению объемов взаимной торговли, в том числе путем устранения препятствий , сдерживающих ее рост, сотрудничеству в сфере финансирования и страхования торговых операций, упорядочению таможенных процедур, а также реализации совместных инвестиционных проектов, формированию финансово-промышленных групп, предприятий и других организационно-хозяйственных структур. “Стороны подтверждают заинтересованность в долгосрочном двустороннем взаимодействии на правовой основе в области транзита азербайджанской нефти через территорию России и поставок природного газа из РФ в Азербайджан“, - говорилось в документе.
Экономическая часть декларации показывала, что если и существуют какие-то шероховатости в двусторонних экономических отношениях, то они пока не приобрели стратегического характера и вполне укладываются в рамки взаимоприемлемых компромиссов, а обоюдосторонние выгоды от развития экономических связей намного перевешивают имеющийся негатив. Одним словом, первый визит азербайджанского лидера в Москву вполне можно считать успешным. Он заложил неплохие основы сотрудничества как в области безопасности, так и в экономической сфере. Прогнозы азербайджанской оппозиции не ожидавшей от визита конкретных решений оказались безосновательными. Остается надеяться, что подписанные документы не останутся декларациями и вскоре обретут практическое наполнение.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |