Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Правда Востока (Узбекистан),
30 января 2004
В.А. Духовный Директор НИЦ МКВК, вице-президент Международной Комиссии по ирригации и дренажу
Когда климатологи пугают мир изменением климата и нарастанием температуры, обычно общество (как рядовые его члены, так и решающие лица) относится к этому вопросу несколько скептически - нарастание температуры идет медленно (всего один градус за 50 лет, таяние ледников такими же темпами - 30 процентов за почти столетие). На наш век, дескать, хватит.
Однако, если повышение температуры и снижение водного потенциала в нашем регионе по средним показателям действительно может быть легко преодолено комплексом мер, которые могут сэкономить нарастающую потребность в воде и ее дефицит в пределах 10 процентов, то имеется другое очень важное последствие изменения климата, которое обычно остается вне сферы общего внимания, но уже сегодня начинает показывать свои зубы. Это касается нарастания повторяемости экстремальных ситуаций, чередующихся в смене естественных климатологических и гидрологических изменений. Если посмотреть на частоту засух и обилия влаги, колебания маловодных и многоводных лет даже за одно столетие, то мы увидим, что последние 15 лет характеризуются резким нарастанием сменяющихся экстремальных ситуаций в этом регионе.
Действительно 1994, 1998 годы были достаточно многоводными, затем 2000 и 2001 годы - резко маловодными с водообеспеченностью на уровне 75 процентов от нормы, затем 2003 год поразил нас своим многоводьем, и ныне зима 2003 - 2004 года удивляет невиданными ранее расходами воды по реке Сырдарье.
Но следует четко разобраться, что у нас происходит от Бога, а что - от нас самих. В чем причина того, что нынешней зимой ниже Чардары впервые за все время после строительства Чардаринского водохранилища в зимний период Казахстан сбрасывает 750 м3/сек, воды Айдарского водоема подошли к геологическим разработкам Навоийской области и уже затопили большое количество пастбищ, дорог, линий электропередач на территории двух районов Джизакской и Навоийской областей в Узбекистане? Почему таких явлений не было за весь предыдущий период наблюдения за исключением 1969 года - экстремально многоводного года с повторяемостью один раз в сотню с лишним лет?
Известно, что река Сырдарья является источником жизни, водоснабжения, орошения, а в последнее время энергетики для четырех стран региона - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В едином ранее государстве специфика водопользования отдельных республик не имела особого значения, за исключением низовьев, которые всегда подчеркивали необходимость учета их экологических требований, которые и в советские времена не особо учитывались. Теперь же в условиях независимых государств, когда все взаимоотношения между странами поставлены в рамки рыночных отношений, оказалось, что для Кыргызстана более выгодно использовать воду Сырдарьи для удовлетворения своих энергетических интересов, а Казахстан и Узбекистан по-прежнему уповали на воды Сырдарьи как на главный источник орошения, в то же время не отказываясь от попутного использования стока в интересах гидроэнергетики. Ирригационно-энергетические интересы Таджикистана часто меняли направленность линии поведения водохозяйственных организаций в течение различных лет.
Межгосударственная Координационная Водная Комиссия, которая была организована в 1992 году с целью сохранять ранее установленный проектами режим регулирования, попусков и распределения воды по рекам Сырдарья и Амударья, оказалась в очень затруднительном положении. Ибо, хотя в Соглашении об ее создании и последующих утверждениях ее уставов принципы прежнего вододеления и управления рекой, вроде бы, сохранялись, но с учетом новых интересов новых независимых государств они, грубо говоря, игнорировались. Более того, - последующие действия членов Комиссии по требованиям правительств, которые они представляли, постепенно привели к принципиальному изменению схемы работы комплекса каскадов водохранилищ, построенных на реках Нарын и Сырдарья с ирригационного на энергетический режим. Если раньше средние объемы попусков из Токтогульского водохранилища до 1991 года составляли зимой 2,7 млрд м3, а летом 8,5 - 9,5 млрд м3, то после 1991 года средний объем зимнего попуска увеличился до 7,2 млрд м3 и соответствующим образом сократился в летние месяцы. Начиная с 1994 года летние попуски воды по Сырдарье оказались в плотной зависимости от поставок электроэнергии, топлива, газа на бартерной основе от Казахстана и Узбекистана Кыргызстану. Режимы подачи воды практически поставили в угоду интересам гидроэнергетики, а уж гидроэнергетики умеют развить и "застолбить" за собой плотно соответствующие принципы "гидроэгоизма".
В результате весь природный комплекс Сырдарьинского бассейна, а не только орошаемое земледелие, оказались заложниками этих энергетических режимов. Действительно, за весь период с 1969 года, когда в Арнасай было сброшено более 20 млрд м3 воды, до перехода на энергетический режим каскадов водохранилищ по Сырдарье не было ни одного года, когда бы попуски в Арнасай превышали 500 млн м3 воды в год. Зато за последние 10 лет в Арнасай было сброшено более 30 млрд м3 воды. В результате Арнасайская вода наделала много бед на территории Узбекистана и продолжает угрожать и в настоящее время.
В текущем году положение осложнилось тем, что в результате двух многоводных предшествующих лет практически емкость Арнасайской впадины была полностью исчерпана. Одновременно водохозяйственные органы Кыргызстана осуществили сработку объемов Токтогульского водохранилища значительно выше приточности. Целый ряд несогласованных мер различными странами по режиму попусков и по удовлетворению собственных интересов, который имел место за прошедшие годы, в настоящее время усложнился значительной боковой приточностью между устьем Нарына и Кайракумским водохранилищем.
Интересы каждой страны понятны: Кыргызстан, у которого отсутствуют топливные ресурсы, хочет получить максимальную выгоду от использования гидроэнергетики и поэтому ежегодно увеличивает производство и потребление электроэнергии - по сравнению с 1990 годом более чем на 25 процентов; Узбекистан, защищая свои земли вдоль Арнасайского и Айдаркульского понижения, строит Арнасайские перемычки и соответствующие сбросные сооружения с расходом меньшим, чем аварийный сброс из Чардаринского водохранилища; Таджикистан своими попусками в интересах энергетики добавляет к и без того большому притоку к Чардаре - в результате создается катастрофическая ситуация в низовьях, когда Казахстану приходится сбрасывать 750 м3 воды в секунду, создавая напряженную ситуацию в низовьях. Таким образом, попытки каждой страны решить свои интересы собственными путями привели к общему напряжению в регионе. Со всех сторон в печати, в Интернете, в выступлениях общественных деятелей несутся потоки взаимных обвинений и недостаточно эффективных мер.
К чести водохозяйственных и энергетических организаций, начиная с конца 2003 года, напряженность была правильно понята, может быть, с опозданием, и представители Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана наметили комплекс мер по усилению отборов воды на промывные и влагозарядковые поливы в среднем и верхнем течениях, уменьшение попусков из водохранилищ и других мер, которые несколько снизили напряженность в районе Чардаринского гидроузла, перенеся всю сложность ситуации на низовья и Айдаркульскую впадину, где сложная ситуация пока сохраняется.
Что можно и нужно делать в целом? Во-первых, всем надо четко уяснить, что в нынешних резко изменяющихся гидрологических и климатических условиях гарантией предотвращения катастрофических последствий, которые могут возникнуть и на реке и у связанных с ними водопотребителей, станут только согласованные действия всех стран региона. Для этого необходимо разработать и утвердить межгосударственными соглашениями четкие правила управления и попусков воды из водохранилищ по руслу в различные годы - маловодные, многоводные. Для различных гидрологических ситуаций должны быть рекомендованы под надзором БВО режимы работы сооружений, которые в условиях экстремальных или близких к ним ситуаций должны проводиться только по строгому согласованию с этой организацией. В противном случае БВО превращается в "пожарную команду", которая не может тушить пожар или предотвратить его расширение, а только звонит об этом в пожарный колокол, призывая всех прибежать с ведрами для того, чтобы сбить огонь.
Необходимо установить, что режим реки обязательно должен соответствовать природному, попуски которого не должны быть больше максимальных и меньше минимальных для каждого периода времени. Только после этого можно рассматривать распределение воды в интересах водопользователей с учетом их социальной и экономической важности исходя из принципов справедливости и обоснованности требований по водообеспечению населения и различных отраслей экономики.
Необходимо восстановить целостность и взаимный обмен информацией между гидрометслужбами стран Центральной Азии, наладить наблюдение за снежными запасами и водными источниками с тем, чтобы прогнозы, которые представляются водохозяйственным и государственным органам ими, были обоснованы и ориентированы на возможность нарастания кризисных ситуаций и их предотвращение.
Наконец, главное - наши расчеты показывают, что даже на перспективу на уровне 2025 года, когда население региона достигнет как минимум 55 млн человек, наши водные ресурсы по реке Сырдарье могут удовлетворить потребности и общества и природы, если будет проводиться целенаправленная и согласованная работа всех четырех стран по снижению водопотребления на 10 - 15 процентов и энергосбережения на 20 процентов. Практические данные показывают, что имеющиеся резервы и в водо-, и энергообеспечении позволяют достичь этого. Надо только организованно взяться за эту важнейшую для будущего работу.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |