Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
KNews,
21 февраля 2004
19 февраля на заседании Комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками состоялось обсуждение проблем взаимоотношений России и Узбекистана депутатов комитета и представителя Министерства иностранных дел РФ.
О состоянии российско-узбекских отношений и перспективах сотрудничества между странами депутатам доложил директор III Департамента стран СНГ МИД РФ Константин Шувалов. По его словам, между странами укрепляются межрегиональные связи по вопросам топливно-энергетического комплекса, ведутся переговоры о взаимодействии в вопросах военной безопасности и борьбы с терроризмом, развивается сотрудничество в сфере торговли.
Напомним, в частности, что 16 февраля 2004 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о принятии предложения Минобороны России, согласованного с узбекистанской стороной, о снятии пометки "Для служебного пользования" с соглашения между Россией и Узбекистаном о совместном применении Военно-воздушных сил РФ и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства РФ и Республики Узбекистан, датируемого 19 октября 2001 года. Этим же распоряжением Президент России поручил МИД РФ проинформировать узбекистанскую сторону о выполнении российской стороной внутригосударственных процедур, необходимых для снятия пометки "Для служебного пользования" с указанного соглашения.
Согласно информации МИД РФ, Россия является главным экономическим партнером Узбекистана и основным потребителем узбекских товаров. Узбекистан поставляет в Россию хлопковое волокно, бумажную пряжу, машины, продукцию сельского хозяйства. Только за последний год объем товарооборота между странами вырос на 25 %. Вместе с тем, как отмечали члены комитета, между государствами еще не достигнута договоренность по задолженностям Узбекистана перед Россией, а также требует совершенствования вопрос стратегического партнерства.
Отметим, что согласно цифре, оглашенной в ходе майской встречи Президента России Владимира Путина с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым в 2001 году, узбекский долг России составляет 611 млн. долларов. Такая же сумма получается по подсчетам экспертов МВФ. Тем самым Узбекистан является вторым крупным должником России после Украины (свыше 750 млн. долларов). Напомним, что по официальной информации одной из тем переговоров в 2001 году Узбекистана И.Каримова с В.Путиным стали цены и объемы узбекистанских поставок газа в Россию в предстоящие годы. Однако никаких официальных документов тогда подписано не было. Предполагалось, что до половины узбекского газа будет поставляться в РФ в счет частичного погашения долга Узбекистана перед Россией за импорт ее сельхозтехники, другого оборудования. Но никакой официальной информации по поводу реализации этого решения так и не было распространено.
Особое внимание на заседании Комитета было уделено проблеме положения российских граждан в Узбекистане. В частности, Константин Затулин (депутат фракции "Единая Россия", член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками) заявил, что продолжается активный выезд российских граждан из Узбекистана, который связан в первую очередь с их неудовлетворительным правовым положением. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в III Департаменте стран СНГ МИД РФ, из 25 млн. человек, населяющих Узбекистан, около 1 млн. человек – этнические русские. Основные районы их расселения – Ташкент, Самарканд, Бухара, Фергана, Навои. Положение русскоязычных граждан законодательно не отличается от положения остальных жителей республики. Тем не менее, происходит сокращение в стране русской диаспоры, которое идет за счет как быстрой естественной убыли славянских нацменьшинств, так и большой миграции. По официальной статистике, с 1992 г. из Узбекистана выехало примерно 327 тыс. чел., из них 264 тыс. русских. В среднем уровень миграции составляет порядка 16-17 тыс. человек в год. В течение нескольких лет не удается согласовать проекты договора о статусе граждан России, проживающих в Узбекистане, и граждан Узбекистана, проживающих в России, и Соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Остаются также нерешенными и вопросы открытия генконсульств России в Самарканде и Фергане, где сосредоточено значительное число русскоязычных жителей.
Выступая перед депутатами на заседании Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками К.Шувалов отметил, что "в Узбекистане проживает около миллиона наших соотечественников, и ситуация по их правовому положению в настоящее время хуже, чем в Киргизии, но лучше чем в Туркмении". В стране принимается один российский канал, 8 школ ведут обучение на русском языке, сокращается преподавание русского языка как иностранного. Из-за языкового барьера российские граждане практически не принимают участие в экономической сфере и управлении страной, - сказал директор III Департамента стран СНГ МИД РФ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |