Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Ладинформ»,
19 февраля 2004
На фоне динамично развивающихся всесторонних, тесных и дружественных связей между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, свидетельством которым является проходящий в нашей стране «Год России в Казахстане», есть факты вызывающие нашу тревогу и озабоченность. У нас имеются серьёзные сомнения в искренности намерений руководства Казахстана, на словах заявляющего о дружбе и сотрудничестве с Россией, о приверженности основополагающим демократическим ценностям, а на практике осуществляющего дискриминационную политику в отношении своих русских сограждан.
5-го февраля, на заседании Правительства, Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов заявил следующее: «Казахский язык должен стать родным для всех казахстанцев, английский язык должен стать вторым по значимости в РК». Из данного высказывания следует, что положению русского языка в Казахстане отводиться третьестепенное место, т.е. его роль и статус – в предложенной последовательности - являются последними после казахского и английского языков. Данное высказывание главы Правительства, мы расцениваем как программный идеологический тезис, являющийся логическим продолжением заявления Госсекретаря И. Тасмагамбетова от 30 сентября 2003 года и подтверждающим очевидную тенденцию по выдавливанию русского языка из сфер общественной жизни и государственного управления.
Заявление Д. Ахметова прямо противоречит сразу трем статьям Конституции РК. В ст. 7 п.2 зафиксировано: «наравне с казахским языком официально употребляется русский язык», что законодательно закрепляет равноправную значимость казахского и русского языков. В этой же статье в п.3 говорится: «Государство заботится о создании условий для изучения языков и развития народов Казахстана». Однако Премьер-министр РК с помощью такой расстановки языковых приоритетов, больше заботится о создании условий для изучения иностранного языка, чем о сохранении и развитии языка второй государствообразующей нации собственной страны. Высказывание Д.Ахметова также противоречит статье 14, п.2 Конституции РК – в которой записано, что «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам … расы, национальности, языка» и, что подобная официальная языковая иерархия является формой дискриминации славянского населения. И наконец, такая «языковая политика» намеренно создает непреодолимое препятствие для доступа к государственной службе не только для славянского населения, но и для казахов, а также граждан, принадлежащих к другим национальностям и осуществляющих свою профессиональную деятельность на русском языке, что противоречит статье 33 п.4 Конституции РК: «Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе».
Мы полагаем, что не противопоставлением одного языка другому можно достичь межнационального согласия и стабильности в нашей Республике, а взвешенной и продуманной национальной политикой, основанной на диалоге и уважении к правам и свободам граждан. Мы вынуждены констатировать, что на сегодняшний день руководство страны не имеет такой концептуально оформленной национальной политики, способной сбалансировать интересы двух государствообразующих этносов. Характерно, что в многонациональном Казахстане ни одна политическая партия, за исключением РНПК и вновь создающейся партии ДВК, никогда не имели в своих программах разработанного блока «о национальной политике» и, соответственно, чётко сформулированной позиции по отношению к статусу русского языка. Сегодня, к сожалению, только объединённая демократическая оппозиция имеет гражданское мужество говорить и писать о политическом бесправии русскоязычных казахстанцев, пытаясь нащупать ту идеологическую основу, которая способна интегрировать народы Казахстана в единую нацию.
Вне всякого сомнения, подобная расстановка языковых приоритетов в Казахстане исторически несправедлива и оскорбительна по отношению к русскому языку и русским, которые, даже после массовой миграции 1990-х годов, вызванной этнократической политикой властей, составляют еще 35% от всего населения РК. Однако опасной для самих властей лукавой манипуляцией является утверждение, будто бы доля так называемых «русскоязычных» в Казахстане также равна всего трети населения. На самом деле граждан Казахстана, имеющих родным языком именно русский, составляет обратную пропорцию: таких если не две трети, то заведомо больше половины! И уж, во всяком случае, никак не вызывает сомнения тот факт, что не меньше половины всех казахстанцев владеют только одним языком – русским!
Глава Правительства не знать этого просто не может, и поэтому остается только догадываться, что хочет сделать Премьер Ахметов с этой большей частью граждан Казахстана: лишить Родины или лишить родного языка?
Показательно, что сам Даниал Ахметов свое высказывание о третьестепенной роли русского языка произнес на русском языке! Данный парадокс очень симптоматичен, т.к. обнажает существующую казахстанскую реальность: во всех госструктурах – в законодательных, правоохранительных, судебных, военных, налоговых и таможенных органах, а также в базовых сферах экономики – банковской системе, энергетике и промышленности, в научно-технических сферах деятельности (например, в Казтелекоме) национальные кадры, местами, достигают 90%. И в такой однородной этнической среде вся функциональная и профессиональная деятельность, в конечном счёте, осуществляется на основе русского языке и русской письменности!
Необходимо подчеркнуть, что практика повсеместного использования только двух языков – казахского и английского уже давно является казахстанской реальностью, как например в аэропорту Астаны, где различная информация пишется на двух названных языках. Спрашивается, - это что, открытое неуважение к гражданам своей страны и к собственной Конституции, гарантом которой в ней же назван Президент Казахстана? Как будто и не существует большей части казахстанского общества, которая может воспринимать информацию и общаться только русском языке. Тот же вопрос относится к надписям и табличкам на кабинетах всех государственных учреждений и органов власти. Мы хотели бы знать, какая государственная структура должна нести ответственность за невыполнение статьи 7 п.2 Конституции РК, когда на различных бланках и официальных документах в государственных учреждениях используется только один казахский язык?
Совершенно очевидно, что залогом межнационального согласия в Казахстане может быть только реальное русско-казахское двуязычие, внедряемое постепенно, начиная со школьного обучения. И, безусловно, первым шагом в этом направлении должен стать немедленный отказ от дискриминационной практики в отношении взрослых «русскоязычных». Для чего Правительство и депутаты Парламента должны открыть Конституцию РК, прочитать и приступить, наконец, к реализации статьи 93, гласящей: «Во исполнение требований статьи 7 Конституции, правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом».
В завершение необходимо отметить, что после открытия «Года России в Казахстане» Президент РК Н.А. Назарбаев неоднократно давал интервью крупнейшим российским изданиям, в которых говорил о вечной дружбе русского и казахского народов, о насущной необходимости евразийской интеграции и, в частности, о русском языке, как едином богатстве наших народов. И с этим нельзя не согласится, тем более, что Россия и Казахстан в лице своих президентов предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Но, в таком случае, как нам следует расценивать высказывания Премьер-министра Казахстана Д. Ахметова и Госсекретаря И. Тасмагамбетова, фактически дезавуирующие официальные заявления Президента РК и идущие вразрез с действующей Конституцией? И надо ли их понимать так, что официальные декларации существуют для внешнего употребления, а «бархатная дискриминация» русских – дело сугубо внутреннее?
В связи с вышеизложенным, мы обращаемся к Президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву, как к гаранту Конституции, с настоятельной просьбой обеспечить контроль за исполнением Основного Закона РК и ответить своим «русскоязычным» гражданам на вопросы, обозначенные в нашем заявлении.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |