Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Экономическая система Белоруссии запрограммирована на крах

Александр Фадеев

Первые месяцы работы белорусской экономики в 2004 году подтвердили самые худшие опасения. Несмотря на довольно оптимистичные доклады правительства и распространяемые официозными средствами массовой информации республики бравые рапорты о масштабном росте экспорта товаров, об успехах белорусских хозяйственников, все очевиднее становится кризис, в который втягивается экономика Белоруссии. Причем речь не идет о каких-то новых внешних вызовах, с которыми республика неожиданно столкнулась в текущем году (ценах на импортируемый российский газ, например). Нарастает как снежный ком груз застарелых проблем национальной экономики, который грозит погрести под своим весом пресловутую «белорусскую модель». Бедственное состояние экономики и финансов, отсутствие ресурсов и возможностей для выплаты внешних долгов привели власти республики к мысли о переводе всего государственного аппарата на режим работы, характерный для периода исключительного положения.

Несмотря на незапланированные бюджетные траты, стратегический курс на быстрое наращивание выпускаемой республиканскими предприятиями продукции и обеспечение роста ВВП на 10% в 2004 г. не отменен, более того, президент Белоруссии Александр Лукашенко поставил перед правительством задачу в течение двух лет заложить фундамент новой экономики, открывающий Белоруссии «большую перспективу». С целью стимулировать чиновников на ударный труд глава государства, как и положено в период чрезвычайного, «военного» положения, активизировал работу карательного аппарата – по республике прокатилась очередная волна арестов управленцев высокого ранга, назначенных некогда, заметим,  лично президентом РБ. Публично Лукашенко объявил о том, что теперь самый высокий государственный пост и статус приближенного главы государства не служит гарантией от лишения свободы и сурового наказания. Членам правительства, которые не выполняют поставленные президентом задачи, и любым чиновникам, которые посмеют построить особняки выше резиденции главы государства, Лукашенко обещал места у Наумова (руководитель МВД) и Ерина (председатель КГБ) в застенках.

Высшее республиканское руководство недавно еще раз декларировало приверженность централизованной, иерархической системе управления экономикой республики, отвергнув вариант передачи права собственности на субъекты хозяйствования в частные руки. Дальше разговоров об ускорении процесса акционирования белорусских предприятий дело пока не идет. Правительство РБ поставлено сегодня в условия, когда повышение эффективности производства на государственных предприятиях оно должно изыскивать исключительно внутри самой административно-командной системы. Впервые за все время существования независимой Белоруссии главой государства обязал мобилизовать все внутренние системные ресурсы, перевести бюрократический аппарат на режим работы, аналогичный военному времени, ужесточить тотальный контроль государства не только в отношении крупных структурообразующих предприятий республики, но в отношении средних и малых субъектов хозяйствования. Под личный контроль президента поставлены образование и функционирование всех внебюджетных фондов. Взят курс на масштабное ограничение ввоза в республику любых видов сырья и экспортной продукции, если аналогичные могут производиться внутри самой Белоруссии. Закупки любых видов импортного сырья теперь возможны исключительно в форс-мажорных обстоятельствах и только с согласия Александра Лукашенко.

Жесткие ограничения в отношении импорта дополняются требованиями президента к правительству ввести в действие систему строгой экономии, прежде всего, снизить потребление природного газа, поставляемого из России. Кроме привычных маневров с зарплатой и ценами на сырье республиканское руководство с февраля вынуждено было пойти на урезание областных и местных бюджетов, средства из которых срочно перебрасываются на латание хозяйственных дыр и реализацию президентской политики удержания приемлемого уровня потребительских цен. Главная задача -  положить конец неуклонному росту цен на продовольственные товары на внутреннем рынке, который вызывает острое недовольство у населения. Поскольку «народ обижается», то вину за нарастающий экономический кризис правительство республики поспешило возложить на разрушительные «действия коммерческих структур России», что якобы подорвало «экономически стабильные условия работы крупных белорусских предприятий». Поэтому министерство иностранных дел РБ «в сложившейся ситуации» впервые за весь период правления Лукашенко объявило главным партнером республики не Россию, а  Европейский союз, активное построение отношений с которым, по мнению внешнеполитического ведомства, позволит преодолеть экономическую безысходность. Почти одновременно МИД РБ информировал общественность о готовности Белоруссии вступить в ВТО уже в следующем году.

Нет сомнений, конечно, в праве Белоруссии как суверенной и независимой страны самой решать проблему приоритетности своей внешней политики и направленности интеграционных усилий. Однако стоит при этом подчеркнуть, что Белоруссия сегодня остается единственной страной Европы, в которой треть промышленных предприятий и более 2/3 сельскохозяйственных являются убыточными. Республика уникальна еще и тем, что в ее национальной экономике объем бартерных операций составляет (по официальным данным) не менее 15%.

Все последние годы белорусское правительство предпринимало попытки проникнуть и закрепиться на рынке Евросоюза, используя любые методы, включая продажу групп товаров по заниженным ценам, торгуя в убыток. Экспортные потоки текстильной продукции, например, были переориентированы правительством с российского на рынки ЕС, где продолжают продаваться по бросовым ценам, что уже принесло текстильной промышленности Белоруссии громадные убытки. Порядка 50 млн. долларов убытков в год обходится республике торговля с ЕС калийными удобрениями, химическими волокнами и карбомидно-аммиачными смесями. Большинство стран Центральной и Западной Европы отгородилось от Белоруссии высокими импортными пошлинами, опасаясь как раз экспансии белорусских товаров, продаваемых по демпинговым ценам. Такая политика привела к тому, что продукция машиностроения и приборостроения Белоруссии, предназначенная на экспорт в эти европейские государства ЕС, осталась на складах предприятий, каналы поставок в ЕС белорусских автомобилей, тракторов, холодильников и телевизоров практически закрыты.

Расширение Евросоюза в мае этого года до 25 государств-членов, вступление в него соседних стран и стран - традиционных торговых партнеров Белоруссии, на которых распространится законодательство ЕС, включая ограничения по импорту-экспорту, приведет к неизбежным новым потерям для белорусского экспорта. Уже сегодня можно прогнозировать, что  кризис прямо коснется белорусских предприятий по производству цемента и текстильных изделий, которые, скорее всего, встанут, ущерб понесут и машиностроительные заводы и приборостроение. Однако ни вступление Белоруссии в ВТО, ни интеграция в Евросоюз при нынешнем политическом режиме просто невозможны по определению. Республиканское руководство никогда не пойдет на полное открытие границ, на принятие обязательств, необходимых для вступления в эти международные структуры, не «сдаст» национальное сельское хозяйство. Субъекты хозяйствования Белоруссии в их современном состоянии абсолютно не готовы к конкурентной борьбе с мировыми производителями товаров, которая неизбежна при открытии границ и возложения на членов ВТО обязанности снизить импортные пошлины. Если предположить, что на это руководители республики все же решатся, то вслед за крахом текстильной и цементной отраслей, вступят в состояние коллапса  автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и весь агропромышленный комплекс. И, наконец, самое главное – президент Александр Лукашенко не готов, как представляется, отказаться от значительной части своих властных полномочий, допустить в республику внешних управляющих и собственников, что объективно несет за собой вступление в ВТО, а тем более в Евросоюз.

Очевидно, что правительство Белоруссии все еще надеется отстоять в переговорах по условиям вступления в ряды Всемирной торговой организации свою собственную позицию, позволяющую республике взять на себя только те обязательства, которые устраивают ее правящий класс. Но очевидно и другое, –  при таких изначальных параметрах переговоров с ВТО, заданных государственно-политическим руководством РБ, Белоруссия принята в эту организацию не будет. Что касается вопроса вступления Белоруссии в Евросоюз, то это пока лишь пустая декларация внешнеполитического ведомства республики, подкрепить которую просто нечем. Вызывает сожаление, что президент Белоруссии разрешил министерству иностранных дел прибегнуть к такому незамысловатому маневру по демонстрации очередной смены ориентиров. Ведь именно Александр Лукашенко должен понимать, что помимо чисто финансовых и экономических препятствий на пути к потенциальному принятию республики в ЕС существует еще одно, но непреодолимое, – обязательная смена политического режима Белоруссии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ