Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Федор Прокопович (Минск)
В последние недели в Белоруссии произошла целая череда событий в полной мере высветивших те особенности нынешней белорусской власти, которые обычно находятся вне поля зрения широкой общественности. В первую очередь, это непрекращающийся уже несколько месяцев «газовый скандал», отчетливо проявивший принципиальную разницу взглядов белорусских властей и российских деловых кругов на пути формирования общесоюзного экономического пространства. И здесь, как ни крути, очевидно, что Александр Лукашенко с помощью (как он выражается) различных «хитриков» пытается увековечить тот «ассиметричный» обмен между Белоруссией и Российской Федерацией, который сложился во времена Бориса Ельцина, когда белорусские предприятия чувствуют себя на российском рынке «своими среди своих» (что вполне нормально), а вот российские производители до сих пор рассматриваются белорусским руководством, если не как совсем чужие, то, по крайней мере, как нежелательные.
Причем нежелательным является именно российский капитал, к какому-либо иному отношение белорусских власть имущих сугубо положительное. В этом смысле уже почти классической стала история взаимоотношений российской пивоваренной компании «Балтика» и белорусских властей по поводу крупного инвестиционного проекта (50 млн. дол.) с минским пивзаводом «Криница», который был направлен не только на коренную модернизацию производства, но и на серьезное продвижение белорусского пива на российский рынок. Проект отвечал интересам и «Криницы», и «Балтики», но по причинам, далеким от экономики, был скандальным образом погребен, когда поставленное российской компанией в 2001 году на минский пивзавод оборудование на сумму в 10,5 миллионов долларов было банальным образом присвоено и ни о каком возврате денег речи вообще не было. «Балтике» пришлось через российский суд (белорусские суды отказали в иске) под угрозой конфискации белорусской собственности в Краснодарском крае возвращать затраченные средства. Долг «Криницей» был погашен благодаря займу со стороны правительства Белоруссии (10,084 млн. дол.), который был выдан в соответствии с распоряжением А.Г. Лукашенко от 8 декабря 2003 года под 7 процентов годовых за счет республиканского бюджета. Таким образом за жульничество властей в конце концов пришлось расплачиваться простым белорусским гражданам. Итогом всей этой авантюрной истории стал, в том числе, серьезнейший удар по инвестиционному облику Белоруссии, и поэтому не приходиться удивляться практическому отсутствию желающих вкладывать деньги в белорусскую экономику.
В соответствии с решением правительства финансирование реконструкции пивоваренного завода «Криница» было передано минскому «Приорбанку», который получил в доверительное управление государственный пакет акций в размере 80,57 процентов уставного фонда. При этом суммы вкладываемые «Приорбанком» в «Криницу» держатся в секрете. В настоящее время «Приорбанк», ОАО «Криница», Брестский и Полоцкий пивоваренные заводы и ОАО «Белсолод» образовали финансово-промышленную группу, призванную вытеснить с белорусского рынка пиво российского производства.
Свои действия белорусское руководство оправдывало «защитой национального производителя от хищнических притязаний транснациональных корпораций». Но на поверку эти утверждения оказались всего лишь пустопорожними разговорами, так как почти 72 процента акций «Приорбанка» принадлежит западноевропейцам: компании Raiffeisen International Beteiligungs AG (дочерняя компания австрийского Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG/RZB – Group) – 58,2 процента и Европейскому банку Реконструкции и Развития – 13,50 процентов. На деле значительная часть пивной промышленности Белоруссии передана в распоряжение западноевропейских банков. С полным основанием можно утверждать, что нынешнее белорусское правительство по многим вопросам лоббирует интересы австрийского капитала, в частности, группы «Райффайзен». Например, Сергей Сидорский помимо правительства Белоруссии возглавляет еще и наблюдательный совет уже иностранного «Приорбанка» (таким образом Лукашенко исполнил свою угрозу «позвать австрияков»).
Что касается газового проекта «Газпром-Белтрансгаз», то, по всей видимости, белорусское руководство изначально намеревалось провернуть в отношении «Газпрома» схему подобную той, которая была прокручена в отношении «Балтики». Только вместо присвоенного оборудования стал выступать газ, получаемый по внутрироссийским ценам. Подписанный в апреле 2002 года договор о создании белорусско-российского газотранспортного предприятия «Газпромом» начал исполняться, как и предусматривалось, с 1-го июля этого же года (поставки газа по ценам смоленского пояса), белорусской же стороной свои обязательства намеренно не исполнялись.
Точнее – правительством и соответствующими ведомствами были подготовлены необходимые документы, но их исполнение было заблокировано лично А.Г. Лукашенко. Более года белорусская верхушка «водила за нос» российскую сторону, обещая «вот-вот» исполнить свои обязательства по договору с «Газпромом», не забывая, однако, при этом исправно получать газ по стоимости 5-го ценового пояса Российской Федерации. В это же время и сам Лукашенко, и представители его ближайшего окружения совершали челночные поездки на Ближний Восток (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Ирак и т.д.). а также на горнолыжные курорты в Австрию в поисках кредитов на оплату российского газа и инвестиций в «Белтрансгаз». Белорусский президент «удачно кинув» (по его же собственному выражению) «Балтику» определенно рассчитывал, что нечто подобное удастся совершить и в отношении «Газпрома», продав значительную долю, а возможно и контрольный пакет акций «Белтрансгаза» или в Западную Европу, или на Арабский Восток.
Похоже что, в этом вопросе Лукашенко постигла неудача, так как ни арабский, ни австрийский капитал (каким бы крупным он ни был), никогда не пойдет из-за авантюрных действий белорусского президента на конфликт с российским газовым гигантом, а, следовательно, и с набирающим могущество с Кремлем. Одно дело перебежать дорожку пивоварам из «Балтики» и совсем другое столкнуться с «Газпромом». Однако А.Г. Лукашенко понять этого не хочет или не может или еще на что-либо надеется, но в любом случае, вояжи по «заграницам» продолжаются.
Уже после того, как «Газпром» с 1-го января 2004 года прекратил поставки газа по внутрироссийским ценам, увязав их возобновление с выполнением белорусской стороной взятых на себя обязательств, состоялись поездки Александра Лукашенко (по официальной версии на отдых) и премьер-министра РБ Сергея Сидорского (на заседание наблюдательного совета «Приорбанка») в Австрию и главы администрации президента РБ Урала Латыпова в Кувейт, в ходе которых белорусские высокопоставленные лица высказывали крайнюю заинтересованность в крупных инвестициях в белорусскую экономику, в том числе и в газовую отрасль.
По видимости, переговоры в Австрии и на Ближнем Востоке не принесли желаемых результатов, о чем косвенно свидетельствует небывалая по остервенению антироссийская кампания (против руководства России были выдвинуты обвинения в «газовом терроризме», «экономическом бандитизме», «намерении заморозить стариков и детей и уничтожить белорусскую экономику»), которая была развернута государственными средствами массовой информации после того, как компания «Транс Нафта» 19 февраля прекратила поставки газа в Белоруссию вследствие непродления (несмотря на многочисленные напоминая) белорусским правительством необходимого контракта. Таким образом, действия именно белорусского руководства провоцируют затянувшийся газовый конфликт внутри Союзного государства, который начинает постепенно приобретать уродливый и карикатурный характер.
Еще одними знаменательными событиями стали аресты управляющей делами президента РБ Галины Журавковой и председателя Белтелерадиокомпании Егора Рыбакова. Обоим вменяют злоупотребления служебным положением, мздоимство и махинации в особо крупных размерах. Все это, наверное, справедливо, тем более что у Рыбакова при обыске был изъят миллион долларов наличными. Но все же возникает законный вопрос: а почему эти особы вообще попали в высшие эшелоны государственной власти? Какие принципы лежат в основе кадровой политики президента? Почему практически все время правления А.Г. Лукашенко сопровождается кадровыми скандалами? Ведь за эти годы с самых высоких должностей были не просто уволены, а изгнаны десятки чиновников. При этом эти люди были лишены права нормально трудоустроиться, так как Александр Лукашенко запретил белорусским, в том числе и коммерческим, предприятиям брать на работу бывших высокопоставленных лиц.
С сожалением приходится отмечать, что Александр Лукашенко, вознесенный на вершину власти антиноменклатурной и антинационалистической общенародной революцией 1994 года, получивший колоссальный мандат доверия на президентских выборах 2001 года в итоге стал соскальзывать на порочную стезю неограниченной власти. Основным пропуском в верхние эшелоны власти становятся не профессиональные качества и идейные убеждения, а пресловутая личная преданность, которая легко оборачивается злоупотреблениями и взяточничеством. Поэтому появление в числе ближайших сподвижников президента личностей, подобных Рыбакову и Журавковой не является чем-то неожиданным. Опыт же событий в Грузии и в Ираке определенно свидетельствует, что так называемые «лично преданные» не задумываясь, избавляются от своего «хозяина», если им это становится выгодным.
Итак, какие из всего сказанного следуют выводы?
Во-первых, нынешнее белорусское руководство проявило себя как весьма ненадежный экономический и политический партнер склонный к разного рода махинациям, жульничеству и откровенному позерству, что является закономерным следствием существующего принципа комплектования высших органов государственной власти. Именно по вине белорусской стороны до сих пор не избран парламент Союзного государства (А.Лукашенко лично просил В.Путина не торопиться с этим вопросом), непозволительно затягиваются вопросы о введении единой денежной единицы и создании объединенных вооруженных сил Союзного государства, преднамеренно чинятся препоны свободному распространению российских СМИ и деятельности российских компаний на территории Белоруссии, все больше разнятся образовательные программы двух государств.
Во-вторых, белорусская власть последовательно эволюционирует в сторону неограниченного авторитаризма, когда парламент и правительство фактически играют роль статистов, а принятие жизненно важных и судьбоносных решений отдается на откуп одного лица и узкого круга его приближенных, что неизбежно влечет за собой управленческие ошибки стратегического характера.
В-третьих, нынешние действия руководства Республики Беларусь представляют собой серьезную угрозу коренным интересам как Российской Федерации, так и Белоруссии, так как при дальнейшем развитии в том же направлении способны разрушить не только нарождающееся Союзное государство, но и поставить под сомнение саму белорусскую государственность и территориальную целостность республики.
В-четвертых, понимая всю природу белорусской власти и искусственность создаваемых белорусско-российских противоречий России как державе, несущей ответственность за будущее всех ветвей русского народа, необходимо неуклонно и последовательно проводить политику, направленную на ускорение воссоединения двух современных русских (восточнославянских) государств – Российской Федерации и Республики Беларусь. Это в первую очередь должно проявиться в жесткой взаимосвязи экономических, политических, информационных и гуманитарных сторон белорусско-российских отношений. В Белоруссии, безусловно, должна быть прекращена позорящая республику антироссийская пропаганда, да и саму комфортность пребывания белорусских производителей на российском рынке необходимо непосредственно увязать с тональностью, по крайней мере, государственных СМИ в Белоруссии. Какая-нибудь «Советская Белоруссия» должна ясно осознавать (как газета администрации президента РБ), что ее недружественная позиция в отношении России может обернуться значительным ухудшением «самочувствия» белорусских товаров, например, в С.-Петербурге.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |