Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Андрей Козлович (Минск)
Парадоксальная складывается ситуация. Беларусь с Россией строят Союзное государство, но, пожалуй, никого еще так не прессинговала Россия в вопросах поставки газа, как Беларусь. В Украине в свое время так называемый несанкционированный отбор газа принимал внушительные размеры (до 10 млрд. м3). Долг Украины за газ составлял около 1 млрд. долл. США, но такого прессинга со стороны России не наблюдалось.
Или возьмем другой пример. Грузия долгие годы получала российский газ по цене 20 долл. США за 1000 кубических метров. Она ни в каких союзнических отношениях с Россией не состояла и не состоит. Наоборот, Грузия зачастую проводила ярко выраженную антироссийскую политику. И, видимо, в России были и есть силы, которые больше заинтересованы в поддержке такого рода «демократий», чем явных и надежных союзников. Один из заместителей А.Миллера сказал, что продажа Грузии российского газа по такой цене была обусловлена платежеспособностью грузинской стороны. Верится в это с большим трудом.
Многие рассматривают сложившиеся отношения между Россией («Газпромом») и Беларусью как обычные отношения торговых партнеров, как отношения между Россией и Украиной, Россией и Словакией и т.п. Но при таком подходе не учитывается сложившаяся специфика – союзнические отношения между Россией и Беларусью. Кое-кто в таком подходе, видимо, и заинтересован. Но не «Газпром» должен диктовать условия союзного строительства. Наоборот. Именно исходя из Договора о строительстве Союзного государства, из стремления и желания белорусского и российского народов к реальной интеграции и должна определяться российским государством политика «Газпрома» по отношению к Беларуси. Именно в таком подходе и заключается действительный государственный подход, подход в интересах российского народа. Если этого не наблюдается, значит, «Газпромом» манипулируют явно антисоюзные силы.
Кое-кто пытался представить отношения между «Газпромом» и Беларусью как обычные отношения между хозяйствующими субъектами. Но скажите, пожалуйста, какой хозяйствующий субъект может без ведома Кремля полностью перекрыть газовый вентиль в разгар зимы для миллионов граждан?
Некоторые высокопоставленные чиновники «Газпрома» и российского руководства упрекали Беларусь льготной ценой на газ. Напомню, что в апреле 2002 года в рамках процесса интеграции России и Беларуси были подписаны два межправительственных соглашения, которые закрепили основные принципы российско-белорусского сотрудничества в газовой сфере. Суть их сводилась к следующему. «Газпром» снижает цены на природный газ, поставляемый им в Беларусь (10,2 млрд. м3) до уровня пятого ценового пояса в России (около 30 долл. США за 1 тыс. м3), а белорусская сторона в течение 2003 года создает с Россией совместное газотранспортное предприятие на базе «Белтрансгаза». Однако в этом соглашении не говорилось ни о контрольном пакете акций для «Газпрома» в совместном предприятии, ни о рыночной цене «Белтрансгаза». Газпром хочет заполучить «Белтрансгаз» по бросовой, нерыночной цене в 300-400 млн. долл. США. Но ведь есть примеры совсем другого рода. Например, 49% акций аналогичной словацкой газотранспортной компании были проданы в 2002 году за 2,7 млрд. долл. США. Так что в этом вопросе Беларусь не нарушает никаких соглашений. Мы просто отстаиваем свои национальные интересы. И если рыночная цена «Белтрансгаза» не 5 млрд. долл. США, то ясно, что она никак не может составлять и 500 млн. долл. А якобы льготную цену на газ для Беларуси на протяжении 20 месяцев надо рассматривать не в рамках отношений «Газпром» - Беларусь, а в рамках Союзного государства, где уже Россия имела свои льготы, связанные с местонахождением на территории нашей республики российских военных объектов, общей таможней, охраной западных рубежей России, транзита грузов и наконец транзита самого газа. Ведь тариф на транзит белорусского газа по территории Беларуси в 2 раза ниже, чем по Украине (1,09 долл. США). Так что не надо разговоров о том, что кто-кто является чьим-то нахлебником.
Сейчас нет смысла пересказывать все газовые перипетии последних дней. Необходимо лишь сделать некоторые выводы. Российская газета «Коммерсант» отмечает, что полная газовая блокада Беларуси будет обходиться «Газпрому» минимум в 10 млн. долл. США в сутки. Газета подчеркивает, что за столь высокую плату компания хочет добиться глобальной цели – политической и экономической капитуляции Беларуси перед условиями России. С другой стороны, руководители «Газпрома» неоднократно отмечали, что если Минск согласится на приватизацию «Белтрансгаза» на устраивающих Россию условиях, то цену за газ можно оставить и прежней. Значит, по существу вопрос упирается в собственность – в «Белтрансгаз», а точнее, в желание «Газпрома» заполучить его по дешевке. Такая установка со стороны «Газпрома» понятна, но со стороны российского государства такой подход недальновиден и слишком узок, ибо он не учитывает долгосрочных геополитических интересов России, всего комплекса существующих взаимоотношений в рамках союзного государства. Однако и позицию российского государства можно понять, если предположить, что Россия, в лучшем случае, не стремится форсировать реальную интеграцию с Беларусью. И в этих условиях «Газпром» используется лишь как средство для достижения такого рода целей. Нет сомнения в том, что такие действия со стороны России к своим союзникам могут значительно затормозить интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве.
Конечно, цена за газ в размере 50 долл. США негативно отразится на белорусской экономике. Не следует забывать, что доля стоимости энергоресурсов в себестоимости белорусской продукции составляет сейчас 10-12%. С ростом цены на газ она, естественно, увеличится. И в этом случае возможны два варианта: либо цена на белорусскую продукцию вырастает на 4-5%, что снижает ее ценовую конкурентоспособность, либо цена сохраняется прежняя, но снижается доходность белорусских предприятий. Но ведь ухудшение условий деятельности белорусских предприятий негативно отразится и на российских предприятиях. Не надо забывать, что сотни последних «завязаны» на такие белорусские гиганты как МАЗ, МТЗ, БелАЗ и т.д.
Увеличение цены на газ до 50 долл. обойдется Беларуси дополнительно в 200-250 млн. долл. США. Чтобы избежать таких потерь, наша страна будет вынуждена пересмотреть весь комплекс экономических взаимоотношений между Россией и Беларусью. Нас вынуждают поднять тарифы на транзит российского газа и нефти, ввести арендную плату для российских военных объектов, потребовать платы за другие различного рода услуги, которые Беларусь оказывает России бесплатно в рамках договора о Союзном государстве. Мы по этому пути раньше не шли, ибо смотрели на эту проблему не конъюнктурно (с точки зрения хозяйствующих субъектов), а стратегически – с точки зрения долгосрочных интересов российского и белорусского народов. Нас вынуждают свернуть с этого пути. Что ж, мы компенсируем потерю 200 млн. долл., но выиграют ли от этого русский и белорусский народы?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |