Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
http://kro-krim.narod.ru
Позорная страница истории России
19 февраля 1954 года стал чёрным днём для крымчан: с подачи Никиты Хрущёва вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». И только лишь в 1992 году Россия (уже не-коммунистическая) нашла в себе мужество на бумаге признать этот акт противозаконным ...
Аргументы в пользу такой акции приводились разнообразнейшие. Это и общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи между Крымом и Украиной. Руководство СССР посчитало, что «этот дружественный шаг послужит укреплению безграничного доверия и искренней любви русского народа к украинскому и станет свидетельством нерушимой братской дружбы между двумя близкими народами». Однако в дальнейшем история доказала всю валюнтаристичность такого решения.
Отмечалось, что акт передачи происходил в дни празднования исторической даты — 300-летия воссоединения России с Украиной. При этом в расчет мнение крымчан, как части российского народа, не принималось, как впрочем и всего остального народа России. Да и зачем оно нужно было, когда главный аргумент в пользу такого действия был «зарыт» гораздо глубже...?
Инициатором передачи Крыма выступил — и этого не следует забывать! — ЦК КПСС. Именно в соответствии с решением этого высшего органа Компартии и начался столь злосчастный процесс передачи Крыма и его жителей в иноязычную республику.
Замечу: НИКАКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ ИЛИ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ ТОГДА НЕ ПРОВОДИЛОСЬ!!!
Цель при этом преследовалась вполне определенная (чисто шкурная для конкретного высокопоставленного коммуниста): тогдашнему 1-му секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву необходимо было заручиться поддержкой со стороны руководства одной из крупнейших в то ремя отделений Компартии в СССР — КПУ. Никите это было нужно лично в борьбе со своими политическими противниками, и в конечном счёте он этого добился. Ему удалось укрепить свои позиции в партии и правительстве за счет такого «торга». Однако, несмотря на то, что передача Крыма осуществлялась с ведома руководства высших органов власти СССР, РСФСР и УССР, вопрос о законности этой акции остается открытым. Формальным основанием для Указа от 19 февраля 1954 года послужило совместное представление (см. стенограмму ) Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», но оно не утверждалось Верховными Советами этих республик, никогда не публиковалось и не обнаружено в Государственных архивах.
Конституция РСФСР не давала права Президиуму Верховного Совета РСФСР передавать часть территории республики другой стороне. Не имел на это полномочий даже и Верховный Совет РСФСР.
Такое право имел только народ России посредством референдума, и его проведение в этом случае являлось по Конституции РСФСР обязанностью Президиума Верховного Совета.
Таким образом, имели место многочисленные нарушения Закона со стороны всех сторон, осуществляющих акт «дарения».
Исходя из нарушений Конституции РСФСР, а следовательно — незаконности передачи Крыма Украине, Верховный Совет Российской Федерации в 1992 году принял ряд решений по рассмотрению вопроса о неконституционности решений о передаче Крымской области Украине. Результатом этой работы было Постановление Верховного Совета Российской Федерации о правовой оценке решений высших органов власти РСФСР по изменению статуса (принадлежности) Крыма, принятых в 1954 году. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года о передаче Крымской области признано не имеющим юридической силы с момента принятия и признано — считать необходимым урегулирование вопросов о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма на основе волеизъявления его населения.
Иногда ссылаются на то, что еще в 1990 году между Украиной и Россией был заключен договор от 19 ноября, в котором стороны отказывались от территориальных претензий. Нелишне напомнить, что в том договоре речь шла о двух республиках, находящихся на тот момент в составе единого государства СССР.
А административные границы внутри единого государства — это далеко не государственные...
Эта проблема всегда будет вставать на повестку дня. Не так-то просто перечеркнуть страницы истории, которые вновь и вновь возвращают нас в тот февраль 1954 года.
Спорность и неурегулированность вопроса о принадлежности Крыма всегда будет существовать не только во взаимоотношениях теперь уже суверенных государств, но и в памяти еще многих многих поколений их народов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |