Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
13 февраля 2004
С.Зайченко
Во все времена все без исключения войны преследовали одну и ту же цель – завоевание права распоряжаться достоянием и богатством соседнего государства, его природными и людскими ресурсами в целях собственного обогащения. Так было в эпоху колониализма, продолжалось в период развитого капитализма и имеет место при современном империализме. Если внимательно присмотреться к событиям последних лет и проанализировать причины многочисленных больших и малых военных событий в Европе и Азии, можно легко прийти к выводу: всех их объединяет одно - стремление США господствовать над территориями, богатыми природными энергоносителями.
Вероятным и одним из главных конкурентов США на пути достижения этой цели является Россия, правопреемница развалившегося Советского Союза. Поэтому холодная война Запада против СССР в настоящее время автоматически перенацелена против Российской Федерации. Вашингтон всеми способами, в том числе и военной угрозой, пытается установить свой контроль за разработками, производством, распределением и потреблением энергоносителей. На пути осуществления глобального контроля США за мировыми запасами энергоносителей стоит Россия – одна из самых богатых природными ресурсами стран мира, неподконтрольная Вашингтону. Поэтому в продвижении военных баз США на Восток четко просматривается нефтегазовый фактор.
Установление контроля над ресурсами нефти и газа на Балканах, в Центральной и Средней Азии, а также в Черноморско-Каспийском регионе – не только голубая мечта Вашингтона, но и стратегическая цель, достижение которой в современной международной обстановке стало вполне реальным явлением. Строительство военных баз в нефтеносных районах и в районах ее транспортных магистралей есть тому подтверждение.
В настоящее время США уже полностью контролируют нефть Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака. Имеют свои военные базы в странах Средней Азии, где Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обладающие огромными запасами углеводов, планируют строительство нефтегазовых магистралей через Каспий и Кавказ в Европу. Картина будет более полной, если принять во внимание настойчивое желание Вашингтона расположить свои военные базы в Азербайджане и Грузии для осуществления контроля над нефтепроводом Баку – Джейхан.
Имея контроль над Ираком, сохраняя военное присутствие в Афганистане и наращивая военной присутствие в республиках Средней Азии, США завершают тем самым стратегическую изоляцию Ирана, крупнейшего в мире поставщика нефти. Это делается для того, чтобы возобновить кампанию по возвращение Тегерана под американский контроль. В случае успеха с Тегераном США будут осуществлять полный контроль над нефтегазовыми ресурсами Центральной и Средней Азии, Каспийского региона, Среднего и Ближнего Востока.
Подобная картина просматривается и в странах Восточной Европы. Главное внимание Вашингтона привлекает относительно богатая нефтью Румыния. Ее нефтяные запасы в Плоешти хотя и несравнимы с азиатскими, имеют немаловажное значение для Европы. К тому же, согласно информации румынских СМИ, в Румынии обнаружен так называемый «второй эшелон» нефти, залегающий значительно глубже первого. Их запасы настолько велики, что Румыния, по мнению специалистов, может стать чуть ли не «вторым Кувейтом». И хотя добыча нефти из глубины, говорят специалисты, – дело дорогостоящее, можно быть уверенным, что деньги для этого у США найдутся. К тому же американские компании уже ведут разработки первых проектов в этом направлении. В этом случае американские военные базы в стране будут очень кстати: разработки необходимо поддержать, защитить и профинансировать в случае необходимости.
Кстати о Румынии. Вашингтон всерьез намерен построить в Румынии, в районе Констанцы, сразу две военные базы. Решение об этом уже принято. По мнению военных обозревателей, в самое ближайшее время на одну из них будет переброшена 1-я бронетанковая дивизия США, принимавшая участие в войне с Ираком, на второй будет базироваться авиационный полк стратегического назначения.
Контроль над Румынией (ее членство в НАТО) очень заманчиво для американцев. Во-первых, Констанца – это ключ к Дунаю, крупнейшей водной транспортной магистрали в Европе. А контроль над Дунаем означает контроль над Европой. К тому же Дунай в перспективе может стать одним из важнейших коридоров для поставок каспийской нефти в Германию и другие страны Западной Европы. Строящийся нефтеналивной терминал в Джурджулештах (РМ) преследует именно эту цель (не зря же США уделяют довольно пристальное внимание этому строительству). Поэтому контролировать Констанцу и устье Дуная означает держать под контролем энергобезопасность целого ряда европейских стран, что для Вашингтона является неоценимым подарком от Бухареста.
Во-вторых, ценность Румынии для США заключается и в ее географическом расположении в Европе. В НАТО бытует мнение, что тот, кто контролирует Румынию, владеет ключом от Балкан. И в-третьих, база, которую обустраивает Пентагон в Констанце, может стать первой военно-морской базой США на Черном море с вытекающими из этого последствиями для России. А с 1 мая, когда Румыния станет равноправным членом НАТО, Бухарест наверняка сделает для своих «американских друзей» все, что они попросят.
В Болгарии США преследуют тоже не только чисто военные интересы, но и экономические с дальним прицелом. Эта страна практически природными запасами нефти и газа не обладает. Но в портовом городе Бургас на Черном море, где должна разместиться одна из многочисленных американских баз, планируется строительство нового трансбалканского нефтепровода (от Болгарии через Сербию и Косово на Албанию с выходом в Адриатическое море) для перекачки все той же каспийской нефти в страны средиземноморского бассейна. Как сообщили российские СМИ, строить его получили право американские компании. Значит, контролировать и защищать его опять же будут американцы, которые уже хорошо обосновались в Бургасе, обеспечивая на местном военном аэродроме дозаправку военно-транспортных самолетов, курсирующих из западной Европы в Ирак. Кстати, из Бургаса планирует и Россия построить свой транзитный нефтепровод до Эгейского моря в обход Босфора и Дарданелл. Но окончательного решения по этому вопросу еще не принято.
Картина «нефтяной» войны с Россией станет более понятной, если обратить внимание на тот факт, что из числа планируемых в Польше военных баз НАТО размещение одной из них совпадает по месту, где пересекаются нефтяные и газовые потоки из России в Европу. Тут уж всякие комментарии излишни. Для России подобные действия чреваты самыми негативными последствиями.
Если принять во внимание, что вместе с этим к границам РФ подтягиваются войска страны, которая строит свои отношения с Москвой по принципу, который нельзя назвать партнерским - исходя исключительно из собственных интересов, то напрашивается логический вывод: вокруг России создается ситуация, имеющая явно угрожающий характер не только ее военной, но и экономической безопасности. Это очень напоминает события давно минувших лет, когда у западных границ СССР концентрировались гитлеровские армии, а в Кремле делали вид, что этого не замечают.
В настоящее время для России нависла угроза отторжения Калининградской области. Во-первых, ЕС требует от России предоставить Калининграду максимум самостоятельности и минимум зависимости от Москвы. Во-вторых, согласно Договору об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ), Россия, подписавшая этот документ, не может иметь в Калининграде крупной группировки войск. К тому же, имея откровенно антироссийский настрой, прибалтийские страны наверняка не позволят РФ оперативно перебросить через свои территории необходимый контингент ВС в Калининград в случае непредвиденного развития событий в бассейне Балтийского моря.
При всем этом США «забывают» о том, что между НАТО и РФ подписано Соглашение, запрещающее продвижение военной инфраструктуры альянса к российским границам. В частности, к границам Калининградской области.
Между тем и ЕС, и США, и Совет Европы настойчиво требуют от России беспрекословного выполнения своих обязательств по выводу российских воинских контингентов из Приднестровья и Грузии, а также настойчиво «рекомендуют» Москве возобновить переговоры с чеченскими боевиками о «мирном» разрешении конфликта, предоставив Чечне максимум независимости.
В настоящее время и Молдова открыто выступила в роли противника России. Официальный Кишинев, открыто занимая позицию США и преследуя при этом свои собственные цели, настойчиво добивается от Москвы немедленного вывода ОГРВ из Приднестровья. В ситуации, когда ЕС целенаправленно проводит работу по вовлечению Украины в сферу влияния НАТО, когда Молдова готова по первому требованию Вашингтона предоставить свои аэродромы в распоряжение ВВС США (воздушное пространство уже предоставлено), территория ПМР может оказаться российским плацдармом глубоко в тылу НАТОвских вооруженных сил. Для США это равносильно рогу буйвола, торчащего в брюхе тигра.
Это уже поняли и в Москве. По мнению многих западных дипломатов, у России имеются все основания и довольно сильные рычаги давления на НАТО в преддверии расширения этого блока на Восток. Кремль может увязать ратификацию и выполнение Договора о сокращении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ) с любыми шагами США по созданию новых военных баз НАТО в странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии. Примером тому может служить отказ Москвы подписать Итоговую декларацию саммита ОБСЕ в Маастрихте в декабре прошлого года, касающуюся проблемы вывоза вооружений и вывода российских войск из Приднестровья и ликвидации российских баз на территории Грузии. По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, Россия брала на себя стамбульские обязательства в условиях, отличающихся от современных. Тогда Россию заверяли в том, что «что НАТО не развернет свои вооруженные силы в восточноевропейских странах, желающих вступить в альянс». Поэтому, опять же со слов Иванова, после вступления в НАТО в апреле текущего года семи новых членов (Румынии, Болгарии, Словакии, Словении и трех прибалтийских республик) Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе потеряет свою актуальность и «не будет поддерживать стабильность и баланс интересов». Другими словами, Россия обретет в этом случае право выйти из Договора и приостановить вывод ОГРВ и сохранить свое военное присутствие на территории ПМР.
В этом случае маленькое по размерам европейское государство, каким является Приднестровье, может стать надежной опорой Москве в деле защиты российских интересов в районе причерноморского бассейна и Юго-Восточной Европы.
И хотя в Москве ситуацию предпочитают не драматизировать, но меры в сфере военной безопасности России уже предпринимают. В настоящее время создается усиленная группировка войск ПВО в Белоруссии, открыта база Военно-воздушных сил в Киргизии, запланировано строительство крупной базы Военно-морского флота на Черном море (в Новороссийске). Даже процесс синхронизации вывода ОГРВ из Приднестровья с процессом нормализации отношений между ПМР и РМ вписывается в программу обеспечения безопасности Российского государства.
В свою очередь российское военное присутствие в Приднестровье будет гарантией государственной безопасности ПМР, что соответствует стратегическим интересам приднестровского народа.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |