Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Михаил Александров.
Первый визит новоизбранного президента Грузии Михаила Саакашвили в Россию, состоявшийся 10-11 февраля сего года, проходил под многочисленные заявления грузинской стороны о намерении нормализовать отношения с Москвой. Сам визит начался с мощной пропагандистской акции – посещения МГИМО, где Саакашвили выступил с пространной речью, обрисовавшей контуры новой политики Тбилиси. Отношения между Россией и Грузией требуют коренного пересмотра, заявил он, так как в настоящий момент "находятся на совершенно неприемлемом для обеих сторон уровне". "Еще во время моей инаугурации я заявил, что намерен протянуть руку дружбы России, - заявил Саакашвили. - Сейчас я приехал с протянутой рукой в Москву". В то же время грузинский президент проявил определенный реализм, когда заявил, что не следует ожидать немедленного прорыва в двусторонних отношений в ходе визита. "Предстоит кропотливая работа по решению накопившихся в наших отношениях проблем", - сказал он. По словам Саакашвили, сторонам предстоит решить целый ряд проблем, включая визовый режим, вопросы экономического сотрудничества и проблемы грузинских автономий.
Довольно нестандартно прозвучало высказывание Саакашвили о том, что Грузия хотела бы интегрироваться в Европу вместе с Россией. Подтверждая курс Тбилиси на европейскую интеграцию, он, в частности, сказал: "Но Россия - тоже для нас Европа, и мы будем вместе с Россией интегрироваться в европейское пространство…, Мы хотели бы войти в экономические структуры Европы вместе с Россией, в структуры безопасности, если это возможно, вместе с Россией". Данное высказывание явилось, пожалуй, наиболее рельефным проявлением того стиля политической демагогии, который избрал новый президент Грузии в своих отношениях с Москвой. Ведь трудно предположить, что Саакашвили просто не осведомлен о ключевых направлениях внешней политики России, в частности о том, что Россия не планирует вступать в НАТО или Европейский Союз. Но приписывая Москве эти намерения, Саакашвили создавал видимость синхронизации позиций и совпадения интересов, выставляя грузинскую политику как, якобы, дружественную Москве.
Вообще, его речь была полна такими демагогическими приемами. Еще один пример - высказывание Саакашвили по поводу роли США в организации государственного переворота в Грузии. Отметив, что о его приходе к власти все мировые СМИ говорили с большим воодушевлением, он посетовал на то, что в России СМИ освещали его приход к власти скорее негативно. Так, сказал Саакашвили, в российских СМИ появилась информация о том, что переворот в Грузии был устроен американцами, и его, Саакашвили, готовили к этому в американском лагере под Белградом в течении 6,5 месяцев. "В России появилось и другое клише - если я учился в США, значит, я - проамериканский политик. Когда я говорю о дружбе с Россией, мне все равно не верят", - сказал Саакашвили.
Безусловно, факт учебы в США не может являться достаточным основанием для приписывания Саакашвили проамериканской ориентации, также как в прошлом обучение в СССР тех или иных лидеров развивающихся стран вовсе не гарантировало, что они станут союзниками Москвы. Напротив, очень часто случалось как раз наоборот. Однако при оценке госпереворота в Грузии никто и не делал основного акцента на том, что Саакашвили учился в США. Рассматривались конкретные факты, известные каждому специалисту, наблюдавшему за развитием политического кризиса в Грузии после парламентских выборов в ноябре 2003 года. Речь в частности идет об активности посла США Майлза по поддержке антишеварднадзовской оппозиции, лидером которой был Саакашвили, о финансировании так называемых митингов в Тбилиси через фонд Сороса, наконец, о быстром политическом признании Западом легитимности новых властей, несмотря на очевидную антиконституционность их прихода к власти. Между тем, в своем выступлении в МГИМО Саакашвили сознательно ушел от обсуждения этих вопросов, вместо этого высмеяв самим же им придуманную байку о том, что его, якобы, в течение 6,5 месяцев готовили под Белградом.
Грузинский лидер не отошел от демагогии и при рассмотрении вопросов безопасности в Закавказье, имеющих для России первостепенное практическое значение. Он, в частности, заявил, что ни одно из государств не сможет соревноваться с Россией по ее влиянию в Грузии, если подход Москвы будет прагматичным. Саакашвили подчеркнул, что грузинский народ ждет от нового президента безопасной ситуации внутри страны и на внешних границах. "А кто может лучше всего обеспечить безопасность Грузии? Конечно, Россия", - сказал он. Одновременно с этим Саакашвили заявил, что вывод российских военных баз с территории Грузии необходим, хотя и оговорился, что немедленного вывода баз не требует. Где же здесь логика? Если Россия – главный гарант безопасности Грузии, то какой смысл выводить базы? Напротив, их пребывание в Грузии стоило бы только приветствовать.
Касаясь американского военного присутствия в Грузии, Саакашвили призвал не драматизировать ситуацию. "Не стоит волноваться из-за тридцати американских инструкторов. Пусть и Россия присылает инструкторов, и обучает наших военных". При этом грузинский президент не разъяснил, а кто, собственно, волнуется по поводу 30 американских инструкторов? Ведь озабоченности России лежат несколько в иной области. Россию беспокоит перспектива вступления Грузии в НАТО и размещение на ее территории американских военных баз. Но при разъяснении этого вопроса Саакашвили ограничился общими фразами о том, что “Грузия - не поле битвы между Россией и Соединенными Штатами“ и что Грузия против размещения на своей территории американских военных баз. Однако, ни о каких гарантиях против такого развития событий президент Грузии не упомянул. Между тем, если слова Саакашвили искрени, то что мешает закрепить данные обязательства юридически? Он мог бы выдвинуть такую инициативу прямо во время выступления в МГИМО и это сразу бы привело к изменению мнения о нем со стороны российской общественности в лучшую сторону. Ведь Саакашвили не может не знать, что Россия, имея опыт расширения НАТО на Восток, вопреки прежним обещаниям Запада, вряд ли, поверит ему на слово.
Единственная конкретная инициатива, выдвинутая Саакашвили в выступлении, касалась совместной охраны российско-грузинской границы: "Давайте организуем совместное патрулирование, пусть ваши офицеры находятся у нас", - предложил он. Если бы это предложение было реализовано на практике в той форме, как его видит российская сторона, то это действительно был бы практический шаг по улучшению двусторонних отношений. За это Москва могла бы пойти на встречные уступки Грузии, например, в визовых вопросах. К сожалению, Саакашвили не стал развивать свою мысль и конкретизировать данное предложение.
Возможно в ближайшее время этот вопрос прояснится, так как по нему были достигнуты договоренности на переговорах между Саакашвили и Путиным, состоявшимися 11 февраля. Как сообщил замглавы кремлевской администрации Сергей Приходько, на встрече подробно обсуждались проблемы совместной борьбы с терроризмом, а также положение на российско-грузинской границе. Пограничникам и силовым структурам было поручено представить на утверждение планы, которые касаются взаимодействия на границе, а также совместных действий органов безопасности и внутренних дел двух стран. В частности, было принято решение, что руководители пограничных ведомств России и Грузии обсудят в Москве вопросы по охране государственной границы.
Президенты России и Грузии приняли решение активнее двигаться к заключению договора о делимитации российско-грузинской границы. Обсуждался также и вопрос о возобновлении работы по “большому политическому договору между Россией и Грузией“. Была затронута тема военного сотрудничества двух стран. "Надеемся, что после завершения формирования правительства Грузии военные ведомства приступят к контактам и обсудят возможные параметры военного сотрудничества, в том числе, вопросы обучения грузинских военных в российских учебных заведениях", - сказал Приходько. Он также не исключил, что президенты России и Грузии дадут конкретное поручение по вопросу о российских базах на грузинской территории. "Это одна из тем, которая обсуждалась Владимиром Путиным и Михаилом Саакашвили". "Очевидно, они дадут конкретное поручение по этому вопросу", - сказал он.
Подводя итоги переговорам, Приходько демонстрировал явный оптимизм. Результаты переговоров президентов России и Грузии позволяют рассчитывать на изменение как характера, так и содержания российско-грузинских отношений, - сообщил он. "Вам известны оценки, которые российское руководство давало тому, что происходило в Грузии, но это - дело истории. А сегодня нам очень важно, что в лице Михаила Саакашвили мы имеем ответственного политика, который взял на себя ответственность за то, что происходит в Грузии и партнера, с которым мы можем говорить откровенно и предметно", - сказал Приходько. Как сообщил Приходько, "по оценке президента России, его беседа с Михаилом Саакашвили носила очень глубокий, содержательный, откровенный характер". "Президенты в течение двух с половиной часов вели беседу вдвоем, а затем продолжили обсуждение в течение часового рабочего завтрака в присутствии министров двух стран и помощников", - сообщил он. По словам кремлевского представителя, стороны обсудили "весь круг двусторонних проблем, как актуальных в настоящий момент, так и на перспективу". По оценке Приходько, достигнутые на встрече принципиальные договоренности "позволят добиться изменения характера и содержания российско-грузинских отношений".
Сам Саакашвили, комментируя итоги переговоров, сообщил, что президенты двух стран договорились координировать свои усилия в борьбе с терроризмом, активизировать процесс урегулирования в Абхазии. По мнению Саакашвили, рамочный договор между Россией и Грузией мог бы быть подписан в сентябре этого года, так как препятствующих этому вопросов не осталось. По его словам, достигнута договоренность, что осенью глава российского государства посетит Грузию "для подписания рамочного двустороннего договора".
Помимо встречи с Путиным, Саакашвили встретился с рядом других российских руководителей. На встрече с министром обороны России Сергеем Ивановым стороны договорились в самое ближайшее время обсудить вопрос об обучении грузинских военнослужащих в российских учебных заведениях. "Моя беседа с президентом Грузии была откровенной, доверительной. Мы обсудили вопросы российско-грузинского взаимодействия, в первую очередь вопросы обороны и безопасности", - сказал министр обороны России. "Мы пришли к обоюдному выводу, что не весь потенциал, который имеется у сторон используется", - подчеркнул Сергей Иванов. Он отметил, что собеседники пришли к выводу об общности угроз для России и Грузии. Отвечая на вопрос о российских базах в Грузии, Сергей Иванов сообщил, что "вопрос о сроках вывода баз вообще не поднимался". Он напомнил, что переговоры по данному вопросу ведет МИД России. "Минобороны не будет главным на переговорах по вопросу о выводе баз", - сказал министр обороны России. В свою очередь, президент Грузии сообщил журналистам, что "впервые за последние годы начнется сотрудничество министров обороны наших стран". По его словам, раньше министр обороны Грузии не очень хорошо относился к главе российского военного ведомства, были факторы человеческого плана. "Теперь первое задание любого должностного лица - укрепление отношений с Россией", - подчеркнул Саакашвили.
Вопрос о базах, видимо, стал центральной темой обсуждения на переговорах Саакашвили с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Причем, как и ранее, грузинский президент не отказался от своего демагогического подхода. По окончании переговоров он заявил, что Грузия в своей внешней политике ориентируется на Россию, но в тоже время подчеркнул, что вопрос о базах "не подлежит торгу" и уже, якобы, решен в рамках Стамбульских договоренностей. "Есть соответствующие соглашения по этому вопросу и эти соглашения, естественно, должны быть реализованы. Но я считаю, что этот вопрос будет решаться менее болезненно для обеих сторон чем ранее", - отметил Саакашвили. Вопрос о военных базах России не должен стать основным в российско-грузинских отношениях, подчеркнул он: "Нельзя ставить вопрос о базах основным в наших отношениях, нельзя омрачать наши отношения. Его надо развивать независимо от этого вопроса". Одним словом, Саакашвили продемонстрировал явное нежелание понимать, тот простой факт, что вопрос о базах является лакмусовой бумажкой для оценки Россией истинных намерений Тбилиси. Ведь, настойчивость в вопросе о выводе баз можно объяснить лишь в ключе военно-политической переориентации Грузии на НАТО, что совершенно не устраивает Москву.
Помимо военно-политических вопросов важной составляющей визита Михаила Саакашвили в Москву были экономические проблемы. Президент Грузии обрисовал свое видение ситуации в этой области еще на выступлении в МГИМО. "Создание сильного государства - это выход на внешние рынки. А где наш ближайший внешний рынок - угадайте с трех раз: Америка, Австралия или Россия?", - предложил Саакашвили аудитории. По словам грузинского президента, в составе делегации в Москву с ним прибыли "король грузинского пива" и "грузинский король чая". "Все они хотят найти выход на российский рынок. Кроме того, есть грузинские бренды, которые знают в России и не знают в Америке - "Хванчкара", "Киндзмараули" и другие", - указал Саакашвили. "Нам надо снова вернуть эти бренды в Россию", - подчеркнул он.
Затем состоялась встреча Саакашвили с представителями российского бизнеса, где президент Грузии обещал лично обеспечить безопасность российских инвестиций на территории своей страны. Сопредседатель общественной организации российского бизнеса "Деловая Россия" Сергей Генералов сообщил, что в ходе встречи "не были рассмотрены какие-то конкретные проекты, поскольку встреча носила предварительный характер". В ходе встречи были обсуждены основные направления сотрудничества и участие российского бизнеса в грузинской экономике, "включая сферу энергетики, газовую и нефтяную промышленности". "Михаил Саакашвили гарантировал приоритет российским инвестициям в Грузии, и в связи с тем, что пока в законе не отражена защиты инвестиций, лично обеспечить безопасность российских инвестиций в Грузии", - сказал Генералов. По его словам, Саакашвили уже назначил человека, который будет отвечать за безопасность российских инвестиций - им будет секретарь Совета Безопасности Грузии. На встрече поднимался вопрос о гарантиях уже сделанных российских инвестиций в Абхазию. "Был получен ответ, что инвестиции в Абхазию приветствуются, несмотря на степень политического урегулирования", - сказал Генералов. Он сообщил, что президент Грузии высказал пожелание инвестировать в Абхазию в соответствии с законами Грузии и оформлять соответствующие сделки в органах государственной власти.
Экономические проблемы обсуждались и на встрече Саакашвили с Путиным. Президент Грузии сообщил, что обсуждались вопросы реструктуризации долга Грузии и поддержки Грузией вступления России в ВТО. Как сообщил журналистам Сергей Приходько, стороны также обсудили взаимодействие в энергетике. Приходько напомнил о планах "Газпрома" и РАО "ЕЭС России" по развитию сотрудничества в Грузии в этой области. "По этой части можно ожидать дополнительных поручений правительствам двух государств", - сказал кремлевский представитель. Приходько также сообщил, что президенты дали поручение в ближайшее время возобновить работу двусторонней межправительственной комиссии. По его словам, президенты считают "ненормальной ситуацию, когда комиссия не собирается несколько лет". "Президенты дали поручение, чтобы в ближайшее время ее работа была возобновлена, и в течение короткого времени будут назначены ее сопредседатели", - сказал Приходько. Эта тема была затронута на встрече Саакашвили с премьер-министром России Касьяновым. Последний предложил создать координационный орган для развития отношений России и Грузии. По мнению премьера, этот орган мог бы вести регулярный мониторинг состояния двусторонних отношений и способствовать движению по всем направлениям сотрудничества. "Мы готовы возобновить диалог по всем направлениям - в области политики, безопасности, экономики, социальной сферы, культуры", - сказал Касьянов.
Визит Саакашвили завершился подписанием нескольких двусторонних документов. Они включали протокол о консультациях и сотрудничестве между министерствами иностранных дел, подписанный Игорем Ивановым и министром иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе. Стороны также подписали соглашение между правительством России и правительством Грузии о сотрудничестве в области информации. Также первый заместитель директора Федеральной службы безопасности России, руководитель Пограничной службы Владимир Проничев и председатель Государственного департамента охраны государственной границы Грузии Валерий Чхеидзе подписали протокол между ФСБ РФ и Госдепартаментом охраны госграницы об обмене информацией. Кроме того, подписано соглашение между Министерством образования России и Министерством образования Грузии о сотрудничестве в области образования. Подписи под документом поставили министр образования России Владимир Филиппов и глава МИД Грузии Тедо Джапаридзе. Также подписано соглашение между правительством России и правительством Грузии о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности. Подписи под документом поставили генеральный директор Российского агентства по патентам и товарным знакам Александр Корчагин и глава МИД Грузии Джапаридзе. Как видно, все эти документы являются довольно малозначительными и не решают ни одной ключевой проблемы в российско-грузинских отношениях. Даже протокол об обмене информацией по пограничным вопросам – документ чисто декларативный, фиксирующий то, что пограничные службы двух стран должны и так делать в соответствии с нормами международного права и решениями Совета Безопасности ООН.
На переговорах было также достигнуто соглашение о формировании российско-грузинских комиссии по ключевым вопросам двусторонних отношений, включая комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, по реализации сочинских договоренностей по Абхазии, по проведению переговоров по выводу баз, а также по выработке большого договора. Таким образом, эти ключевые вопросы продолжают оставаться лишь в фазе предварительного обсуждения, даже не предметных переговоров. Тем не менее, хотелось бы иметь больше публичной информации о том, в каком ключе обсуждались эти вопросы на переговорах с Саакашвили, в том числе, какие идеи высказал грузинский лидер относительно сроков вывода российских баз из Грузии, какие положения будут содержаться в новом “большом договоре“ с Грузией и будет ли этот договор учитывать российские интересы в области безопасности, прежде всего, не размещение в Грузии военных баз третьих стран.
Весьма симптоматично в этой связи, что сразу после возвращения в Тбилиси Саакашвили сделал заявление о том, что приоритетом грузинской внешней политики продолжает оставаться интеграция в НАТО. “Вступление в НАТО является нашим основным внешнеполитическим приоритетом. Сроки нашего вступления в эту организацию прежде всего зависят от нашей расторопности и от того, насколько быстро мы добьемся внутригосударственной стабильности", - сказал Саакашвили на пресс-конференции 13 февраля. Он отметил, что намерение Грузии подготовить свои военные кадры в России никак не помешают стремлениям страны вступит в Североатлантический альянс, поскольку Россия является членом программы НАТО "Партнерство во имя мира". То есть получался явный нонсенс: Россия будет помогать Грузии готовить военные кадры, чтобы укорить вступление этой страны в НАТО, что, в свою очередь, противоречит российским интересам.
Таким образом, как и ожидалось, визит Саакашвили не принес никаких прорывов в двусторонних отношениях. Несмотря на обилие дружественной риторики, грузинский президент не сделал никаких публичных шагов, которые свидетельствовали бы о принципиальном изменении курса грузинской стороны в отношении России. Видимо, весь визит задумывался и осуществлялся грузинской стороной как мощная пиаровская акция, направленная на то, чтобы путем общих обещаний и символических жестов расположить к себе российское руководство. Расчет делался на то, что, таким образом, новым властям в Тбилиси удастся, как минимум, приостановить активное противодействие Москвы их закреплению у власти и консолидации своих политических позиций. Ведь ситуация в Грузии продолжает оставаться неустойчивой. И поддержка Москвой тех сил, которые находятся в оппозиции Саакашвили могла бы уже в ближайшее время привести к дестабилизации нового режима.
Визит показал, что грузинской стороне удалось в целом реализовать эту программу минимум. Из слов заместителя главы президентской администрации Сергея Приходько следовало, что негативная оценка российским руководством факта государственного переворота в Грузии уже является делом прошлого. Теперь, якобы, открылись возможности для предметного и конструктивного сотрудничества. Таким образом, полное формальное признание нового режима со стороны России состоялось. Видимо, можно ожидать, что теперь Москва не будет оказывать активной помощи грузинской оппозиции и содействовать дестабилизации нового режима. В обмен на это Москва получила обещание Грузии сотрудничать в пограничных вопросах: в частности вести совместное патрулирование границы. Как будет на практике осуществляться это сотрудничество и придут ли стороны вообще к какому-либо соглашению по этому вопросу, покажет время. Реализация или не реализация этой договоренности будет важным индикатором того, насколько можно доверять обещаниям нового лидера Грузии.
Что касается инициативы об обучении грузинских офицеров в российских военных учебных заведениях, то она дает выгоды преимущественно грузинской стороне. Именно Грузия заинтересована в строительстве дееспособной армии, в том числе и с целью возвращения отделившихся автономий. Поэтому для Тбилиси помощь в данном вопросе, с чей бы стороны она не исходила, является желательной. Для Москвы от такого сотрудничества польза будет минимальной. Как уже отмечалось, обучение в России тех или иных лиц никогда не может служить гарантией их последующей пророссийской ориентации. Единственное, чему могло бы способствовать такое сотрудничество – это созданию более благожелательной атмосферы в двухсторонних отношениях. Однако без решения ключевых проблем этих отношений, символические дружественные жесты все равно не дадут позитивного результата.
В экономической области Саакашвили дал обещание поддержать вступление России в ВТО. Думается однако, что этот шаг был сделан не столько по его собственной инициативе, сколько по указанию США, которые уже поддержали вступление России в ВТО и с определенным раздражением наблюдали за тем, как этот процесс блокируется Грузией и некоторыми другими малозначительными странами. Недавно, кстати, произошло определенное продвижение и на переговорах о вступлении России в ВТО с Европейским Союзом. То есть дальнейшее блокирование российского участия малыми государствами все более противоречит интересам Запада в целом. И Грузия, безусловно, чувствует, куда склоняется маятник политических предпочтений ее спонсоров. Остается, правда, не ясным в какой степени вступление в ВТО пошло бы на пользу самой России в нынешней не простой ситуации в мировой экономике.
В ходе визита у Саакашвили, возможно, была и программа максимум. Такая программа могла включать получение определенной экономической поддержки для преодоления экономического кризиса и получение гарантий невмешательства в случае попытки Тбилиси свергнуть режим Абашидзе в Аджарии силовым путем. Известно что на встрече с Путиным Саакашвили обсуждал вопросы реструктурирования грузинского долга России и сотрудничество в области энергетики. Остается, правда, не ясным, какие по этим вопросам были достигнуты договоренности. Например, не ясно обещала ли Москва оказать новому режиму в Грузии какую-либо экономическую помощь и будет ли Россия продолжать субсидирование грузинской экономики, продавая энергоносители по льготным ценам. Осталась не озвученной после и позиция России в вопросе о конфликте Грузии с Аджарией и другими автономиями.
Особо настораживает тот факт, что сразу по возвращении в Тбилиси Саакашвили в ультимативной форме потребовал от Абашидзе приехать в столицу Грузии. "Аслану Абашидзе пора начать ездить в столицу так часто, как этого потребуют интересы страны", - заявил он на пресс конференции 12 февраля. "Если Абашидзе не приедет в Тбилиси, то я, в отличие от предыдущего президента, приеду в Батуми не "клясться в любви", а с совсем другой государственной миссией", - отметил Саакашвили. Известно, что Абашидзе не приезжал в Тбилиси с ноября 1991 гoда, опасаясь ареста. И под этим были веские основания. В нынешней ситуации арест Абашидзе был бы самым легким выходом для Тбилиси, поскольку это деморализовало бы аджарскую элиту и облегчило бы Саакашвили взятие республики под свой контроль. В этом случае Саакашвили, возможно, даже не пришлось бы использовать военную силу. Не случайно и на этот раз Абашидзе воздержался от посещения Тбилиси. Отвечая Саакашвили, он заявил, что его визит в Тбилиси станет возможным только после объективного расследования терактов, которые планировались и совершались против него на протяжении последних лет.
Пока же в Аджарии продолжает продавливаться сценарий “бархатной революции“ по примеру того, что произошло в Тбилиси после парламентских выборов. В Батуми обострилось противостояние противников Абашидзе, представленных движением "Наша Аджария", и его сторонников. 20 февраля накала во время визита в Батуми Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера это противостояние вылилось в уличные беспорядки. Планировалось, что на встрече со Швиммером оппозиция обсудит вопрос подготовки и проведения выборов в парламент Грузии на территории Аджарии, а также вопросы нарушения прав человека на территории автономии. Многотысячный митинг с требованием отставки Абашидзе, организованный движением "Наша Аджария", начался в центре Батуми с утра. Тем временем сторонники Абашидзе собрались у здания батумского театра оперы и балета возле резиденции главы автономии. После начала встречи Швиммера с представителями оппозиции у здания представительства "Нашей Аджарии" собрались несколько тысяч активистов оппозиции, а также около тысячи сторонников Абашидзе. Последние попытались вытеснить представителей "Нашей Аджария" с прилегающей территории. Это привело к стычкам и потасовкам.
Но появились еще более тревожные симптомы. По некоторым данным Саакашвили начал подготовку военного вторжения в Аджарию. В частности, представитель аджарского руководства в Тбилиси и член парламента Грузии Гамлет Чипашвилли заявил 25 февраля, что “центр готовит спецоперацию в Аджарии и планирует ввести на территорию автономии тяжелую технику“. А замглавы МГБ Грузии Амиран Месхели 26 февраля заявил, что не исключает проведения спецоперации в Аджарии “в отношении отдельных групп… со стороны МВД Грузии по их задержанию“. Примечательно, что происходит это на фоне визита Саакашвили в Вашингтон, то есть он как бы демонстрирует, что получил санкцию американских властей на силовую акцию в Аджарии. Со своей стороны, Абашидзе пока не теряет самообладания. В ответ на угрозы из Тбилиси он заявил: “Проведение такой операции… вызовет повторение событий в Абхазии и Южной Осетии - будут те же жертвы, раздробленность, выжженная земля, затяжные конфликты и встречи за рубежом по урегулированию конфликта".
Таким образом политическая напряженность в Аджарии, вызванная политикой Саакашвили при поощрении Запада продолжается. Пока не ясно, блефует Саакашвили в расчете на то, что у Абашидзе сдадут нервы и он по примеру Шеварднадзе подаст в отставку, либо грузинский президент всерьез намерен пойти на военную авантюру. В этой обстановке вызывает озабоченность довольно пассивная позиция российских властей, которая, похоже, даже углубилась после визита Саакашвили в Москву. Нет никаких заявлений, никакой демонстрации поддержки Абашидзе в его неравном противостоянии с Саакашвили и Западом. Такая позиция вызывает недоуменнее, поскольку создает двусмысленность относительно намерений России применительно к Аджарии, Абхазии и Южной Осетии. Ведь если сейчас Москва “сдаст“ Аджарию, то ни абхазы, ни осетины уже не будут иметь уверенности, что с ними не поступят таким же образом, также как, впрочем, и те из наших немногих союзников, которые еще остались на постсоветском пространстве. Естественно пострадают и наши стратегические интересы в Грузии, поскольку устранение Абашидзе сделает российскую военную базу в Батуми уязвимой для провокаций с целью добиться ее скорейшего вывода. Конечно, понятно, что в России - президентская избирательная компания и внимание к внешнеполитическим проблемам ослабло. Очевидно, и с грузинской стороны этот фактор принимается во внимание. Видимо, под шумок российских выборов Саакашвили рассчитывает осуществить еще один переворот, на этот раз в Аджарии. Очень не хотелось бы, чтобы такое развитие событий вновь оказалось бы неожиданностью для российского руководства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |