Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Zamon.info (Узбекистан),
23 февраля 2004
Надежда Степанова
Не так уж много времени осталось у политических партий Узбекистана, желающих принять участие в выборах в профессиональный парламент страны, но не получивших статуса официально действующих, для регистрации в министерстве юстиции. В противном случае они не смогут выдвинуть своих кандидатов в депутаты Олий Мажлиса. Свою точку зрения на ход предвыборной борьбы, которая развернется в ближайшие месяцы в стране, высказывает в интервью корреспонденту "Zamon.info" политолог Камолиддин РАББИМОВ.
- Как Вы считаете, смогут ли так называемые оппозиционные партии Узбекистана добиться регистрации в Минюсте республики и принять участие в выборах наравне с пятью ныне действующими?
- Думаю, они просто не успеют сделать этого. Предвыборная кампания начнется примерно 26 сентября - согласно законодательству за три месяца до окончания срока действующего парламента. Для участия в выборах политические партии должны быть зарегистрированы не менее, чем за 6 месяцев до начала предвыборной кампании. Политическим партиям для участия в выборах необходимо пройти регистрацию за 9 месяцев до дня проведения самих выборов, а потому крайним сроком для них является 26 марта 2004 года. Плюс-минус два-три дня.
Но я думаю, что регистрация этих партий является краеугольным камнем наших взаимоотношений с Западом, а потому в будущем они все-таки будут зарегистрированы.
- Допустим, в выборах примут участие только пять политических партий. Сложатся ли в этом случае настоящее парламентское большинство и оппозиционное ему меньшинство? Ваш расклад – кто войдет в большинство и меньшинство?
- Все оппозиционные партии утверждают, что они будут участвовать в парламентских выборах, но намерены действовать не от лица политических партий, а через инициативные группы граждан. Тем самым они постараются иметь своих представителей в парламенте страны для выполнения определенной политической задачи. Но для того, чтобы принимать законы в соответствии со своими интересами, им не хватит депутатских мест.
Что же касается парламентского большинства и меньшинства, не могу сказать, как это сложится в будущем парламенте. Но, если даже допустить, что оппозиционные партии примут участие в выборах через инициативные группы граждан, количество таких депутатов не превысит 15% от их общего числа. А потому политические партии, фактически существующие в стране, но официально незарегистрированные вряд ли смогут принять участие в формировании парламентского большинства и меньшинства.
- Вы считаете, что какого-либо противостояния в будущем парламенте между представителями нынешних пяти партий не произойдет?
- К сожалению, пока они не продемонстрировали между собой какой-либо соревновательности или антагонизма. Трудно предсказать, как будет развиваться ситуация ближе к выборам. Сейчас ясно одно, что правила устанавливают не эти партии.
- Ваша оценка деятельности политических партий в их работе со средствами массовой информации? Насколько полно они используют СМИ для того, чтобы представить себя, свои политические платформы будущим избирателям, попытаться заручиться их поддержкой на выборах?
- Я бы оценил интеллектуальный потенциал пяти нынешних партий, как достаточно высокий. Мне часто приходится встречаться с их руководителями, беседовать на самые различные темы. Что касается политического участия и оценки социально-экономической ситуации в республике, тут они намного сдержаннее. Они не стремятся привлечь к себе внимания широкой общественности, то они действительно не стремятся к этому. Они намерены играть определенную роль в обществе, которая не связана с политической борьбой за власть. Отсюда – отсутствие в СМИ информации о конкретных делах, желания доказать потенциальным избирателям, что их партия будет лучше защищать интересы народа в парламенте.
- Примут ли участие в выборах в Олий Мажлис представители исполнительной власти, например, хокимы, ведь в случае их избрания в парламент они должны будут сложить свои полномочия?
- Допускаю, что для чиновников среднего звена кресло парламентария может оказаться более заманчивым, чем представителя органов государственной власти. А вот хокимы не станут участвовать в парламентских выборах. Депутатами постараются стать заместители хокимов, заведующие отделами и т. д. Вряд ли министры и заместители министров захотят войти в профессиональный парламент. В основном свои кандидатуры будут выдвигать представители интеллигенции из политических партий.
- Даже не предпримут попытку пройти в Сенат?
- В Сенат, возможно, постараются войти, только не в Нижнюю палату. Стать депутатом, с утра до вечера заниматься законотворчеством, отказавшись от своего "хлебного места" - не очень заманчивая перспектива для чиновника. Скорее всего, чиновничий аппарат не ринется на выборы.
В самом Сенате не будет "чужих" людей. Хокимы областей автоматически станут сенаторами, плюс 16 человек, назначаемых лично Президентом страны. Это тридцать мест из восьмидесяти. Кроме того, формированием остальной части Верхней палаты будут заниматься все те же хокимы областей. Таким образом, заранее можно прогнозировать - такой Сенат будет способен заблокировать любой неугодный ему законопроект.
- Наверняка сформируются инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в депутаты Олий Мажлиса, которые не будут иметь никакого отношения к нынешним так называемым оппозиционным партиям. Какое, по вашему мнению, в процентном отношении будет их число?
- Пройти от инициативных групп граждан к участию в выборах - задача не из легких. Надо создать такую группу численностью не менее ста человек в определенном регионе. Необходимо также собрать 8 процентов подписей от общего числа избирателей данного округа. Причем, эти проценты должны быть пропорционально распределены по всем населенным пунктам избирательного округа – городам, поселкам, кишлакам. В лучшем случае таких депутатов наберется не более 10-15 процентов от всего состава будущего парламента.
- Одну из причин аморфности политических партий их руководители видят в отсутствии их государственного финансирования. На ваш взгляд, только ли в этом причина?
- Причина заключается в политической культуре партий. К сожалению, они не хотят пересмотреть данный стереотип. Их главная проблема – не в отсутствии финансовых средств. Если они будут свободными по-настоящему, то найдут их. И найдутся люди внутри Узбекистана, желающие финансировать политические партии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |