Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российские Вести №7 25.02. – 02.03. 2004
Алик Назаров
Ислам Каримов усиливает давление на соседей
Президент Узбекистана переходит на позиции жесткого курса в рамках СНГ. Причинами этого стали внутриполитическая ситуация в его стране и растущее давление со стороны мирового сообщества. Прочность режима теперь во многом зависит от его умения стабилизировать положение.
Расширяющаяся активность узбекской оппозиции как внутри страны, так и за рубежом достаточно болезненно воспринимается президентом Исламом Каримовым. Попытка создания системы "управляемой демократии", предпринятая летом-осенью прошедшего года и приведшая к частичной легализации политических противников режима, тем не менее не дала ожидавшихся результатов: оппозиция в отношении Каримова не смягчилась.
Не менее чувствительным для официального Ташкента продолжают оставаться его взаимоотношения с соседями по региону, так как борьба за первенство в Центральной Азии еще впереди, и многое зависит от "стартовых позиций". Не секрет, что нажим на соседние Киргизию и Таджикистан для Ислама Каримова представляет собой первый шаг в этом направлении.
Помимо этого, ему хотелось бы заручиться поддержкой и внешних сил, тем более, что отношения с США и европейцами начали серьезно портиться, хотя и не дошли до степени открытого конфликта. Ставка в этой игре делается на Москву.
Недавний отказ узбекской стороны окончательно признать ранее достигнутые договоренности по делимитации одного из участков границы с Киргизией произошел в период, когда парламент соседней страны принимал поправки к закону о языке, по которому русский переставал быть наряду с киргизским государственным языком. Примечательно, что в это же время Ташкент обратился к Москве с просьбой о выдаче задержанного ранее в России Юсуфа Косимохунова, подозреваемого в том, что он является руководителем партии Хезб ут-Тахрир, запрещенной в Узбекистане и России как террористическая исламская организация. Этими действиями узбекская сторона начинает привлекать внимание России к себе с тем, чтобы усилить взаимодействие в Центрально-Азиатском регионе в борьбе со своим главным оппонентом - Казахстаном.
Столь экзотический на первый взгляд план в действительности имеет под собой реальную почву. Во-первых, отношения между Москвой и Астаной продолжают испытывать на себе влияние невысказанности по многим проблемам, включая и внутриполитическое будущее Казахстана. Во-вторых, у России, по мнению Ташкента, может появиться желание улучшить отношения с Узбекистаном после долгого периода похолодания и демонстративной дружбы этого центральноазиатского государства с евроатлантическим сообществом, так как сильных союзников у Москвы в регионе нет. Наконец, в-третьих, Ислам Каримов весьма заинтересован в поддержке Россией разрабатываемого механизма передачи власти в руки приемника узбекского президента, которого он выберет сам. Все это позволяет говорить о стремлении официального Ташкента усилить российское направление внешней политики в целях усиления существующего внутриполитического режима. Именно поэтому узбекский президент начинает демонстрировать жесткость как на региональном уровне, так и на внутриполитической арене. К числу последних относится преследование всех недовольных или осмеливающихся критиковать существующий режим.
Жесткие действия в отношении неподконтрольного властям конфессионального объединения оправдываются ими как необходимость бороться с терроризмом. Это обстоятельство уже было отмечено зарубежными наблюдателями и международными организациями, увидевшими в подобных действиях попытку скрыть за тезисом борьбы с экстремизмом политические репрессии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |