Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Фадеев
Развязанная с осени прошлого года на Западе кампания по обвинению руководства Республики Беларусь в незаконных поставках оружия “террористическим режимам” не только продолжается, но и приобретает необычайно острый характер. 16 февраля в Минск неожиданно прилетела делегация конгрессменов из США во главе с членом комитета по безопасности американского парламента Дж. Сэкстоном. Руководитель группы заявил, что данный визит должен показать озабоченность США по поводу многочисленных свидетельств из различных источников о том, что Белоруссия участвует в торговле оружием с государствами и лицами, поддерживающими терроризм и, что не исключено, в подготовке военных специалистов, связанных с этими странами или группами.
Комментируя визит делегации Палаты представителей Конгресса США, министр иностранных дел РБ Михаил Хвостов отметил, “что у нас нет проблем и проблемных вопросов в отношении незаконной торговли оружием. То, что делается в Беларуси, делается исключительно в рамках решения Совета Безопасности ООН, и, если этот важнейший орган говорит о том, что существует запрет в отношении торговли с какой-то страной, мы безукоснительно применяем это решение.
С нашей стороны была проявлена открытость, мы представили сведения, факты, цифры, обозначили, что вопрос политизирован, политизируется и что нужно снимать политизацию этого вопроса. Беларусь не является проблемной страной в этом смысле, мы действуем открыто, честно и грамотно”.
Министр обороны РБ Леонид Мальцев отреагировал с военной прямотой: “ мы суверенное государство, и вопрос, с кем нам торговать или не торговать, решаем мы сами… Да, мы сегодня занимаемся этим делом. Но это же не Олимпиада, чтобы говорить о том, что входим мы в десятку крупнейших поставщиков или нет”.
Не успели остыть страсти после скоротечного десанта американских конгрессменов, как в Минск 21 февраля пожаловал помощник государственного секретаря США Стивен Пайфер. Он прозрачно намекнул белорусским властям, что США предпримут довольно жесткие меры, если у них окажется информация о том, что республика торгует оружием с “неблагонадежными” странами.
Практически, Пайфер в дипломатичной форме объявил руководству РБ своеобразный ультиматум. Что же так встревожило представителей законодательной власти и высокопоставленных чиновников Госдепартамента из-за океана? Зачем так активно в последнее время из Белоруссии пытаются сделать “проблемную” страну в контексте торговли оружием? Ведь давно не является секретом то, что республика осуществляла ряд лет масштабные поставки вооружений, как и то, что весь экспорт оружия шел через государственные каналы стран-импортеров в строгом соответствии с международными нормами, регламентирующими передачу военной техники и вооружений. Кроме того, РБ выполняла и требования Организации Объединенных Наций по недопущению поставок вооружений в отдельные страны, в отношении которых действуют режимы санкций ООН (резолюции № 661 от 06.08.90 и 687 от 03.04.91).
Более того, вся информация об экспорте вооружений из Белоруссии до последнего времени являлась достаточно прозрачной, поскольку республика в рамках резолюции Генассамблеи ООН № 46/36L от 09.12.91 каждый год представляла данные о белорусских поставках в Регистр обычных вооружений ООН, являясь, помимо прочего, активным участником международных мероприятий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Не так давно в Мюнхене на 38-й ежегодной конференции по безопасности и министр обороны России Сергей Иванов специально подчеркнул, что у его ведомства никаких данных о нарушении Белоруссией международных норм торговли оружием нет.
Очевидно, и об этом проговорился сам Стивен Пайфер, США в предверии потенциальной агрессии против Ирака главным образом тревожат связи военных этой “террористической” страны с белорусскими специалистами в области противовоздушной обороны, в частности обучение белорусами иракских зенитчиков использованию возможностей и практическому применению комплекса ПВО С-300. Поскольку боевые действия против Ирака будут развернуты на первом этапе, скорее всего, в виде авиационной разведывательно-ударной операции ВВС и ВМС США, то важно не допустить “просачивания” в эту страну из Белоруссии зенитных комплексов С-300, способных поражать любые современные летающие объекты, стоящие на вооружении американской армии и флота. Все прочие схемы поставок в другие государства мира белорусских оружия и военной техники, в целом технически и морально устаревших, американцев совершенно не волнуют.
Президент РБ Александр Лукашенко в интервью американской газете “Уолл Стрит Джорнал” 19 февраля еще раз решительно опроверг появившиеся в самое последнее время публикации в западных СМИ о продаже Беларусью оружия в обход санкций ООН. Ранее белорусский МИД в своей ноте, направленной в посольства США, Республики Польша и Израиля, высказал протест против обнародования средствами массовой информации этих государств материалов, в которых республика обвиняется в незаконной торговле оружием. Нота внешнеполитического ведомства РБ так и осталась без всяких последствий, что и неудивительно, учитывая все сказанное выше.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |