Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Turkmenistan.Ru,
27 февраля 2002
Сердар Дурдыев
Сапармурат Ниязов впервые примет участие в саммите СНГ "без галстуков"
Предстоящий 28 февраля – 1 марта неформальный саммит СНГ в Алма-Ате пройдет с участием президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Он ответил согласием на приглашение хозяина встречи - президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что само по себе уже выглядит показательным, учитывая не слишком большую любовь Ниязова к “неформальному” общению в рамках Содружества. На этот раз все по-другому, ибо намеченные темы для обсуждения носят отнюдь не формальный характер и имеют важнейшее значение не только для региональных участников СНГ, но и для стран, не входящих в эту организацию.
Среди главных вопросов, вынесенных на обсуждение – Каспий. Президенты Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана вряд ли упустят возможность представить друг перед другом свои позиции с прицелом на специальную встречу глав прикаспийских стран, которая должна состояться в нынешнем году в Ашхабаде. И сейчас этим государствам важно выяснить, насколько их подходы сочетаются, насколько стороны готовы к тому, чтобы на предстоящем ашхабадском саммите шел предметный, без недомолвок, разговор.
К настоящему моменту, как представляется, дело к тому и идет. Последние заявления официальных лиц указывают на то, что сближение и даже консенсус четырех вышеперечисленных стран вполне реален. Так, российский спецпредставитель по Каспию Виктор Калюжный заявил в четверг 21 февраля, что, рассчитывает на скорое достижение согласия по главному вопросу каспийской проблематики – разделе водоема. При этом он отметил, что в настоящее время в вопросе о разграничении дна Каспия позиции России (“делим дно – вода общая) “практически совпадают” с азербайджанскими, и что “происходит сближение позиций России и Туркменистана”. Казахстан еще раньше присоединился к этой формуле, и потому заявление Калюжного, не опровергнутое никем, подводит к выводу о вероятности общего, согласованного подхода четырех прибрежных государств к вопросу о разделе Каспия. Пятый – Иран – стоит особняком и настаивает на секторальном принципе деления водоема – каждому по 20% грунта, водной толщи и поверхности. И не просто настаивает, а начинает действовать: днем ранее заявления Калюжного министр нефти Ирана Зангане неожиданно сказал, что его страна не будет ожидать выяснения вопроса о правовом режиме Каспийского моря. “Мы начинаем действовать, опираясь на наше собственное понимание законности, и не допустим чьих-либо действий в тех частях моря, которые считаем своими”, - заявил министр, и в подтверждение своих слов объявил о начале реализации Ираном нефтяных и газовых проектов на Каспии, не дожидаясь окончательного соглашения о разграничении национальных секторов.
Означает ли это, что каспийский узел затянулся еще больше? В какой-то мере. Но, с другой стороны, именно такая внезапная активность Ирана и может привести в скором времени к превращению крепкого морского узла в “гордиев” с соответствующим историческим способом его развязывания. То есть, если Тегеран настаивает на суверенных правах на свою часть водоема (или на ту, которую считает своей), то это дает полное основание остальным ответить тем же и рассматривать неиранскую часть моря уже в качестве объекта четырехсторонних договоренностей, причем с большими шансами на скорый консенсус, тем более что небогатый природными ресурсами иранский шельф не является предметом чьих-то притязаний. И в этом случае схема “пять минус один” станет уже решением, пусть и не идеальным. Другой вопрос – кому от этого хуже.
Политика – искусство возможного, а терпение и терпеливость в нем - скорее преимущества, чем недостатки. Думается, нужно все-таки попытаться договориться на пятисторонней основе. И пусть в этом смысле ашхабадский саммит не станет “прорывным”, пусть не будет очередного “исторического” заявления, о котором потом и не вспомнят. Формальности, в данном случае, не главное, и путь к прочно скрепленному договору начинается с мягкого протокола о намерениях. Прав в этом смысле инициатор саммита президент Ниязов, говоря о значении встречи “пятерки” как факте, призванном подтвердить наличие пока, на данном этапе, хотя бы политической воли глав всех прибрежных государств к собранному и предметному разговору – без обид, ложно понятой принципиальности и демонстраций собственной “несгибаемости”. А это уже немало.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |