Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ИА «Регнум»,
6 марта 2004
4 марта в Государственной Думе состоялось заседание круглого стола, организованное комитетами по международным делам и по делам СНГ и связям с соотечественниками, и обсуждающего положение в Латвии русскоязычного населения в связи с введением обновленного закона об образовании. Напомним, что, согласно этому закону, с 1 сентября 60% предметов в старших классах русских школ будут преподаваться на латышском языке. Сразу после принятия данного закона Госдума на своем заседании обратилась к латвийскому Сейму. В обращении к латвийским коллегам, в частности, говорилось, что такое решение "стало бы еще одним шагом в политике ужесточения латвийского законодательства в области образования для 40% жителей Латвии, считающих русский родным языком". Однако в тот же день некоторые представители латвийского руководства заявили, что обращение нижней палаты российского парламента к Сейму по поводу названного закона является вмешательством во внутренние дела республики.
Сегодня на российской политической сцене заметны три участника, занимающихся вопросами проблемных отношений с Латвийской Республикой. Это думский комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, думский комитет по международным делам (в ведении которого находится законодательное регулирование отношений с Латвией) и МИД. Представитель первого участника, председатель Комитета Госдумы по международным делам и глава делегации Российской Федерации в европейских международных организациях Констанин Косачев заявил после заседания "круглого стола", что проблема защиты прав русскоязычного населения Латвии должна решаться Россией с помощью воздействия на власти этого государства со стороны международного сообщества. Он отметил, что в результате его встреч с председателем и генеральным секретарем ОБСЕ, а также главами Парламентской ассамблеи ОБСЕ и ее комиссии по делам национальных меньшинств была в предварительном порядке поддержана инициатива российской стороны рассмотреть на заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая состоится в июле в Эдинбурге, ситуацию с нарушением прав русскоязычного населения в Латвии.
К.Косачев отметил, что он не сторонник двух крайних позиций - замалчивания проблемы ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и требований законодательно пойти на принятие экономических санкций в отношении этой республики. Депутат считает, что с точки зрения соблюдения прав русскоязычного населения "Латвия выделяется в худшую сторону среди республик Балтии", поскольку в Эстонии в последнее время предпринят ряд шагов в позитивном направлении. К.Косачев отметил, что последний период охарактеризован "крайне скупыми российско-латвийскими контактами на межгосударственном уровне, фактически заморожена работа межправительственной комиссии и не подписан нашими странами договор о государственной границе".
Аналогичной точки зрения придерживается и второй участник процесса, МИД РФ. По словам члена Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина ("Единая Россия"), и.о. первого заместителя министра иностранных дел Элеонора Митрофанова направляла официальное заявление МИД в Комитет ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками о принципиальной позиции министерства о нецелесообразности принятия этого закона, вводящего экономические санкции в отношении Латвии.
Третий участник разрешения конфликтной ситуации, Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, сейчас как раз занимается доработкой законопроекта о мерах РФ по предотвращению нарушений основных прав и свобод граждан Российской Федерации в Латвийской Республике. Еще депутатами третьего созыва рассматривались два документа, вводящих экономические санкции в отношении Латвии, однако оба эти документа так и не прошли второго чтения в нижней палате парламента.
Проект ФЗ "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике", о котором идет речь, был внесен Юрием Кузнецовым (экс-депутат фракции ЛДПР), Вячеславом Скворцовым (экс-независимый депутат), Георгием Тихоновым (экс-депутат группы "Регионы России"), Анатолием Чехоевым (экс-депутат фракции КПРФ) и Геннадием Чуркиным (экс-депутат Агропромышленной группы). На законопроект поступили, в целом, отрицательные заключения Президента и Правительства страны. В них, в частности, говорилось, что в данном законопроекте "фактически речь идет о введении полного эмбарго в отношении Латвии (кроме гуманитарной помощи и услуг в области коммуникаций), что является крайней мерой. Принятие подобного закона в значительной мере сузит для российской стороны возможности маневра, повлечет за собой ощутимые материальные затраты, что представляется контр продуктивным".
По итогам заседания круглого стола пока не выработано окончательного решения по поводу того, какие именно меры будут приняты, однако, по словам первого заместителя председателя ГД Любови Слиски, законопроект, при желании, может быть рассмотрен в течение марта. Напомним, что 28 февраля председатель латвийского сейма Ингрид Удре пригласила посетить Латвию с официальным визитом спикера Госдумы Бориса Грызлова. МИД Латвии приветствовал эту инициативу. Б.Грызлов до сих пор не ответил на эту инициативу.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |